Диссертация (1154452), страница 45
Текст из файла (страница 45)
Органамиследствия указанные действия К. были квалифицированы по п. «а», «б» ч. 3ст. 174.1 УК РФ − совершение лицом с использованием своего служебногоположения финансовой операции с денежными средствами, приобретеннымилицом в результате совершения им преступления, в крупном размерегруппой лиц по предварительному сговору.Однако в ходе судебного разбирательства государственный обвинительотказался от поддержания обвинения по ч.
1 ст. 201 и п. «а», «б» ч. 3 ст. 174.1УК РФ и предложил уголовное преследование в этой части в отношении К.прекратить, с чем суд согласился.213Такимобразом,К.судомпризнанавиновнойвсовершениипреступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, и осуждена к наказаниюв виде лишения свободы на срок 3 года без штрафа.Подводя итоги, представляется возможным заключить следующее.Однойизосновныхзадачлюбойбазовой(укрупненной)криминалистической методики расследования прежде всего преступленийэкономической и коррупционной направленности должна стать разработканаучных положений и рекомендаций по раскрытию, расследованию ипредупреждениюорганизованнойиорганизованно-коррумпированнойпреступной деятельности в сфере страхования.
Входящие в состав базовой(укрупненной)методикичастныекриминалистическиеметодикирасследования могут быть посвящены всем остальным преступленияманализируемойорганизованнойгруппы,инообязательнодолжныорганизованно-коррумпированнойупоминатьобпреступнойдеятельности и «отсылать» пользователя к вышестоящей – базовой(укрупненной) методике.Соответственно,научно-исследовательскаядеятельностьпосовершенствованию имеющихся и разработке новых криминалистическихметодик по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сферестрахования своим концептуальным основанием должна иметь цельнейтрализоватьорганизованнуюиорганизованно-коррумпированнуюпреступную деятельность в сфере страхования.Это должно найти выражение в разработке типовых механизмоворганизованной преступной деятельности в различных отраслях и видахстрахования.
На основе составленной криминалистической характеристикисоответствующих преступлений, включающей описание их организованныхи организованно-коррумпированных типов, необходимо в дальнейшемобеспечить формирование криминалистических методических рекомендаций,направленных на следующее:214– на раскрытие многоэпизодных мошенничеств в сфере страхования,«цепочки» данных преступлений и сопутствующих им преступных деяний(выявление и нейтрализация «серийности»);– на выявление и пресечение деятельности организаторов преступныхгрупп, специализирующихся на совершении мошенничеств в страховании(выявление и нейтрализация координирующего центра);– на изобличение факультативных участников мошеннических схем –установлениеисполнителеймошенничествилиц,способствующихпреступлению путем обеспечения документальных подлогов, подысканиясоучастников, приискания средств совершения преступления и т.
д.(выявление и нейтрализация сопутствующих преступлений, совершаемых напрофессиональной основе);– наповышениеэффективностивыявленияорганизованныхиорганизованно-коррумпированных типов преступлений в сфере страхованиячерез полноценное раскрытие и расследование, а также через сопутствующиекоррупционные и иные преступления.3.5. Типовые механизмы нераспознаваемых преступленийв сфере страхованияВ.А. Образцов справедливо отмечает, что решение распознавательныхзадач не относится исключительно к работе криминалистов-экспертов381 и вэтой связи указывает: «Проблема криминалистического распознавания – этопрежде всего проблема тех, кто выявляет, предотвращает, пресекаетпреступления, кто возбуждает уголовные дела, производит дознание,предварительное и судебное следствие, всех тех, кому приходится решатьЦит. по: Полстовалов О.В.
Криминалистическое распознавание получаемой информации:тактический аспект // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С. 242.381215самостоятельно множество до- и постэкспертных распознавательныхзадач»382.Развивая данную мысль, В.А. Образцов предлагает рассматриватьпроблему распознавания признаков состава преступления по конкретномукриминальному событию как основу квалификации преступления: «Так,путем сравнения признаков уголовно-правового понятия преступления спризнаками реального, изучаемого события устанавливается наличие впоследнем признаков преступного деяния, а на основе сравнения признаковсоответствующих статей УК РФ с выявленными признаками расследуемогодеяния определяется вид и состав преступления, под признаки которого этодеяние подпадает, или его уголовно-правовая квалификация»383.Отметим,чтоидея«расширениясферыприложениякриминалистического распознавания»384, в целом, находит положительныйотклик в среде криминалистического научного сообщества, но при этомвызывает и некоторый скептицизм (Е.Р.
Россинская385 и др.), а такжекритические замечания (В.Н. Карагодин386 и др.).Не вдаваясь в полемикуотносительно вышеозначенной проблематики, укажем, что мы разделяеммнение о «допустимости диагностирования криминальных фактов иситуаций»387 не только в экспертной, но и следственной практике, посколькусогласныстем,что«элементыдиагнозаестьврасследованиипреступлений»388.Образцов В.А. Криминалистическое распознавание: состояние, тенденции, перспективы //Проблемы криминалистического распознавания: Материалы научно-практической конференции (23 апреля1999 г.). – М.: Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
– С. 6.383Там же. – С. 6.384См.: Полстовалов О.В. Указ. соч. – С. 242.385См., например: Россинская Е.Р. Некоторые актуальные проблемы криминалистическойдиагностики // Информационный бюллетень № 25 по материалам Криминалистических чтений «Значениедиагностики в следственной и экспертной практике». – М.: Изд-во Академии управления МВД РФ, 2004. –С. 9–10.386См.: Карагодин В.Н. Дискуссионные проблемы теорий распознавания и диагностики //Воронежские криминалистические чтения / под ред. О.Я.
