Диссертация (1155559), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Колчака, среди которых имелись выходцы издореволюционной интеллигенции. В июне 1921 г. Управление трудаСибревкома предписало всем губернским учреждениям организовать отборсреди встающих на учет колчаковских офицеров лиц, подходящих по своему1ГАНО. Ф.1232. Оп.1. Д.1. Л.43.99образовательному уровню и профессиональному стажу для службы вгубернских и уездных органах.Согласно распоряжению Управления труда Новониколаевскогогубисполкома, датированному 14.06.1921 г., был составлен список лиц,закончивших юридические факультеты и обладавших соответствующимпрофессиональным стажем. Целью составления этого списка былонаправление вошедших в него лиц в распоряжение Губисполкома в порядкемобилизации.
Список включал в себя 31 фамилию: девять специалистовпланировалосьиспользоватьвработесоветскихучрежденийнеюридического профиля, а к деятельности специалистов Губюстапланировалось привлечь двадцать двух оставшихся1.Делопроизводственные документы Губернского управления юстициисвидетельствуют о том, что юридическим знаниям новых чиновников властьотдавала явное предпочтение в сравнении с не совсем идеальнымианкетными данными. «Чуждое социальное происхождение» не помешалоназначениюг.АнфиловаНовониколаевске),народнымаследователемКоростылева–(2-йсудебнымучастоквсекретарем(Новониколаевский уезд, 9–й участок).
Многие мобилизованные юристыпополнили аппарат самого Губюста; кто-то – на правах простыхконсультантов (Дементьев, Длугач, Медведев и Шредер), а кто-то – на болееответственных постах: Иванов стал заведующим информационного отдела,Назаров возглавил административно-хозяйственный подотдел,–инструкторскийЧерняковсталподотделзаместителемсудебно-следственногозаведующегоИльинскийподразделения.судебно-следственногоподотдела.
Имевшие опыт канцелярской работы Голубков и Зубарев сталисекретарем общего подотдела и секретарем Совнархоза, соответственно, аЧетверо (Варжницкий, Демидов, Нечаев и Островский) отказались от назначения, сославших, главнымобразом, на предстоящий выезд за пределы губернии [Прим. автора].1100бывший судебный следователь Зеленцов был назначен заместителемруководителя судебно-следственного отдела.Примечательно, что о высокой оценке профессиональных знаний иопыта новыхспециалистов состороны руководства Губисполкомасвидетельствуют не только высокие должности, на которые они былиназначены, но и неплохое жалование: всем им, как и народным судьям, былприсвоен 14–й разряд в тарифной сетке, имевшей всего 17 разрядов.Больший интерес для нас представляют персоналии Евсиовича1Макарина и Цветкова.
Они были распределены в консультационныйподотдел Губернского управления юстиции, фактически взявший на себяполномочия адвокатской коллегии2, а в дальнейшем сыгравший ключевуюроль в ее организационном оформлении.Во 2-й пол. 1921 – 1-й пол. 1922 г. консультационный подотделзанимался оказанием правовой помощи организациям и рядовым гражданампоихзапросам.МатериалыдокладаСибюсту,подготовленногосотрудниками Новониколаевского управления юстиции, свидетельствуют отом, что только в течение первых 3-х месяцев консультанты подотделапомоглисоставитьвосемьдесятобращенийгражданвразличныегосударственные органы. Сами советские учреждения обращались вподотдел с просьбой о составлении заключений по различным договорам идоговорным спорам (вопросам аренды, налогообложения, предоставленияразного рода льгот)3.Помимо этого сотрудники подотдела ежедневно предоставлялижителям Новониколаевска устные консультации по самому широкомуспектру вопросов – трудовым и жилищным спорам, организации частногопредпринимательства.здесь и пригодился его опыт работы присяжным поверенным в дореволюционном Мариинске [Прим.автора].2ГАНО.
Ф.1232. Оп.1. Д.1–а. Л.13.3всего за квартал было составлено 35 подобного рода документов [Прим. автора].1101Наконец, специалисты консультационного подотдела осуществлялифункцию судебной защиты, как в процессах, проходивших в судах общейюрисдикции (Губернский советский суд, Народные суды), так и вГубернском революционном трибунале.С нашей точки зрения, столь многообразная юридическая практикаконсультационногоцелесообразностиподотделаинагляднонеобходимостисвидетельствоваласозданияопрофессиональнойспециализированной системы юридической помощи.Непосредственное решение о создании на территории губернииорганизации советской адвокатуры было принято 26 июля 1922 г.Насобрании сотрудников Губюста заведующему отделом было порученоразработать текст анкеты для лиц, выразивших желание занятьсяадвокатской деятельностью и определить оптимальное для губернииколичество профессиональных защитников1.Уже 2 августа центральный орган большевистской прессы регионаопубликовалофициальноеобъявлениеНовониколаевскогогуботделаюстиции о формировании при нем коллегии защитников по уголовным игражданским делам2.
