Диссертация (1155177), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Так, С. Чупринин в статье «Высокая (ли)болезнь»(2003)уместновспоминаетпервыестрокистихотворенияА. Вознесенского «Монолог читателя на Дне поэзии 1999 года», называя ихпророческими: «Четырнадцать тысяч пиитов / страдают во мгле Лужников. /Я выйду в эстрадных софитах — / последний читатель стихов». И «со всейответственностью» заявляет: «…Около четырнадцати-пятнадцати тысяччеловек не только пишут сегодня стихи на русском языке, но и выпускают их115Сидоров Е. Поэзия как диагноз // Знамя.
– 2007. – № 12. – С. 174–191.63отдельными сборниками. Если же прибавить сюда тех, кто книжку пока невыпустил, но печатается в газетах, журналах и альманахах, кто запускаетсвои исповеди и проповеди в интернет, то этого множества никакой Ramblerи никакой Yandex не учтут» 116. И добавляет: литературоведу такое обилие«небожителей»кажется«культурнойкатастрофойнациональногомасштаба»117. Приговор его суров: около двух третей «легиона» современныхавторов — безнадежные графоманы.В 2007 году Д. Кузьмин в докладе «Русская поэзия в начале XXI века»говорил о шести–семи сотнях поэтов, каждый из которых занимает своюнишу в литературном пространстве. Однако, и такое количество пишущих,критик счел избыточным для понимания контекста и ознакомления с общейкартиной современной поэзии.
А. Скворцов, составитель антологиисовременной поэзии «Лучшие стихи 2012 года», тоже пытался очертить кругсовременных авторов, творчество которых представляет ценность дляразвития литературы. В статье «Живой контекст» он пишет, что в Россииоколо двухсот пятидесяти «активно действующих, истинно современныхрусских поэтов во всех смыслах прилагательного “современный”» 118.Позже, в ходе лекций и публичных выступлений, А.
Скворцовостановился на числе сто пятьдесят119. В большем, по его мнению,количестве авторов «нет необходимости». Он считает, что расширение кругапоэтов за счет снисхождения к многообещающим дарованиям, но пока нетворцам в полном смысле этого слова, снижает планку вкуса и у критика, и учитателя. Отчасти поэтому в его списке практически нет авторов моложеЧупринин С.И. Высокая (ли) болезнь: К вопросу бытования поэзии в современнойРоссии // Знамя. – 2004. – № 1. – С. 171.117Там же. – С.
171.118Скворцов А.Э. Живой контекст: (заметки составителя антологии) // Арион. – 2014.– № 3. – С. 31–40.119Это число А. Скворцов озвучил на публичной лекции в рамках общественногопроекта «ПОЭТ И» во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи07.12.2017. Полная видеозапись лекции есть в открытом доступе. URL:https://vk.com/video-156768733_456239018 (дата обращения : 07.07.2018).11664тридцати пяти лет. Стихотворения начинающих А. Скворцов считаетнедостаточно «свежими и значительными», а самих авторов упрекает в малойстепени начитанности.
Литературовед приходит к печальному выводу: сменапока не подросла. По его мнению, дней связующая нить порвалась: молодыепоэты, сами того не понимая, идут по истоптанной уже тропе. Одна изпубликаций А. Скворцова так и называется: «Без поколения». Так авторподчеркивает, что пять-шесть активно публикующих качественные стихимолодых поэтов не могут составить конкуренцию старшим товарищам:смены вех не происходит 120.Некоторые поэты, критики, литературоведы приводят всего несколькоимен, по их мнению, «выдающихся» современников.
Самыми значительнымифигурами в литературном процессе первых двенадцати лет XXI векаЮ. КазаринсчитаетС. Гандлевского,О. Седакову,Д. Новикова,С. Шестакова и Б. Рыжего121. Поэт А. Скидан выделил К. Медведева,А. Драгомощенко,Д. Голынко-Вольфсона,В. Ломакина,Л. Шваба,Е. Шварца, О.
