Диссертация (1154452), страница 44
Текст из файла (страница 44)
и другие участники организованной преступной группыиспользовалипрограмму«Страховойпроект“Обществовзаимногострахования”», созданную и разработанную С. по системе многоуровневого(сетевого)маркетинга,которая,согласнозаключениюэкономико-математической экспертизы, была признана финансовой пирамидой.Хищения чужого имущества (109 эпизодов, квалифицированных по ч.4 ст. 159 УК РФ) С., Б. и неустановленные следствием лица совершалипутем облачения преступной деятельности в форму добросовестнойстраховой деятельности общества взаимного страхования (далее – ОВС).С., Б.
и неустановленные следствием лица, не имея установленных закономправ на приобретение и сбережение вступительных, членских и иныхвзносов граждан, не заключая договоры о взаимном страховании и неформируя фонды и резервы для обеспечения возможности принятыхстраховых обязательств, получали от граждан денежные средства поустановленнойимисхемедеятельности,представляющейсобой«финансовую пирамиду», когда каждый вступивший и передавший вобщество взаимного страхования свои денежные средства мог вернуть ихтолько в случае, если приглашенные им в ОВС граждане тоже внесут своиденьги.
В результате интересы последних вступивших в ОВС граждан былиущемлены, так как вышеуказанные финансовые операции носили заведомоущербный характер для его членов.Непрерывность поступления денежных средств в ОВС обеспечиваласьзаключением договоров подряда, договоров о внесении паевого взноса,оформления полисов страхования, сумма которых в целях поддержанияусловий для продолжения преступной деятельности использовалась дляоплаты коммунальных расходов, аренды помещений под офисы, выплатналогов, оплаты печатной продукции, а также распределялась между208членамиорганизованнойпреступнойгруппывсоставеС.,Б.инеустановленных следствием лиц и тратилась вопреки интересам ОВС на ихличные нужды, а небольшая часть средств распределялась между членамиОВС с целью придания видимости правомерности его деятельности.Б.какгенеральныйдиректорОВСбыланепосредственнымисполнителем преступлений: осуществляла учет, распределение и контрольпоступающих в ОВС средств, занималась вовлечением граждан в ОВС,организовывала и координировала работу представителей ОВС, проводилаинформационноеиконсультативноеобслуживаниечленовОВС,устанавливала и утверждала суммы, выплачиваемые членам ОВС в качествессуд и выплат материальной помощи.Неустановленныеследствиемлицазанималисьпроведениемпрезентаций, индивидуальных бесед с гражданами, желающими вступить вчлены и пайщики ОВС.С.
совместно с Б. и другими лицами в ходе презентаций, бесед исеминаров доводил до граждан ложную информацию о том, что вседенежные средства, вносимые в ОВС в качестве членских, вступительных ипаевых взносов, распределяются по фондам (фонд страховых техническихрезервов, резервный фонд, фонд развития, фонд организационно-массовыхмероприятий, жилищный фонд, стабилизационный фонд, фонд заработнойплаты, фонд на содержание офиса, фонд на содержание представителей,фонд единовременных вознаграждений и подарков)и являются гарантиейобеспечения выполнения принятых на себя обязательств.
Однако фактическиденежные средства в указанные фонды не поступали, а похищались С., Б. идругими членами организованной преступной группы.С., Б. и другие участники организованной преступной группы активноиспользовали в своих целях приемы и методы деятельности, сопряженные спсихологическим воздействием на читателей и зрителей, в частности, прием«эффект ореола» в отношении С. и Б. Указанные приемы психологическоговоздействия снижали индивидуальную критичность лиц при принятии209решения о вступлении в ОВС и внесении денежных средств, носилисуггестивный (внушающий) характер. Таким образом, руководство ОВСманипулировало сознанием и поведением людей с целью вовлечения их вдеятельность ОВС и незаконного получения денежных средств.С.
и Б. были осуждены судом по ч. 4 ст. 159 УК РФ (109 эпизодов) засовершение мошенничества организованной группой в особо крупномразмере (общая сумма похищенного составила 5 510 500 рублей) и осужденык лишению свободы на 9 лет и 6 месяцев, 8 лет и 6 месяцев соответственно374.5. ТиповоймеханизмОПД,связаннойсоказаниемнапрофессиональной основе лжестраховых услуг по незаконной минимизацииналогов, легализации преступных доходов, вывозу капиталов за рубеж,проведениювспомогательныхоперацийповыводуактивовприкриминальном банкротстве и др.Типовыемеханизмыорганизованнойпреступнойдеятельностистраховщиков в экономической литературе обобщаются термином «схемное»страхование (от слова «схема»).
Страховые «схемы» (лжестраховыеоперации) могут использоваться в различных направлениях, в основном дляприкрытия преступных операций по незаконной минимизации налогов.В настоящее время объемы «схемного» страхования экспертами оцениваютсяв 10…12 % от общего объема годовых страховых выплат в сфереимущественного страхования, т. е. каждая десятая выплата в данномсегменте направлена на прикрытие незаконных операций (никак несвязанных с реальным страхованием). Лжестрахование остается в тех видахстрахования, где имеются широкие возможности для сокрытия истинныхцелей участников псевдостраховой операции, есть поле для манипуляций сотчетнымиданными,страховымирасчетамииоценкойущерба,наступившего в результате страхового случая. Такими видами в настоящеевремяявляютсяимущественноестрахование,страхование374Приговор Индустриального районного суда г.
