Диссертация (1155196), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Разбить такую дорогую вещь – ах, ИванРоманыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение!Ирина. Это часы покойной мамы» [Чехов, 1986, т. 13, с. 162].Эпизод весьма показателен. Для «старого дома» одной из важнейших составляющих являлась родовая память, уважение к предкам.
Часы покойной матери разбиты – значит, разорвана связь со «старым домом», с родом. Утрата родовой памяти равна утрате родного дома в плане семейного очага, теплой душевной атмосферы взаимопонимания, поддержки, внутреннего покоя, гармонии.
Разбитые часы – еще один предвестник беды (реализация концепта «судьба», «рок»). Тяжелая атмосфера в «старом доме», напряжение, которое нарастает на протяжении всей пьесы, вырывается наружу, внутренняя дисгармониястановится внешней.138Разбитые часы репрезентируют концепт «судьба», «рок» в концептосферепьес Чехова. Мир «старого дома» рушится. Дисгармоничное начало, котороеолицетворяет Наташа в пьесе «Три сестры», побеждает. Сестры и Андрейбольше не хозяева в доме. Наташа – человек настоящего, живущий здесь и сейчас, в предлагаемых обстоятельствах, чувствует себя истинной хозяйкой. В их сАндреем семье нет взаимопонимания, Наташа не обладает тонкой душевнойорганизацией, хорошим образованием и воспитанием, изящным вкусом, поэтому она не способна понять Андрея, найти общий язык с мужем.
С другой стороны, Наташа твердо стоит на ногах в житейском плане, она не живет мечтами,исходит из реальной жизни.В последнем действии Наташа говорит: «Значит, завтра я уже одна тут.(Вздыхает.) Велю прежде всего срубить эту еловую аллею, потом вот этотклен. По вечерам он такой страшный, некрасивый…(Ирине.) Милая, совсем нек лицу тебе этот пояс… Это безвкусица. Надо что-нибудь светленькое. И тутвезде я велю понасажать цветочков, цветочков, и будет запах… (Строго.) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной.) Зачем здесь наскамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит.) Молчать!» [Чехов, 1986, т. 13,с.
186]. Наташа практически повторяет слова Ольги, сказанные ей в первомдействии по поводу ее безвкусного, нелепого пояса, но только теперь ужеНаташа на правах хозяйки делает замечание Ирине.В пьесе «Дядя Ваня» в первом и четвертом действиях присутствует повтор ремарки о том, что «Телегин бьет по струнам и играет польку. Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры» [Чехов, 1986, т. 13, с. 74]. «Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры. Маринавяжет чулок» [Чехов, 1986, т.
13, с. 116]. Если семантический повтор ремарки впьесе «Дядя Ваня» свидетельствует о том, что жизнь снова пошла своим чередом [Кондратьева, Ларионова 2012], то есть о цикличности, свойственной «усадебному тексту», то в пьесе «Три сестры» повтор реплики о поясе свидетельствует о том, что Наташа становится полноправной хозяйкой дома, фактически139выживает сестер. Показательно, что Ольга со старой няней Анфисой вынуждены жить на казенной квартире. Наташа рушит мир «старого дома», все, что дорого сердцу сестер, что связано с историей их семьи, которая для Наташи лишена смысла, как старый клён и еловая аллея, кажущиеся ей уродливыми.
Духовная составляющая семьи, рода ничего для нее не значат, наоборот раздражает. Происходит это из-за того, что Наташа и сестры с Андреем слишком разные,чтобы понять друг друга.Что касается времени в пьесе «Вишневый сад», то там часы как предметная деталь ассоциируется с образом Лопахина.
Это человек настоящего, геройнового времени. Предприимчивый, умеющий добиться своего и извлечь выгоду, он твердо стоит на ногах и знает цену и времени, и деньгам. Лопахин ощущает жизнь здесь и сейчас, всегда помнит о времени, чувствует его: «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад.Думайте об этом!.. Думайте!..» [Чехов, 1986, т.
13, с. 227]. Реплики Лопахинасопровождаются ремарками типа «поглядев на часы»: «… (Поглядев на часы, вдверь) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут!Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь» [Чехов,1986, т. 13, с. 243]. Лопахин единственный, кто в пьесе живет настоящим, всеостальные действующие лица либо поглощены прошлым, воспоминаниям (Раневская, Гаев), либо устремлены в будущее (Петя Трофимов).Энергичный и целеустремленный герой нового времени – купец Александров – появляется и в романе А. П. Балавенской «Старый дом». Гаев – человек, живущий в «линейном» времени, противопоставленном времени «циклическому», в котором живут обитатели «старого дома» пьесы «Вишневый сад»:«“Циклический человек” жил в мире возвращающихся приливов и отливов;каждую весну с пробуждением природы он закладывал основы урожая, который должен был спасти его на следующий год; каждую осень собирал плодытрудов своих, каждую зиму вместе с природой как бы погружался в сон.
