Диссертация (1155123), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Дубов233.Наиболее показательно это своеобразие проявляется в повестях «Мальчик уморя» (1963) и «Беглец» (1966). Авторское внимание концентрируется здесьпреимущественно на внутрисемейных проблемах, у него нет счастливыхсемей, на сложных взаимоотношениях взрослых и детей. Его герои –подростки младшего и среднего школьного возраста из неблагополучныхсемей. Деспотичные отцы дерутся, по сути, выживают детей из дома, изсемьи. Матери – страдалицы, замученные работой и болезнями. Герои ищутподдержки извне, сближаются с малознакомыми людьми, в которых находятдрузей более близких, чем родные отцы.
Автор стремится к контрастам,противопоставлениюситуацийихарактеров.Вповести«Беглец»сопоставление отца и нового друга идет по нарастающей, от малого кбольшому. Чем ближе ребенок к «чужому», тем дальше он от «родного».Конфликт повести тоже развивается по нарастающей (положительный геройгибнет), приобретая в конце концов трагическое звучание, раскрывается всяглубина нравственного падения человека.
Этот трагизм не искупаетотносительно счастливый финал произведения.Творчество Н. Дубова, дебютировавшего в 1950-м году, видитсясвоеобразным мостом, во многом соединившим взрослую и детскуюлитературу, кроме того писатель предвосхищает конфликты и характерыидущих за ним авторов. Известный писатель не часто упоминается вкритической литературе234.232Содержательная работа о психологии подростка: Обухова Л.Ф. Возрастная психология.– М.: Педагогическое общество России, 2003.233Подробнее об авторе: Разгон Л.Э. Жизнь и творчество Николая Дубова: Сборник. —М.: Детская литература, 1991.234Можно назвать только двух исследователей, писавших о жизни и творчестве Н.Дубова.
Это Л. Зиман, написавший статью о писателе в книге Русские детские писателиXX века: Биобиблиографический словарь, и Л. Разгон, посвятивший биографии и анализу116Итак, Н. Дубов поднимает проблемы мало затронутые и взрослой,детской литературой. В упомянутой повести «Беглец» он касается темыадюльтера в связи с повествованием о жизни школьника.
Подросток,которого взрослые считают несмышленышем, а потому не стесняютсявыговариваться в его присутствии, показан автором внутренне взрослым.При всем при том, жизнь не успела его «испортить», он чист и благороден.Мальчик не осуждает взрослых за их поступки и проступки. Он готовсмириться с несправедливостью по отношению к себе, но не к другим.Свидетельствомсоединительнойролидубовскоготворчества,писателя, который идет, как правило, по разряду детской литературы235,является преемственная связь Н. Дубова и прозаика, который дебютировалпятью годами позже, – Ч.
Айтматова. Действительно, многие проблемы,конфликты, характеры прозы Ч. Айтматова открываются или начинаются вболее ранних произведениях Н. Дубова. Достаточно красноречиво об этомговорит сравнение повести Н. Дубова «Мальчик у моря» (1963) и книгиЧ. Айтматова «Белый пароход» (1970)236. Их соединяет не только мотивводной стихии в плане содержания. Здесь общий хронотоп: действиепроисходит в изолированном пространстве на берегу моря, ХХ векпроявляется в деталях, в речевой характеристике героев. Дубовский мальчик,как и мальчик Ч.
Айтматова, предоставлен сам себе, по сути, брошенродителями. Он проводит время в общении с природой, в ней он находитуспокоение и поддержку. Первый считает другом свою собаку, второй,можно сказать, сакрализирует мать-олениху. Трагическая кульминация той идругой повести связана с убийством обоих животных. Показательно исходство конфликта. Как бы завуалированный, закулисный, в обеих повестяхон развивается в противопоставлении человека внутреннего, природного ипроизведений Н. Дубова монографию «Мир, в котором дети не гости: Очерк творчестваН. Дубова».235Это подтверждается и тем, что имя писателя входит в словарь «Русские детскиеписатели ХХ века» под ред.
И.Н. Арзамасцевой.236Подробнее проза Ч. Айтматова будет рассмотрена в следующей части третьей главы.117внешнего, казенного. Нравственно чистому герою-мальчику противостоитбезнравственный родственник. А плохому взрослому противопоставленхороший, друг ребенка, близкий ему по духу.Темой разговора может служить и связь между творчеством Н. Дубоваи книгами Г. Троепольского237.
Заметим, что главная повесть второго «БелыйБим Черное ухо» (1971) тоже начинается с повести Н. Дубова «Мальчик уморя», в которой фигурирует пес по узнаваемой кличке Бимс.Доказательством переходного характера творчества Н. Дубова служити некролог В. Некрасова, посвященный писателю238: «Нет, он не детскийписатель, – говорит В. Некрасов, он если уж выбирать какие-тоопределения, писатель-моралист»239.Продолжает и по-своему приумножает традиции предшественников,изображая раннее взросление характера героя-подростка, и С. Баруздин240.Этот автор известен прежде всего детскими стихами и сказками, но у негоесть ряд эпических произведений, посвященных трудностям развития ивзросления личности подростка, среди которых особое место занимаютрассказы 1969: «Я люблю нашу улицу», «Тринадцать лет», «Мама».Эти три вещи представляют собой своеобразную маленькую трилогию,от рассказа к рассказу конфликт здесь обостряется.
