Диссертация (1154416), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Какотмечаютисследователи,«вполневозможно,чтомногимсовременнымроссийским СМИ скоро придётся “жить играючи” просто для того, чтобывыжить» [Стечкин, 2016, с. 57].И действительно, многие зарубежные СМИ: «Би-би-си», «Гардиан», «НьюЙоркТаймс»,«БаззФид»(‘BuzzFeed’)имн.др.впоследнеевремяигрофицировали подачу новостей, создали специальные подразделения, которыезанимаются подготовкой игровых новостей.Пример такой игрофикации контента – интерактивная игра на сайте «Би-биси» «Сирийское путешествие: выбери свою дорогу спасения» (‘Syrian Journey:Choose your own escape route’), которая предлагает пройти путь сирийскогобеженца [Syrian Journey: Choose your own escape route. Режим доступа:http://www.bbc.com/news/world-middle-east-32057601].
В максимально простой136форме, в нескольких предложениях говорится о том, что миллионы сирийцевбыли вынуждены, продав за бесценок свой дом, покинуть родину в надежде найтисчастье в Европе. Далее предлагается начать интерактивное путешествие, чтобыпочувствовать себя на месте беженца-сирийца. Пользователи должны выбратьпол, страну, из которой он попадет в Европу (Египет или Турция) и т. д. Всёвиртуальное путешествие сопровождается картинками в виде комиксов и оченькратким описанием того, с чем он (или она) может столкнуться на пути в Европу.Конечно, такое виртуальное путешествие позволяет получить лишь самоеобщее примитивное представление о сирийском конфликте.
В то же время такиеспособы предоставления информации содействуют «вовлечённости читателя, т. е.увеличению времени, которое посетитель проводит на странице материала. Такимобразом, происходит конвергенция понятий “читатель” и “геймер”» [Воробьёва,2018, с. 388].Наряду с термином «игрофикация новостей» используется также понятие«иммерсивная журналистика» или журналистики с эффектом присутствия.Отметим, что на сайтах крупных зарубежных СМИ несколько лет назадпоявились даже рубрики VR (Виртуальная реальность).Примером такой журналистики может служить проект телеканала ‘RT’ –мобильное приложение с видео в формате 360 градусов.
«Его дебютным проектомстал панорамный фильм “Донбасс 360: разорённое сердце Европы”» [Осиповская,2017, с. 169].Такая журналистика с эффектом присутствия позволяет пользователю статьчастью истории, осуществить познание не только посредством ментальныхпроцессов, но и благодаря физическим, тактильным ощущениям. Но, опять же,такой способ подачи информации не раз подвергали критике медиаисследователи,которые называли её «журналистикой трюков и фокусов».
Они осуждалиподобный подход, когда корреспондент превращается в блуждающего туриста,играючи рассказывающего о личных трагедиях людей» [Там же].Отметим, что монетизация остаётся центральной проблемой для развитиявиртуальной журналистики [Будущее виртуальной реальности в медиасфере.137Режим доступа: http://newreporter.org/2017/04/27/budushhee-virtualnoj-realnosti-vmediasfere/]. Виртуальными журналисты сегодня делают истории, посвящённыекакой-то одной теме. Однако, как было отмечено выше, современный потребительинформации, который всё время отвлекается, не готов тратить много времени наодну-единственную тему.
Можно предположить, что в скором временииммерсивная журналистика перестанет быть такой популярной, от неё будутотказываться так же, как от лонгридов.1382.2 Трансформация принципов работы с пользовательскимконтентом (UGC) под влиянием медиаконвергенцииНовыепринципыиформыпредоставленияконтентавэпохумедиаконвергенции тесно связаны и с развитием пользовательского контента,которому СМИ уделяют всё больше внимания [Media’s hunger for user generatedcontent.Режимдоступа:http://www.scoopshot.com/blog/media-hungry-for-user-generated-content] − т. е. контенту, собранному пользователями информации (Usergenerated content, UGС (от англ.
user-generated − «собранный пользователем» и лат.content − «содержание»)). Термин UGC был введён Питером Блэкшоу (PiterBlaskshow), представителем аналитической компании «Ниелсен БуззМертиcс»(Nielsen BuzzMertics).Вкачестве синониматакжеиспользуетсятермин«краудсорсинг» (‘croudsourcing’) (от англ. crowd – толпа и sourcing – использованиересурсов – т. е. использование ресурсов толпы).Многие теоретики используют ещё один термин – «гражданская журналистика»(‘citizen journalism’).
