Диссертация (1154416), страница 31
Текст из файла (страница 31)
«Человекможет прислать видео, его покажут по федеральному каналу, он получитудовлетворение, и на этом всё кончится. Поэтому, одно из основных требований ксотрудникам – умение наладить постоянное взаимодействие с пользователями – ссотнями людей. Из огромного массива мобильных репортёров, редактор долженуметь выделить тех, кто не просто снимает, а подходит к этому осмысленно», –объясняет А.
А. Антоненко.Антоненко также добавляет, что «редактор по работе с UGC должен иметьхорошие продюсерские навыки, а также знать, как работает поиск в Твиттере, каканализировать твиты. Это необходимо, чтобы давать задания мобильнымрепортёрам» [Там же].Как было отмечено в первой главе, в редакциях мировых и некоторыхотечественных СМИ сегодня внедрены специальные программы, которыеанализируют отчёты многочисленных ведомств и служб, исследуют архивы.Внедрение данных программ тесно связано с развитием дата-журналистики,появлением дата-отделов. В этой связи возникает необходимость говорить оразвитииновойжурналисткойспециализациии,соответственно,новыхкомпетенциях, необходимых дата-журналистам.
Как рассказал автору Р. А. Анин,редактор отдела расследований «Новой газеты», где в 2018 г. появилсядата-отдел, «как правило, первая специальность у них – программирование(дата-журналист обязательно должен знать языки программирования, в первуюочередь, ‘Python’, а также ‘R’), вторая – журналистика (но может быть инаоборот). Очень важно, чтобы дата-журналист умел находить в больших данныхистории» [Приложение 1, с. 322].При поиске сотрудников для дата-отдела редакторы «Новой газеты»столкнулись с тем, что таких специалистов найти очень сложно, в России их покакрайне мало. В нашей стране специализация «дата-журналистика» есть только вВысшей школе экономики.161Как отмечает Р. А.
Анин, проблема в том, что дата-журналисты в большейстепени технические и в меньшей степени творческие люди. Они плохо видят в«данных» истории. «Героями в материалах должны быть люди, у датажурналистов герои – цифры. Цифры, конечно, важны: 20 млн чел в России живётза чертой бедности – это история. Дата журналисты могли бы проанализироватьзарплаты людей в стране, но для того, чтобы это была важная история – её нужноопускать до одного человека. Журналист должен бы найти пример такойбедности,поехатькуда-тоипоговоритьсконкретнымчеловеком.Дата-журналисты, к сожалению, об этом не думают. Наши дата-журналисты покаплохо понимают, как находить героев для историй.
Я бы хотел также, чтобы онисами придумывали темы – лучшее, что создаётся, создаётся по желанию, а не позаданию» [Там же].Сегодня дата-журналисты – штучные, высокооплачиваемые специалисты. Новсе технически сложные вещи в наши дни быстро становятся общедоступными.
Внастоящее время для того, чтобы проанализировать миллион данных, нужнонаписать программу в ‘Python’, но, возможно, в недалёком будущем нужно будетпросто кликнуть на иконку в телефоне, и он проанализирует любые данные.Любой сложный код рано или поздно «упаковывается» в простую оболочку,доступную для любого пользователя. В таком случае специалист по датажурналистике будет не нужен.Отечественные и зарубежные исследователи в настоящее время всё чаще пишутоб интеграции рекламного текста в сети в редакционный контент. В этой связивстаётвопросонеобходимостиразвитиямаркетинговыхкомпетенцийжурналиста.
Как рассказали автору Вера Панова, руководитель отдела интернетрекламы издательского дома «Комсомольская правда» (ИД «Комсомольскаяправда» – один из первых среди российских СМИ начал предлагатьрекламодателям новые формы предоставления контента), Владимир Шушкин,заместитель главного редактора, шеф-редактор сайта aif.ru, и Алексей Лоссан,главный редактор журнала «Российский экспортёр» (который в 2017-м такжеработал шеф-редактором спецпроектов «Российской газеты»), при создании162брендированногомедиатекстажурналистдолженпониматьрекламнуюконцепцию нового проекта и мыслить как маркетолог (ко многим не толькокоммерческим, но и чисто редакционным материалам во многих СМИ уже непервый год применяются маркетинговые методики).
Он также должен владетьлогикой выстраивания материала и иметь навык работы с бильд-редактором,верстальщиком, программистом. Особенно трудно в этом плане приходитсяжурналистам старшего поколения, которые ориентированы на социальнуюзначимость публикуемых материалов, с одной стороны, с другой – не обладаютмаркетинговыми знаниями прогностического характера, не имеют навыкаформатирования материалов на интернет-портале.
Разночтение в подходах изнаниях проявляются в работе журналистов как с рекламодателями, так и спредставителями коммерческих подразделений медиакомпании.Как отметили респонденты, большой недостаток журналистского образования вРоссии заключается в том, что студентов не учат работать в команде, выстраиватьсвязи, объединяться с другими людьми для решения задачи (что очень важно вусловиях развития брендированной журналистики). В американских вузахнетворкинг, т. е. установление связей, преподаётся как отдельная дисциплина. ВРоссии лишь в Высшей школе журналистики были курсы, во время прохождениякоторых журналист должен был объединиться, например, с программистом, ичто-то создать.
Сегодня возрастает необходимость междисциплинарных связей,чему на журфаках не учат.Как видим, мнение отечественных теоретиков о том, что современныйжурналистдолженбытьуниверсалом,владетьнавыкамисозданиямультимедийного контента, не находит подтверждения на практике. На этоуказывает и анализ должностных инструкций.