В августе происходило укомплектование кадровогосостава коллегии: желающие вступить в коллегию подавали заявления наимя заведующего Отделом юстиции3.Упомянувавгустовскоеобъявлениев«СоветскойСибири»,необходимо отметить, что роль данного печатного издания в созданиисоветской адвокатуры на территории Новониколаевской губернии былачрезвычайна велика.
Будучи официальным рупором партийно-советскойпропаганды она просто не могла остаться в стороне от той дискуссионнойкампании, которая развернулась в советской прессе в связи с возрождениемГАНО. Ф.1232. Оп.1. Д.6. Л.1.Советская Сибирь. 1922.
2 августа.3допускалась как личная подача заявления, так и пересылка его по почте, для чего в объявленииуказывался почтовый адрес: Новониколаевск, ул. Барнаульская, д.48 [Прим. автора].12102старого и, как казалось многим партийным идеологам, отжившегобуржуазного института. В середине августа позиция этих «непримиримых»была подвергнута критике в статье А. Глузмана «Прокуратура иадвокатура», которая подводила итог дискуссии, утверждая, что сомнениямногих вовлеченных в нее специалистов о нецелесообразности созданияпрофессиональной адвокатуры в рамках системы советского правосудияабсолютно не обоснованы.
А. Глузман подчеркивал, что большевики недопустят воссоздания присяжной адвокатуры, легализуемые платные услугини в коем случае не будут исключать возможность предоставленияюридических консультаций на безвозмездной основе, а неимущим помощьбудет в любом случае оказываться бесплатно1.В самом начале осени, после того как все идеологические сомнениябыли окончательно преодолены, а губернский комитет РКП (б) согласовалсписок кандидатов в члены коллегии, П.Г.
Алимов, исполнявшийобязанностиНовониколаевскогогубернскогопрокуроранаправилА.Н. Кытманову, председателю Губернского советского народного судаперечень персоналий. В этот список, составленный 1.09.1922 г., вошлиимена двадцати будущих адвокатов: Айзенберга, Березовского, Вольфовича,Канцелярского, А. Карпова, Клокова, Кокосова, Колдомасова, Красовского,Оссинского, Панафидина, Пачколина, Преображенского, Придорогина,Пронского, Серебрянникова, Темкина, Чудинова и Шпиндлера2.Примечательно, что в процессе согласования списка кандидатов ввысшей губернской судебной инстанции этот список полностью изменилсяи значительно сократился.
В новой редакции он включал в себя всего десятьимен – П. Д. Александров, А.М. Васильев, Н.П. Васильев, И. П. Груздев,А.И.Длугач,А.А.Лебедев,В.Д.Любимов,Г.В.Михайлов,Д.И. Родишевский и Б.М. Тельтовт 1. Почему и каким образом суд решил12Советская Сибирь. 1922. 19 августа.ГАНО. Ф.1232. Оп.1.
Д.10. Л.20.103подправить решение партийных органов, что было вопиющим нарушениемсоветской субординации, остается неясным. Можно лишь согласиться спредположением Е.А. Быковской, согласно которому кандидаты полностьюне отвечали требованиям законодательства об адвокатуре. Второе жепредположениеавтораотом,чтопротивпредложенныхПетромГригорьевичем Алимовым кандидатур выступили сотрудники особогоотдела Новониколаевского губернского управления ГПУ, с нашей точкизрения, сомнительно, поскольку маловероятно, чтобы губком партии заранеене перепроверил вносимых им кандидатов в данном ведомстве.Датой начала работы Новониколаевской коллегии защитников поуголовнымигражданскимделам,фактическиознаменовавшейвозобновление прерванной революционными событиями и гражданскимпротивостоянием деятельности адвокатуры в западносибирском регионе,стало 5 октября 1922 г.
На состоявшемся в этот день собрании членовпрезидиума Николаевского Губсовнарсуда было, во–первых, официальнообъявлено о создании коллегии, а во–вторых, рассмотрены заявления оприеме в нее десяти согласованных ранее кандидатов, а также Г.И Зеленцоваи П.