Он «подразумевает деятельность непрофессиональныхавторов, осуществляемую в интернете – в блогах, социальных сетях, посредствоммикроблогинга, а также на сервисах традиционных СМИ» [Хлебникова. Режимдоступа: http://www.mediascope.ru/node/896].Появление этих понятий свидетельствует о том, что сегодня «всё болеепроявляется тренд, который получил условное название “новая роль аудитории”:аудитория,котораяобретаетновуюфункциюпровайдеражурналистики,провайдера сюжета и становится соучастником и соавтором СМИ» [Кузьмин,Закиров, Савин, 2014, с.
12]. И действительно, выпуски новостей на ТВ редкообходятся без видео с YouTube. C марта 2013 г. на телеканале «Россия 2» выходитновая программа − «24 кадра». Ведущий комментирует видео (в основном, сYouTube) интересных событий, происходящих на российских дорогах.О возрастающей роли аудитории в создании контента говорит и появление вконце 90-х гг. на Западе компаний (таких, как ‘Newsflare’, ‘Jukin Media’, ‘Storyful’ идр.), специализирующихся на верификации, лицензировании видеоматериалов139пользователей и последующей перепродаже их ведущим мировым СМИ. Так,например, ‘Newsflare’ перепродаёт видеоролики пользователей интернет-порталу«Майл Онлайн» (‘Mail Online’), «Си-Эн-Эн», «Би-Би-Си» и др.
медиакомпаниям.‘Newsflare’ оценивает видеоматериал (обычно в диапазоне от 100 до 500долларов) и платит создателю видеоролика 50% от его стоимости каждый раз,когда кто-то покупает на данное видео лицензию. Оплата происходит в течение 24часов. Авторские права остаются у создателя видео. Компания также позволяетуберечь видео от снятия нелегальных копий.Словом, сегодня всё чаще говорят о том, что развитие новых Информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) «сломило монополию профессиональныхмедиа на освещение и интерпретацию самых резонансных событий в мире.
Так,если освещение и интерпретация событий Первой войны в Заливе (1990)полностью принадлежали профессионалам, а конкретно CNN, то уже освещениеВторой войны в Ираке пальму первенства профессионалам пришлось делить сблогерами, участвующими в боевых действиях» [Аль-Ханаки, Алгави, 2015, с. 18].Это было связано с тем, что в условиях увеличения недоверия к материалам,распространяемым традиционными СМИ, аудитория стала искать другиеисточники информации.Возрастание участия пользователей информации в её генерации традиционносвязывают с Web 2.0 − сетью второго поколения развития сети Интернет,основанной на изменениях в пользовательском поведении.
В отличие от Web 1.0 −сети Интернет первого поколения, просуществовавшей с 1989 по 2005 гг., Web 2.0характеризуется повышением уровня информационного обмена и двустороннимпотоком информации между производителями и пользователями контента, чтоприводит к размыванию границ между ними, поскольку пользователи сталипроизводителями, а производители − пользователями.Увеличение участия читателей, слушателей и зрителей информации в еёгенерации также тесно связано с развитием социальных сетей и мобильной связи.Большой рост рынка мобильной индустрии привёл к тому, что аудитория многих140стран мира превратилась в огромную силу по сбору информации, она способнафотографировать и снимать кого угодно, что угодно и где угодно.СМИ должны думать над тем, как повысить лояльность пользователей, искатьновые каналы взаимодействия.
Интернет-версия в данном случае предоставляетбольшиевозможности,позволяетнайтиразличныемоделиработыспользовательским контентом. Отметим, что он в СМИ появился, конечно, задолгодо появления Web 2.0, развития социальных сетей и мобильной индустрии, и былпредставлен в виде писем читателей, которые публиковались в газетах ещё сначала XVIII в.В веке XX авторитет и популярность издания в большинстве случаев зависелиот количества читательских писем, приходивших в редакцию.