Интересно отметить, например, чтодолжностные инструкции газетных журналистов на разных интернет-сайтах оченьпохожи и содержат стандартные требования. Так, например, на англоязычномсайте «Найди мне хорошую работу» (‘Get me a cool job’) приводится должностнаяинструкция газетного журналиста, репортёра, согласно которой, он пишет статьидля местных, региональных и национальных газет. Журналист пишет статьи на163темы, интересные читательской аудитории издания, придерживается стиляиздания. Журналист создаёт новые контакты, проводит личные интервью иинтервью по телефону, посещает пресс-конференции, ищет новые темы дляматериалов.
Среди ключевых навыков указывается умение хорошо писать,умение слушать и задавать вопросы. Журналисту необходимо интересоватьсяпроисходящими событиями, уметь быстро воспринимать информацию и доступноизлагать её в письменном виде, иметь скоропись 100 слов в минуту и навыкииспользованияинформационныхтехнологий[Newspaper Journalist Job Descriptions. Режим доступа: http://www.getmeacooljob.com/Job%20Descriptions/Newspaper%20Journalist%20Job%20Descriptions.html].Очень похожая должностная инструкция журналиста приводится на сайтеrabota.ru.
В должностные обязанности входит «осуществлять подготовкуинформационных материалов на заданные темы согласно требованиям редакции ипредоставлять в виде, предусмотренном редакцией. Готовить вопросы дляинтервью, назначать встречи, выезжать на место их проведения, проводитьинтервью. Обрабатывать информацию, собранную в ходе интервью. Представлятьэту информацию в виде информационных материалов в определённом жанре.Производить проверку достоверности информации. Редактировать материалы.<…> Готовить информационные материалы в соответствии с графиком,утверждённым главным редактором.
<…> Предлагать новые идеи. Стремиться кповышениюпрофессиональногоиличногороста,обучению,самосовершенствованию. <…> Выполнять правила трудового распорядка,принятые в компании» [Должностная инструкция журналиста, должностныеобязанности журналиста, образец должностной инструкции журналиста. Режимдоступа: http://www.getmeacooljob.com/Job%20Descriptions/Newspaper%20Journalist%20Job%20Descriptions.html].Результаты исследования, посвящённого влиянию процесса конвергенции нажурналистскую профессию и характер журналистского труда, в котором принялиучастие редакторы и корреспонденты газет средних и малых городов России,показало, что даже «занятия, связанные с ведением сайта редакции и164размещениемнанёмконтента,–несамыераспространённыевидыжурналистской работы.
Естественно, что на первом месте основные обязанностижурналиста, которые отметили от 74% до 89% опрошенных: написание иредактирование своих текстов, участие в планировании работы редакции,фотосъёмка и запись беседы на цифровой диктофон» [Свитич, 2015, с. 408].Как отмечают практики, с которыми автор беседовал в 2009 – 2018 гг., как разосновных, базовых журналистских навыков (умение работать с текстом, умениенаходить интересные темы и адаптировать их под потребности аудитории, умениеработать с экспертами) не хватает современным молодым журналистам. Так,например, А.
Алиев (с 2008 по 2011 г. директор интернет-проекта «Известия»)говорил автору в 2009 г., что «много работал со студентами журфаков – главнаяих проблема–неумеют писать,неумеют выражать свои мысли»[Баранова. http://www.mediascope.ru/процесс-конвергенции-сми-и-журналистскоеобразование]. Как рассказал диссертанту в 2016-м П. Н. Гусев, главный редактори владелец газеты «Московский комсомолец», «к нам каждый год приходятустраиваться на работу или на практику десятки выпускников журфаков, 99% изних не способны работать в СМИ, они не устраиваются на работу по профессии.Могу привести такую интересную статистику: за последние 10 лет к намприходило много выпускников журфака МГУ им.
М. В. Ломоносова, но на работуя взял всего 2-3 человек» [Баранова, 2017, с. 40]. И не взял их Гусев не по причинетого, что они не умеют создавать мультимедийный контент, не являютсяуниверсалами, а потому, что просто зачастую не понимают, что такое новостнойповод.Помнениюнекоторыхпрактикующихжурналистов,нафакультетахжурналистики слишком много часов отдают таким дисциплинам, как историязарубежной литературы, история мировой и отечественной журналистики. «Намой взгляд – говорит А. С. Гаспарян, – не нужен такой огромный списокзарубежной литературы; не нужно учить студентов на текстах Суворина,Дорошевича, Аграновского – их язык сегодня вымерший» [Приложение 1, с.
334].165Выпускникам журфаков не хватает юридической грамотности. «Основыпрофессиональной этики», которые читаются на факультетах журналистики, неучат студентов нести ответственность за свои слова. Выпускники не понимают,что такое юридическая чистота лингвистических формулировок.Тезис «Ты ответственен» внушают медикам на протяжении всего периодаобучения. Журналистам этого не внушают. Поэтому о юридической инравственной ответственности они часто не задумываются. А ведь слово, порой,калечит больнее, чем ошибка хирурга.Конечно, с этим можно и не согласиться: сегодня все используют программы,которые исправляют орфографические и стилистические ошибки в тексте. Но ниодна программа не будет определять нравственную составляющую и дажеюридическую с точки зрения законодательства конкретной страны.Есть также мнение, что необходимо больше внимания уделять такойсуществующей не во всех вузах дисциплине как «медиаинформационнаяграмотность».«Нужноучитьстудентовкомфортноотказыватьсяотинформационных потоков, не беспокоиться о том, что они что-то пропустили», –считает В.