Диссертация (1155326), страница 36
Текст из файла (страница 36)
И идут накруги» (С. 139). Затем мотивы ухода и возвращения расширяются, потому чтоавтор вводит промежуточный мотив духовных исканий, жизненного пути поэта:«Хорошо, коли так. Значит, ищут судьбу. / А находят себя, если все же находят»(С. 140). Этот мотив раскрывается и через небесные образы: «На Молочном путивход с восхода открыт» (С. 140). Рассматриваемый вертикальный образ,расширяясь до бесконечности, как бы охватывает весь мир. Третья часть триптихаоткрывается образом страны чудес – сказочного ирреального пространства:«Колея по воде... Но в страну всех чудес / Не проехать по ней, да еще налегке, дас пустым / разговором» (С.
142). Знаменательно, что колея не оставляет следов(ср. с песней «Зимняя сказка», где герой на снегу не оставляет следов: «Я усталкочевать от Москвы до самых дальних окраин. / Брел по горло в снегу. Оглянулся- не осталось следа» (С. 79)), следовательно, этот вертикальный путь – путьметафизический, «нереальный».
Вероятно, в образе неба поэт воплощает феноменнеизменности в своей стране.Художественное пространство, расширяющееся к концу первой частипесни, охватывая весь мир, в финале вновь сужается до локуса жилище,выраженного в образе землянки, но здесь же расширяется до площади целойстраны. Таким образом, локус дом трактуется как вся Россия:Да, в общем, места в землянке хватает на всех.А что просим – да мира и милости к нашему дому.(С.
142)Необходимо отметить, как Н.К. Нежданова объясняет обращение Башлачёвак творчеству В. Высоцкого: «Говоря о свердловской школе и провинциальных173рок-бардах (Ю. Шевчук /Уфа/, А. Башлачев /Череповец/), отмечаем обращение кавторской песне- к социальной ангажированности и сатире Галича и Высоцкого.Для этих рок-музыкантов характерно внимание и критическое отношение квнешнему миру»456.Итак, рассматривая путь как метафору поэзии, обнаруживаем, что в данномслучае пространством является воображение, следовательно, данный «спациум»является ирреальным, метафизическим, и самое главное отличие этого пути – онвертикальный и представляет собой выход за пределы круга.Путь домой. Как мы уже отметили, путь в поэзии А.
Башлачёва может неиметь конкретной цели, однако этот феномен прослеживается не во всех текстах.Часто конечной целью пути лирического персонажа становится локус дом,следовательно, мотив пути является мотивом возвращения домой. Так, в песне«Музыкант» (С. 85-87) путь имеет конечную точку – локус дом: «Он садился втрамвай, / Он, как водится, ехал домой» (С. 86). Здесь локус окно выступает вкачестве образа надежды музыканта на лучшую жизнь, избавления от усталости,общественного признания и понимания: «Он вставал у окна.
/ И знакомой халдейприносил ему рюмку вина. / Он видел снег на траве. / И безумный оркестрсобирался в его голове» (С. 85-86); «Он вставал у окна. / Видел снег. Он мечтал остакане вина» (С. 86). Но только музыка вселяет надежду в «дрянногомузыканта» (С. 86) и заставляет его жить: «Он мечтал отравить керосиномжену.
/ Но по ночам он слышал музыку...» (С. 87). Так, главными проблемамирассматриваемой песни являются проблемы поэта и толпы, значения искусства(музыки).Мотив возвращения в локус дом как в своё личное замкнутое пространствоприсутствует в песне «Тесто» (С. 143-145). Здесь мотив пути описан, с точкизрения обращения к фольклорным традициям: «По торной дороге и малойтропинке / Раскатится крик Колобка» (С.
144). На этом пути встречаются456Нежданова, Н. К. «Поколение дворников и сторожей...»: черты самоидентификации в рок-поэзии: монография /Н. К. Нежданова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию,Курганский гос. ун-т. – Курган: Курганский гос. ун-т, 2007. – С. 10.174разнообразные препятствия («Душой не кривить перед каждою ямой» (С. 145)) ириски («На самом краю овражины-оврага» (С. 144)). При этом траектория путиимеет чёткое прямое направление: «И гнать себя дальше – все прямо да прямо, /Да прямо – в великую печь!» (С. 145).