Седакову и Е. Фанайлову122.Аналогичных списков «лучших поэтов» множество, однако несколькофамилий в каждом из перечней повторяются, образуя топ самых популярныхавторов. Естественно, каждая подборка субъективна. Споры о том, когосчитать «настоящим поэтом» были всегда. С чего бы им утихнуть в нашевремя? К примеру, Д. Кузьмин, куратор сначала альманаха, а после сайта с«новейшей»поэзией«Вавилон»,претенциознопубликовалдесятки«маргинальных поэтов», верлибристов-экспериментаторов, которых, как исамого Д. Кузьмина, многие современники критиковали. После выходаантологии «Девять измерений» (2004), одним из составителей которыхОб этом: Скворцов А.
Без поколения // Арион. – 2015. – № 3. – С. 12–24.Казарин Ю. Мелодия из милости и силы...: О поэзии Ольги Седаковой // Урал. –2013. – № 1. – С. 344–356.122Скидан А. Сильнее урана. Современная женская поэзия // Воздух. – 2006. – № 3.URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2006-3/skidan-critic/ (дата обращения:28.08.2018).12012165являлся опять же Кузьмин, ряд коллег жестко прошлись по творчествунапечатанных в сборнике авторов, пытавшихся явить широкой публикемногополярный ландшафт новейшей поэзии. В частности, А. Рудалевсравнил какофонию из хора, представленных в сборнике авторов, спадающей «вавилонской» башней: «Смешение языков, шок, когда всерушится, и никто ничего не видит, не слышит, не понимает.
Воспринимаетсялишь гул разлома, разрушения, сливающийся в эпитете “новое”» 123.Наиболее язвительно об антологии отозвался И. Шайтанов: «Авторумер… В пределах “Девяти измерений” (по крайней мере большинства изних) смерть автора — событие не теоретическое, а всамделишное, то естьреально случившееся»124.
Шайтанов, к слову, широко известен недоверием к«новейшей» поэзии и творчеству тридцатилетних авторов. Критику частоприпоминают высказывание: «Среди тех, кто пишет и публикует стихи, ввозрасте моложе пятидесяти имен нет, есть колебания стиля»125. Спустя семьлет после публикации статьи с этой цитатой, Шайтанов отметил-такинескольких «новичков», в частности, М. Амелина, который сейчас близкоподошел к пятидесяти.ВответКузьминобрушилсянакритиковсобличениемв«обывательстве», косности, губительном отсутствии гибкости ума и тяги ктворческому бунту и «литературной эволюции» 126.
Проблема «вкусовщины»встала и после выхода, так называемого, учебника «Поэзия», выпущенногогруппой авторов в 2016 году. Художники слова, не вошедшие в него, инекоторые критики посчитали, что составители просто легитимировали настраницах книги своих знакомых, а просветительскую и образовательнуюРудалев А. О ценностных измерениях «новой» поэзии: [антология «Девятьизмерений»] / А. Рудалев // Вопросы литературы. – 2005. – № 5.
– С. 77–88.124Шайтанов И.О. Стратегия поэтического неуспеха // Вопросы литературы. – 2005. –№ 5. – С. 89–100.125Шайтанов И. И все-таки - двадцать первый...Поэзия в ситуации после-постмодерна // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. – С. 9–43.126Кузьмин Д. Вопли обывателей / Дмитрий Кузьмин о критике новейшей поэзии//Критическая масса. 2005, № 3–4. URL http://magazines.russ.ru/km/2005/3/ku9.html (датаобращения 27.08.2018).12366функции в труд не заложили. При этом ряд образовательных учреждений ужевключили учебник в свои программы.