Автор затрагиваетчрезвычайно серьезные, взрослые, часто интимные, проблемы, с однойстороны которых стоит мир взрослых, с другой – мир подростковый. Авторуклассическиважнообобщить рисуемые им картиныжизни, герои237Об авторе: Новичихин Е.Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского //.Былого лики и черты: Воспоминания.
Очерки и путевые заметки. Публицистика. —Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.238Некрасов В. Умер Николай Иванович Дубов. Статья-некролог для радиопередачи от 13июня 1983г.\\ ГАМЛИИ, Украина, фонд № 1185, опись №1, дело №9. С. 21–23239Кроме того, современники подчеркивают высокие моральные качества Н. Дубова. Этоподтверждает история из личного опыта В. Некрасова, приведенная в том же некрологе.«Признаюсь, когда мы – за рюмочкой или без – предаемся своему любимому занятию –перемываем косточки близких – тот карьерист, тот трус, тот бездарность, дойдя доДубова, все хором, в одно слово – вот это честный человек, может быть, самый честныйсреди нас…» (Там же).240Подробно о творчестве автора: Орлов Д.К. Сергей Баруздин.
Очерк творчества. – М.:Детская литература, 1976.118называются только по именам или по фамилиям, да и время не маркируетсясо всей определенностью. Возраст подростковых характеров – 13–14 лет.В центре повествования первого рассказа школьник по фамилииШиряев, его семья и сверстники. Сюжет построен на обстоятельствах первойвлюбленности, взаимоотношения родителей и ребенка. Подросток учитсяразличать симпатию и любовь, вникает в сложные взаимоотношения отца иматери, пытается ответить себе на вопрос, что такое счастье.
Геройошеломленнеожиданнослучившимсяпервымсексуальнымопытом.Ситуация драматична и комична. Отец заметил, что с сыном происходит чтото необычное и следует следующий диалог: « – Ты чего сегодня мрачнеетучи? – спросил отец. – Двойку схватил?... мне хотелось сказать сейчас им,что лучше бы я схватил двойку, и что вообще двойки… ничего не значат, иэто не так уж важно, кто как учится, а важно что-то другое, болееважное…»241.Рассказ «Тринадцать лет» логично продолжает основную идеюпредыдущего произведения.
Здесь в центре внимания тринадцатилетняягероиня, которая в силу обстоятельств, она теряет мать, быстро взрослеет.С. Баруздин «специализируется» на отображении самых разных вариантоввзаимоотношений родителей и детей, взрослых и подростков, но здесь онособеннопсихологическиубедителен.Авторпоказываеттождествопереживаний взрослого человека и подростка, пытающихся залечитьдушевные раны.
Финал рассказа притчеобразен. Автор рисует картины моря,но берегу которого герой находит успокоение, наблюдая как волны выносятна берег все то, что ему не нужно.«Мама» – заключительное произведение этой маленькой трилогии.Если во второй ее части погибает мать, то здесь погибает отец. Отношениядевочки Зины и матери не складываются по причине «непедагогичного»241Баруздин С.А. Я люблю нашу улицу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rulit.me/books/ya-lyublyu-nashu-ulicu-read-88453-1.html.(Датаобращения12.05.2018).119поведения родительницы. Подросток вынужден рано повзрослеть. Вниманиеакцентируетсяодиночества.на драме непонимания,Взрослыегероиделятсядевочкастрадает от своегоавторомнапонимающихинепонимающих героиню. В конце концов Зина получила душевное тепло отнеродного человека.
Как и его предшественник Н. Дубов, С. Баруздин242 содной стороны, сближает психологические возможности подростков ивзрослых, но, с другой стороны, утверждает необходимость поддержки,неравнодушного отношения взрослых к детям.Изменение тенденций, тона, взросления литературы можно проследить,рассматривая творчество последователя Н.
Носова, мастера игровой,развлекательной литературы, М. Коршунова243. Их художественное иидейное своеобразие как бы предвосхищает грядущее сближение детской ивзрослой литератур. В этом плане характерны такие произведенияМ. Коршунова, как «Когда замерзли дожди» (1962), «Он показал мне солнце»(1962) и «Петька и его, Петькина, жизнь» (1976).Игровое, развлекательное в этих рассказах соединяется с описаниемчего-то очень серьезного, нешуточного. Так, в рассказах «Когда замерзлидожди» (1962), «Он показал мне солнце» (1962) в центре повествованиявзаимоотношения двух поколений, дедушек и внуков. Поднимаютсяпроблемы душевной чуткости, востребованности, тягот одиночества.Писатель показывает детей по-взрослому понимающими и тактичными.Название рассказа «Петька и его, Петькина, жизнь» предполагаетразвлекательное, шуточное содержание, но это всего лишь поэтическийприем, рассчитанный на привлечение читателя.