Цель пути – локус дом как символ уюта идомашнего очага («Туда, где пирог только с жару и с пылу, / Где каждому,каждому станет светло...» (С. 145)). Однако локус дом – это пространство спроницаемыми границами: «Да что тебе стужа – гони свою душу / Туда, где всеокна не внутрь, а наружу» (С. 145). Мотив пути направлен в локус дом, которыйопределяется как «своё место», своё личное пространство, которое нужно найти,очистить и обустроить:Тут дело простое – найти себе местоПовыше, покруче. Пролить темну тучуДо капли грозою – горючей слезою –Глянь, небо какое!(С.
144)Примечательно, что в данной песне обнаруживаем зимнее пространство.Так, через образ зимы автор описывает тяготы жизни, а образ весны – символнадежды на счастье:Когда злая стужа снедужила душуИ люта метель отметелила тело.Когда опустела казна,И сны наизнанку, и пах нараспашку –Да дыши во весь дух и тяни там, где тяжко –Ворвется в затяжку весна.(С. 143)Одна из центральных тем песни – тема вселенской любви, то есть любвиабсолютно ко всему: «Тут дело простое – нет тех, кто не стоит, / Нет тех, ктоне стоит любви» (С. 143); «Сорвать с неба звезды пречистой рукою, / Смолотьих мукою / И тесто для всех замесить» (С. 144).175Таким образом, мотив возвращения в поэзии А. Башлачёва трактуется каквозвращение в личное уютное пространство с проницаемыми границами.Резюме1.
Пространство земное, обыденное –это пространство быта, которое уА.Башлачёва всегда бессмысленно, отсюда возникает образ круга. Космос,Галактика – это «прикрытие» для старого пространства. Ирреальностьоказываетсясамойчтонинаестьжестокойреальностью.Противопоставление бытового пространства и сказочного подчёркиваетпроблему серости, «бытовухи».2. Экзистенциальный путь в поэзии А. Башлачёва представлен как запутанныйпуть, трудности которого отражают жизненные проблемы. Жизненный путьчасто выражен в образе дороги или железной дороги, но коррелирует смотивами любви, философскими вопросами о смысле жизни и опредназначении человека. При анализе стихотворений рок-поэта мыобнаружили тождество жизнь=путь, которое нашло своё отражение вэкзистенциальном пути.3. Путь по России связан не с городским локусом (как путь в СоветскомСоюзе), а с лесом, полем – с природными пейзажами и зачастую спровинциальным локусом.
Обратим внимание на тот факт, что путь поРоссии связывается преимущественно с национальными пейзажнымиобразами (в отличие от пути по Союзу, связанным с урбанистическойтемой), наделенными национальной фольклорными чертами.4. Рассматривая путь как метафору поэзии, мы приходим к выводу, что вданном случае пространством является воображение, следовательно,данный «спациум» является нереальным, метафизическим, и самое главноеотличие этого пути – он вертикальный и представляет собой выход запределы круга.176ГЛАВА 4.
Модель художественного пространства в творчестве ЯнкиДягилевойВ данной главе диссертационной работы проанализированы категории путии телесности, а также выявлены основные особенности художественногопространства в поэтике Янки Дягилевой.На данный момент существует достаточно большой объём исследований,посвящённых проблеме художественного пространства. Однако «спациум» врусской рок-поэзии, особенно в поэзии Янки Дягилевой, остаётся недостаточноизученным. Поэтика Я. Дягилевой не раз представляла научный интерес дляотечественных литературоведов. Так, А.С.
Мутина457 выявляет особенностифольклоризма в творчестве исследуемого автора; В.В. и Н.В. Багичевы458459анализируют концепты «жизнь» и «смерть» в поэтике Я. Дягилевой; Н.Н.Клюева460 рассматривает песенную поэзию исследуемого автора с точки зренияметрико-ритмическойорганизации,аЮ.В.Доманский461,используясинтетический метод исследования, анализирует песню «Ангедония». Однако наданный момент не существует ни одного труда, посвящённого структурехудожественного пространства в поэтике Я. Дягилевой.457Подробнее см: Мутина, А.
С. «Выше ноги от земли», или Ближе к себе (о некоторых особенностяхфольклоризма в творчестве Янки Дягилевой) / А. С. Мутина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. –вып. 4. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. – С. 187 – 190.458Подробнее см: Багичева, В. В., Багичева, Н. В. Концепт «смерть» в творчестве Янки Дягилевой / В. В. Багичева,Н. В. Багичева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – вып. 9.
– Тверь; Екатеринбург, 2007. – С. 5468.459Подробнее см: Багичева, В. В. Концепт «жизнь» в творчестве Янки Дягилевой / В. В. Багичева // Русская рокпоэзия: сб. науч. тр. – вып. 10. – Екатеринбург; Тверь, 2008. – C. 138 – 144.460Подробнее см: Клюева, Н.