Циклэтот перебивался некоторыми событиями личной жизни, тоже, впрочем, обыч-140но вписанной в нерушимый природный ход вещей» [Кнабе, 1993, с. 113]. Другими словами, «циклический человек» выстраивает свое существование вследза естественным ходом жизни.«Линейное время – это время истории, которая, неуклонно развиваясь,стремясь вперед, каждый день ставит человека перед чем-то новым и неожиданным, перед необходимостью бороться, защищать свое достояние, свое племя, идти что-то открывать, от кого-то обороняться или кого-то завоевывать ипотому требует постоянного колоссального сосредоточения духовных и материальных сил» [Кнабе, 1993, с. 113– 114].В концептосфере Чехова присутствует и настоящее, и прошлое, и будущее, но эти категории неоднородны.
В пьесе «Вишневый сад» шкафу сто лет,шесть лет назад утонул сын и умер муж Любови Андреевны Раневской, сорокпятьдесят лет назад еще знали, помнили, как нужно правильно обрабатыватьвишню и так далее. «Вечность просвечивает, сквозит и прорывается сквозьмгновение, не лишая его, однако же, собственного – летучего животрепещущего смысла» [Зингерман, 1988, с. 111].Обитатели «старого дома» не чувствуют реального времени, не умеютраспорядиться деньгами, жить по средствам.
Любовь Андреевна о себе говорит:«Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» [Чехов, 1986, т. 13,с. 220]. Об этом свидетельствует эпизод, в котором она роняет портмоне и рассыпает монеты, а в последнем действии, будучи стесненной в средствах, отдаетденьги какому-то проходимцу, так как не знает им цену. Неприспособленностьк реальной жизни в новых экономических условиях в конце концов приводитусадьбу к разорению и гибели.Для «старинного дома» А. С.
Пушкина, «старого дома» И. С. Тургенева иА. И. Гончарова характерен «усадебный хронотоп, то есть состояние счастливой безмятежности и покоя в замкнутом пространстве обустроенной природы»[Щукин, 2007, с. 320]. Подобный принцип берет свое начало в традиционнойкультуре, где «свой» упорядоченный, гармоничный мир дома всегда противо-141поставляется, отгораживается от внешнего, «чужого», враждебного окружающего мира. Как в прозе, так и в пьесах Чехова границы «старого дома» легкопреодолеваются: «С улицы к реке через сад ходят изредка прохожие; быстропроходят человек пять солдат» [Чехов, 1986, т. 13, с.
172]. С другой стороны,герои пьес Чехова находятся в плену дома в силу ряда обстоятельств, ощущаютсебя дискомфортно внутри замкнутого пространства «старого дома». Героямпьес Чехова комфортнее в гостинице, во временном жилище, их внутренниесвязи со «старым домом» утрачены навсегда, они лишены корней.В домах героев, как уже отмечалось, множество дверей и открытых окон,что свидетельствует о незамкнутости пространства. В пьесе «Вишневый сад»Любовь Андреевна Раневская смотрит в открытое окно на сад, вспоминая детство. Ей кажется, что по саду идет ее покойная мать.
«Посмотрите, покойнаямама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она» [Чехов,1986, т. 13, с. 210]. Открытое окно в сад – открытая граница между прошлым инастоящим, между миром живых и миром мертвых [Кондратьева, Ларионова.2012]. Раневская видит покойную мать, для нее мир прошлого открыт, мир, частью которого вскоре, после продажи «старого дома», станет и она сама. У Гаева окно рождает воспоминание о покойном отце: «Помню, когда мне былошесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел вцерковь…» [Чехов, 1986, т. 13, с.
252]. Гаев также тесно связан с прошлым, частью которого, вероятно, в ближайшем будущем предстоит стать и ему. Гаеввспоминает и Троицын день – важнейший среди годичного цикла церковныхпраздников, которому, наряду с Пасхой, Рождеством Христовым, днями ангелов домочадцев, традиционно подчинялся домашний распорядок сначала «старинного», а позже и «старого домов» [Нащокина, 2007].Сад – обязательный элемент «старого дома».
В пьесах Чехова – это классический усадебный сад, воплощение истинной красоты, естественности. Вследза традицией изображения усадьбы в русской литературе XIX века Чехов воспринимает сад логичным продолжением дома, составляющим с ним единое це-142лое: «Настоящий дом для него (Чехова), как и для героев его пьес, неотделим отсада, сад (красота, созданная человеком и природой) – продолжение дома, а домзавершает окружающий его усадебный пейзаж» [Зингерман, 1988, с.
87]. В пьесе «Вишневый сад» действие начинается в мае, поэтому сад белый, он цветет.Белый – характерный цвет для «старинного дома», он олицетворяет чистоту,истинную красоту, гармонию. В пьесе сад – это связь с прошлым, с корнями,это воспоминание о детстве. Это символ счастья, жизни, вечной красоты, которая вот-вот исчезнет, уйдет в прошлое, останется только в воспоминаниях: «Омой милый, мой нежный, прекрасный сад!..