Ижевска № 1-1/12 от 24.04.2012 г. // Сайт«СудебныеинормативныеактыРФ»[Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://sudact.ru/regular/doc/fBY3zJPefhdw (дата обращения: 01.01.2017).210предпринимательских рисков и агрострахование. Например, по даннымэкспертов, в первом полугодии 2009 г. из 6871 млн рублей страховых премийпо агрострахованию около 4000 млн рублей приходилось на лжестраховыесхемы375.Сегоднядоляпсевдострахованиявсельскохозяйственномстраховании оценивается специалистами в 25…30 %376. Страховые схемы всфереимущественногострахованияпродолжаютприменятьсядлянезаконного вывода активов из банкротящегося предприятия377, совершениятак называемых налоговых мошенничеств378 и других преступлений.6.
Типовой механизм ОПД, связанной с совершением крупныхвнутрикорпоративных хищений в сфере страхования.Организаторами и участниками этого типового механизма ОПД в сферестрахованиявыступаютвысокопоставленныесотрудникистраховыхорганизаций в группе с подчиненными агентами и руководителями агентскихподразделений. Предметом хищения выступают суммы премий, которыечастично не оприходуются в кассу страховщика, например, путемманипуляций с выплатами агентских комиссионных. Прецеденты уголовногопреследования высокопоставленных сотрудников страховых организаций засовершениеданныхпреступленийвсовременнойотечественнойправоприменительной практике встречаются крайне редко.
Один из наиболееизвестных случаев – уголовное преследование директора тольяттинскогофилиала страховой организации «О» за совершение хищения, легализациипреступных доходов и злоупотребление полномочиями379.375См.: Ломакина Т.П., Покидова В.В. «Серые схемы» в страховании урожая: ретроспективныйанализ // Страховое дело. – 2012. – № 8.
– С. 32.376Доля «схемного» бизнеса в агростраховании с господдержкой достигает 25−30 % − НСА //Портал «Финмаркет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/insurance/?nt=0&id=4115599 (дата обращения: 01.01.2017).377Щерба С.П., Власов П.Е. Расследование незаконных банкротств и неправомерных действий прибанкротстве. – С. 70.378Багмет А.М., Перов В.А. Расследование преступлений о хищении бюджетных средств излоупотреблении должностными полномочиями в сфере налогообложения. – С. 107–108.379Федорова Т. Подчиненная Надежды Веховой перестраховалась // Портал «Insur-info»[Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/30893 (дата обращения: 01.01.2016).211Органами следствия К. обвинялась в совершении преступлений,предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 201, п. «а», «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ,при следующих обстоятельствах380.К. работала директором филиала страховой организации и быланаделена обязанностями, в силу которых имела право распоряжатьсяимуществом, а также денежными средствами, находящимися на расчетныхсчетах филиала.
К. была наделена правом заключать агентские договоры сюридическими лицами открывать счета и заключать сделки, необходимыедля осуществления деятельности филиала.К., реализуя свой преступный умысел, злоупотребила довериемруководства и, воспользовавшись возложенными на нее полномочиямидиректора, дала указание неосведомленному о ее преступных намеренияхбухгалтеру филиала перечислить с расчетного счета филиала на расчетныйсчет ООО «В» 10831064,82 рубля.После поступления денежных средств на расчетный счет ООО «В»неустановленное следствием лицо согласно достигнутой ранее преступнойдоговоренности, исполняя свою преступную роль, по согласованию с К.перечислило с расчетного счета ООО «В» на лицевой счет К.
денежныесредства на сумму 2 230 000 рублей, а оставшиеся денежные средстваобналичило. Завладев денежными средствами, К. распорядилась ими пособственному усмотрению, причинив страховой организации материальныйущерб на сумму 10831064,82 рубля.В дальнейшем К. при аналогичных обстоятельствах совершилахищение денежных средств, принадлежащих страховой организации, наобщую сумму 16279013,82 рубля.Также органами следствия К. обвинялась в том, что, работаядиректором филиала страховой организации и являясь в силу занимаемогоею служебного положения лицом, выполняющим управленческие функции в380Приговор Центрального районного суда г.
Тольятти по делу № 1-128/2010 в отношении К. // Сайтсудебных решений «РосПравосудие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/courtcentralnyj-rajonnyj-sud-g-tolyatti-samarskaya-oblast-s/act-465430186 (дата обращения: 01.01.2016).212коммерческой организации, вопреки законным интересам этой организации ив целях извлечения выгод и преимуществ для себя воспользовалась своимправом распоряжения имуществом, а также денежными средствами,находящимися на расчетных счетах филиала, и необоснованно перечислилана расчетные счета организаций, с которыми филиал страховых организацийникаких договорных отношений не имел, денежные средства на общуюсумму 16279013,82 рубля. Органами следствия указанные действия К. быликвалифицированы по ч.
1 ст. 201 УК РФ − использование лицом,выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своихполномочий вопреки законным интересам этой организации и в целяхизвлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, если это деяниеповлекло причинение существенного вреда правам и законным интересаморганизации.Также органами следствия К. обвинялась в том, что, реализуя свойпреступный умысел, направленный на совершение финансовой операции сденежными средствами, приобретенными ею в результате совершенияпреступления,вцеляхприданияраспоряжениюпохищеннымиеюправомерногопутемвидамошенничествавладениюиденежнымисредствами дала указание неустановленному следствием лицу совершитьфинансовую операцию по перечислению денежных средств в сумме2 230 000 рублей с расчетного счета ООО «В» на ее лицевой счет.