Диссертация (1154416), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Режим доступа: https://jipel.law.nyu.edu/vol-4-no-1-3-weeks/].Исследование, посвящённое анализу влияния материалов о рынках ценныхбумах, написанных журналистами-роботами агентства «Ассошиэйтед Пресс»,показало, что большое количество фирм, о которых ранее практически не писалиСМИ, значительно увеличили объём торгов. Таким образом, автоматизированнаяжурналистика искусственно продвигает, если не людей, то, по крайней мере,рынки[Fanta.Режимдоступа:https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/201709/Fanta%2C%20Putting%20Europe%E2%80%99s%20Robots%20on%20the%20Map.pdf].1862.5 Медиаконвергенция и новые возможности для веденияинформационной войныАнализ изменений, происходящих на разных уровнях формирования ифункционирования СМИ в результате конвергенции, был бы неполным безрассмотрения вопроса о том, какое влияние оказало развитие новых ИКТ (скоторыми напрямую связан процесс конвергенции) на идеологическую функциюжурналистики, и, в частности, на способы ведения информационной войны.
Этатема становится особенно актуальной в условиях нового витка противостояниямежду Россией и Западом. Диссертант исследовал данное явление на основепреимущественно зарубежных средств массовой информации, но подобныеможно найти и в отечественных публикациях.Одной из основных функций СМИ является пропаганда политики государствна международном уровне.
В XX веке борьба за сферы влияния вышла наглобальный уровень, и информационные войны стали одним из основныхинструментов геополитической пропаганды. В XXI столетии, с бурнымраспространением Интернета, мобильных технологий их значение ещё большевозросло.Тема информационных войн сегодня достаточно хорошо изучена. О ролижурналистики в решении геополитических задач и ведении информационнойвойны писали как отечественные (И. Н. Панарин [Панарин, 2012], В. П. Шейнов[Шейнов, 2011], А. Г. Гасюк [Гасюк, 2008], О. А.
Берлова [Берлова, 2003] имн. др.), так и зарубежные (Д. Монзария (J. Manzaria) [Media’s Use of PropagandatoPersuadePeople’sAttitude,BeliefsandBehaviors.Режимhttp://web.stanford.edu/class/e297c/war_peace/media/hpropaganda.html],доступа:Г. Джоуэтт(G. Jowett) [Jowett, 2006], К. Хаст (C.
Haste) [Haste, 1995] и мн. др.) исследователи.Сегодня всё больше жителей планеты читают новости в Интернете, узнают опоследних событиях в социальных сетях. В ситуации постоянных вооружённыхконфликтов в разных регионах мира особенно актуальной становится тема187«МультимедийныетехнологиивСМИкакновыйинструментведенияинформационной войны». Парадоксально, но она сегодня практически не изучена,автор попытался проанализировать новые способы подачи контента на сайтахзарубежных средств массовой информации и в приложениях для мобильныхустройств, чтобы понять, как мультимедийные технологии в СМИ влияют наведение информационной войны.Сам термин «информационная война» – молодой. Он начал активноиспользоваться в конце XX – начале XXI века и имеет американскоепроисхождение.Широкоераспространениеполучилблагодаряразвитиюинформационных технологий во второй половине XX – начале XXI в.Впервые его употребил Т.
Рона (T. Rona) в отчёте «Системы оружия иинформационная война», подготовленном в 1976 г. для компании «Боинг».Основными принципами ведения информационной войны он назвал увеличениеобъёма собственной информации; затруднение для противника доступа кправдивой информации; размещение в информационных потоках противникакажущейся достоверной, но на самом деле ложной информации [Гриняев. Режимдоступа: http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war?print=Y].В 90-х гг.
разработкой теории информационных войн активно заняласькорпорация «Рэнд» (RAND) – это исследовательский центр, готовящий докладыдля крупного американского бизнеса, политических структур США, Европы,Китая.Егосотрудникиразработаликонцепциюинформационногопротивоборства, основанного на методах кибернетической и сетевой войны[Arquilla. Режим доступа: http://www.tarrani.net/MR989chap3.pdf].Вначале90-хтермин«информационнаявойна»начинаетактивноиспользоваться в средствах массовой информации для обозначения действийСША, сопровождающих операцию «Буря в пустыне» (‘Desert Storm’) [Панарин,2006].
Именно во время вторжения США в Ирак впервые были использованыновые информационные технологии для оказания влияния на население. СМИстали даже более важным участником событий, чем американские военные, вособенности преуспел телеканал «Си-эн-эн». Недаром важную роль СМИ в188конфликтах современности до сих пор иногда называют «эффектом “Си-эн-эн”»,который основан на принципе: не так важно, что происходит на самом деле,важно то, как об этом расскажут в новостях.Мощь Интернета и новых медиа впоследствии проверялась на Югославии,Грузии, странах «Арабской весны» и, наконец, на Украине.Первое официальное определение информационной войны появилось в 1993 г.в меморандуме №30 заместителей министра обороны и Комитета начальниковштабоввооружённыхсилСША:«Информационнаявойна–действия,предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержкенациональной военной стратегии посредством воздействия на информацию иинформационныесистемыпротивникаприодновременномобеспечениибезопасности и защиты собственной информации и информационных систем»[Крикунова, 2012, С.