К тому же, «Поэзия» была удостоенапремии «Книга года — 2016» в номинации «Учебник XXI века».Вечный спор «новаторов» и «архаистов» продолжается не только настраницах толстых журналов, в телепередачах, на поэтических фестивалях, встихотворенияхтоже.Какправило,подобныепроизведенияимеютностальгический характер с некоторым налетом зависти к классикам.Впрочем,такбыловсегда.ВспомнимизвестноестихотворениеН. Коржавина, написанное в далеком 1944 году: «Можем строчки нанизыватьпосложнее, попроще…». Потенциальный героизм лирического героя невостребован, жажда мученичества неутолима, с горечью резюмирует поэт. Витоге, никто «не будет увенчан». К ним автор причисляет и себя. «О вы,которые уснули / Меж двадцатью и сорока, / От яда, от петли, от пули, / Елеяили коньяка, — / Вы, Лермонтов, Есенин, Шелли / И Сирано де Бержерак, / Яспрашиваю: / - Неужели / Я старше вас? / — Да, это так!», — писал в 1956году Л.
Мартынов, заключая в конце стихотворения, что «и моложавый иседой» поэт старше обычного человека. «Вот и все, смежили очи гении», —заключил Д. Самойлов после смерти А. Ахматовой.С иронией и оптимизмом смотрел на смену поколений А. Кушнер. Встихотворении «Последний поэт» (2008), эпиграфом для которого сталоодноименное стихотворение Е.
Баратынского, он пишет: «Что ни поэт — топоследний. Потом / Вдруг выясняется, что предпоследний…». Вывод: будути другие. Впрочем, Кушнер — автор и противоположного вывода: «Стихи —архаика. И скоро их не будет» (По перв. стр., 1994).
Лирическиевысказывания на эту тему бессчетны и среди современных поэтов.М. Шелеховироничнообыгрывает«вымираниячего-либо»,написавстихотворение от лица динозавров:— Мы уходим, — сказал птеродактиль. — И некому нас сменить.Только это отродье крыс, только ботва медуз.А как хочется петь и жевать. И простодушно жить.67Но у кого-то свои дела, и мы оскорбляем вкус…(«Смена оптики», 2012)Мнения о том, кого в начале XXI века стоит считать современнымипоэтами,обобщилЮ.
Орлицкийв статье«Где начинаетсяигдезаканчивается современная русская поэзия?». Со ссылкой на результатыреализованного «Русским журналом» проекта «100 к 10»127, основанного наопросе действующих литераторов и критиков, он делает вывод: «…всекритики и исследователи в той или иной степени согласны, что современнаяпоэзия — это совокупность произведений, создаваемых здесь и сейчас,продукт творчества авторов, живущих и работающих сегодня или совсемнедавно оставивших этот свет»128.Поэтов XXI века условно можно разделить на три поколения. Внеиерархии состоявшиеся ушедшие авторы и авторы самого преклонноговозраста: Н.
Слепакова, Н. Горбаневская, И. Лиснянская, Н. Коржавин иВ. Соснора, Е. Рейн, Ю. Мориц. Большинство из них в истории литературыостанутся, скорее, выдающимися поэтами конца XX века, однако умалятьтого, что они создали в XXI нельзя. Вспомним, Г. Державин прожилшестнадцать лет в XIX веке, но так и остался поэтом века XVIII.В поле внимания, из старших, поэты, преодолевшие средний возраст:А. Кушнер,О. Чухонцев,Б. Херсонский,О. Седакова,А. Василевский,М. Айзенберг,А. Цветков,С. Гандлевский,И.
Фаликов,Б. Кенжеев,И. Иртеньев, А. Еременко. В кругу авторов, которых можно отнести ксреднему поколению — Е. Степанов, А. Пермяков, Н. Азарова, Д. Новиков,В проекте «100 к 10» обобщены ответы на вопрос: «Назовите, пожалуйста, 10лучших современных поэтов, пишущих на русском языке». В нем представлены десятьлюбимых поэтов А. Агеева, А. Алехина, М. Амелина, И. Ахметьева, Д. Бавильского, Д.Бака, И. Булкиной, А. Василевского, А.