Баева. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,2008. – Вып. 10. – С. 205.387См.: Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: научнопрактическое пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 288 с.388Там же.382216Применительно к объекту и предмету настоящего исследования,вопросы криминалистического распознавания и диагностикисчитаемуместно рассматривать в аспекте так называемых нераспознаваемыхпреступлений, совершаемых в сфере страхования.Отметим, что используемый нами термин «нераспознаваемые»389преступления не является предлагаемой терминологической новацией.Полагаем, что вопрос о допустимости и целесообразности включенияданногопонятиявкриминалистическийглоссарийидискурскриминалистики требует серьезного изучения.
Но укажем, что данныйтерминможнообнаружитьврядекриминалистическихизданийтеоретического и прикладного характера в аспекте, непосредственнокоррелирующем с изучаемой нами проблематикой390.Так,В.А. Тимченкоисследованияпишет,позволиличтовыявить«результатыновуюдиссертационногосферуприменениякриминалистической диагностики – распознавание неочевидных признаковпреступленийнаосновебухгалтерскойинформации…»391идалее:«преступление … оставляет следы или их признаки в экономическихпоказателях работы сельскохозяйственного предприятия. Задача экономикокриминалистического анализа распознать эти следы или их признаки наосновезакономерностейотраженияпреступленийвэкономическихпоказателях в зависимости от способа совершения преступления»392.Научные позиции из приведенных работ весьма ценны и по сутипредставляютсобойпокаещеразрозненныеположениявновьзарождающейся междисциплинарной концепции, которую с известной долейусловностиможноназвать«Противодействиенераспознаваемым(труднораспознаваемым) преступлениям».
Однако считаем необходимымСм., например: Балданова А.Б. К проблеме нераспознаваемости некоторых преступлений в сфереоборота недвижимости // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – № 4. – С. 247–249.390См: Тимченко В.А. Концепция криминалистической диагностики преступлений на основебухгалтерской информации: дис. … д-ра юрид. наук по специальности 12.00.09 «Уголовный процесс,криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность».– Нижний Новгород, 2001. –379 с.391Там же. – С. 19.392Там же. – С. 238.389217взять за основу тезисы Ю.П. Гармаева, сформулированные, правда, по иномупредмету исследования, но вполне актуальные в контексте изучаемойпроблематики.
Автор справедливо отмечает, что «в практике образуются иширокораспространяютсядесяткитипичныхивесьмаопасныхнераспознаваемых, “неузнаваемых” преступлений. Причем бывает так, чтомы каждый день можем “спотыкаться” о них, сетовать на существенныйвред, который они причиняют личности, обществу, государству, и тем неменее все-таки не распознавать в них признаки конкретных составовпреступлений»393.Несколько дополняя и развивая вышеизложенную позицию, следуетотметить, что для работников правоохранительных органов ситуация сраспознаванием и выявлением того или иного преступления существенноосложняется тем обстоятельством, что личная практика каждого следователя,дознавателя, оперуполномоченного, прокурора или судьи в той или инойстепени однообразна. В результате этого у практического работникаформируются несколько упрощенные, стереотипные представления опризнаках преступности либо непреступности тех или иных посягательств.Такие «шаблонные» представления возникают и в отношении типовыхповодов и оснований возбуждения уголовного дела о преступлении встраховой сфере, типичных источниках доказательственной информации,средствеефиксации,типичныхследственныхдействийиОРМ.Отложившиеся в памяти правоприменителей «шаблоны», в том числе«шаблоны» типичных следственных ситуаций, которые, как им подсказываетличная практика, точно отвечают признакам того или иного составапреступления, зачастую мешают оценить конкретный факт, задуматься надтем, может ли определенное общественно опасное деяние в страховой сферебыть квалифицировано как преступление, тип которого ранее они нерасследовали.
И если правоприменитель не может вспомнить пример того,Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. Средствапредупреждения и нейтрализации:монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С. 104–105.393218чтобы он или кто-то из коллег ранее сталкивался с подобным деянием иквалифицировал его как конкретное преступление, принимал на основепервичной информации в подобной следственной ситуации решение овозбуждении уголовного дела, то он осознанно или подсознательно не станетизучать вопрос об уголовно-правовой оценке данного конкретного деяния.Ю.П. Гармаев приводит примеры нераспознаваемых преступлений:различныеспособыпреступногоразглашениязащитникомданныхпредварительного расследования (ст. 310 УК РФ), заведомо ложный донос состороныобвиняемогоосовершениидолжностногопреступленияследователем (ст. 306 УК РФ) и др.394.Следует иметь ввиду, что значительная часть типичных преступныхпосягательств, совершаемых в настоящее время в сфере страхования,относитсякразрядунераспознаваемыхлиботруднораспознаваемых.Следовательно, одной из важнейших задач криминалистического описания вцелях разработки криминалистических методик расследования выступаетзадача преодоления феномена «нераспознаваемости» рассматриваемых типовпреступлений.Для этого представляется важным на основе верныхметодологических подходов выбирать и применять знания всех наукантикриминального цикла, прежде всего криминалистики и уголовного права.Так, в уголовно-правовом аспекте сказанное означает необходимостьконстатации, а затем и восполнение острой нехватки научных исследований,предметом которых была бы уголовно-правовая оценка общественноопасных проявлений в сфере страхования, не имеющих в практикеадекватной и непротиворечивой оценки с позиций норм Уголовного кодексаРФ.