101–108]. Как видим, здесь использование информацииуказано лишь как дополнение к военной стратегии, к обычным военнымдействиям, хотя цель – достижение информационного превосходства, –сформулирована достаточно чётко.Впоследующиегодызарубежнымиироссийскимиавторамибылосформулировано множество различных определений термина. Наиболее полным,по мнению автора, является определение А. В.
Соловьёва: информационная война– «одна из форм международного или внутригосударственного противоборства вмирное и военное время. Включает совокупность взаимосвязанных мероприятийтехническогоиинформационно-психологическогохарактерасцельюинформационного воздействия на государственные, общественные организации,вооружённыеструктуры,компьютерныесети,системыуправления,наобщественное и индивидуальное сознание в нужном для противоположнойсторонынаправлении,их дезинформациидостоверногофункционированияодновременнойзащитесвоейинарушенияинформационныхинформационнойпротивостоящей стороны» [Соловьёв, 2010, с.
75–81].средынормальногопроцессов,отипривоздействия189Многие исследователи называют первой мировой информационной войной«холодную войну», которая закончилась в 1991 г. распадом Советского Союза ипобедой США. Стоит отметить, что информационные войны велись, конечно, игораздо раньше. Вспомним хотя бы знаменитые «летучие листки», которыеполитическоеруководствоПольшииспользовалодляраспространенияантироссийских настроений внутри этого государства ещё в XVI веке.
С самогоначала военной кампании в польских «листках» царя Ивана Грозного именовалитираном, а действия русских войск – «неслыханными зверствами». Особоевнимание уделялось расправам московского царя над собственным народом (кпримеру, указывалось, что по его приказу опричники убили в Новгороде семьсоттысяч человек, но в то время население города было всего сорок тысяч) [Мальцев.Режимдоступа:http://oko-planet.su/history/historysng/262025-antirossiyskaya-propaganda-s-xv-i-do-nachala-xix-veka-19-foto.html].Если мы обратимся к военным кампаниям двух последних десятилетий, тоувидим, что, как и в XVI веке, западные государства, планируя агрессию противкакой-либо страны, начинают информационную кампанию в СМИ с рассказа отом, как лидер этой страны уничтожает собственное население, устраивает емугеноцид (напр., статьи о Саддаме Хусейне или Слободане Милошевиче передвоенным вторжением США в Ирак и Югославию).Во время событий на Украине в конце 2013 – начале 2014 года западные СМИне раз называли Виктора Януковича диктатором, который истребляет свой народ.Например, французская «Монд» (‘Le Monde’) писала в феврале 2014 г., чтоименно на нём «лежит вся ответственность за кровопролитие и потерянныечеловеческиежизни»[Януковичбольшенелегитимный представитель Украины.
Режим доступа: http://inosmi.ru/sngbaltia/20140220/217719769.html?id=217720576].Чем сильнее становилась Российская империя, тем более опасным конкурентомона выглядела в глазах европейских держав. Неудивительно, что западные СМИтого времени всё чаще создавали из России образ врага. Весной 1791 г. во время«Очаковского кризиса» в британской прессе публиковались политические190карикатуры, в которых Екатерину II изображали в образе сердитого медведя, аПотёмкина – верхом на ней, с обнаженной саблей в руке. Еевропейцы тогдавыступали сообща, как одна сторона конфликта, и видели своей целью остановитьрусских варваров от дальнейшегопродвижениянаЗапад.Сегодня «срасширением своего валяния в русскоязычном медиапространстве, западныеСМИ продолжают навязывать международной общественности миф об опасностиРоссии» [Гэнэн, 2015, с. 111].
Если мы откроем американскую или британскуюпрессу, то увидим в статьях тот же мотив о русской агрессии на Запад, о том, чтоРоссию необходимо сдерживать всеми силами, причём действовать непременносообща. Кроме того, в зарубежной прессе до сих пор публикуются карикатуры, вкоторых Россию изображают в образе злого медведя, причём либо это простомедведь, либо медведь с головой президента РФ Владимира Путина, либо – Путинверхом на медведе.Информационные войны велись и в последующие столетие, а в XX веке борьбаза сферы влияния вышла на глобальный уровень, и информационные войны вСМИ стали одним из основных инструментов геополитической пропаганды. В ХХстолетии началось теоретическое осмысление принципов их ведения.