Диссертация (1154416), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Новости сейчас есть на каждом сайте,поэтому удивить ими кого-то достаточно сложно. К тому же новость можноперепечатать, сделать с неё рерайт. А вот лонгрид уже не перепишешь.«И практикующие журналисты, и исследователи отмечают, что дляпривлечения внимания читателей в эпоху информационного изобилия ихарактерного для Интернета клипового восприятия лонгрид должен содержатьуникальную и более яркую, более качественную информацию, чем обычнопредлагаетсявСМИ»[Колесниченко.Режимдоступа:http://www.mediascope.ru/1691].Лонгрид не имеет смысла делать по недостаточно важному информационномуповоду – слишком много времени, денег и трудозатрат уходит на его создание. Дляподготовки такой публикации необходима большая и животрепещущая тема,которая связана со значительными изменениями в обществе или предполагаетсистемное расследование в той или иной сфере.Когда в «АиФ» задумались о создании лонгрида, обратили внимание на то,что многие издания, желая привлечь пользователя, жертвуют содержанием радитехнологических вещей, мультимедийной составляющей.
«Мы решили, что текст121– всё-таки основное. Поэтому в лонгриде, который посвящён трагедии в Беслане(он называется «АД Беслана. Взгляд изнутри»), мало фотографий и много текста.Мы сознательно основывались только на воспоминаниях людей.
В проекте поПервой мировой больше мультимедиа, но текстовой контент тоже превалирует –его примерно 70%» [Баранова, 2017, с. 70].Во время интервью респонденты отмечали, что при создании лонгридов вредакциях столкнулись с большими финансовыми расходами. Много средств идётна закупку внешнего контента: видео- и фотоматериалов. Увеличивается изарплата сотрудников, которые заняты в проекте.Поэтому, на сайтах отечественных СМИ появились коммерческие лонгриды.По мнению В. С. Шушкина, «90 % лонгридов должны быть коммерческими» [Тамже].
Это мнение разделяют и в «Комсомольской правде». Лонгриды получили насайте kp. ru коммерческое продолжение. Удачными получились проекты с«РусГидро» – «Люди света» и с РЖД – «40 лет БАМ». «Такие проекты имеютбольшой спрос со стороны рекламодателя, это так называемая брендированнаяжурналистика» [Баранова, 2017, с. 75]. О развитии лонгридов как жанровнативной рекламы будет подробно рассказано в третьей главе.Как мы уже отмечали, сегодня достаточно сложно зафиксировать появлениеили исчезновение новых форм предоставления контента. Первые лонгридыпоявились в 2012 году, но уже одним из трендов 2016 г.
«Журналист» назвалохлаждение к лонгридам. В настоящее время ещё поступает информация о том,что тому или иному сайту удалось удержать аудиторию именно с помощьюлонгридов, однако «для массового читателя все эти мультимедийные истории ужеутратили новизну, а инвестировать слишком много своего времени в однуединственную тему современный пользователь, который всё время отвлекается,просто не готов» [Корнев, Пуля, 2016, с. 61].Уже в начале 2017-го некоторые эксперты говорят о том, что лонгриды уходятв прошлое. Такого мнения, в частности, придерживается А.
С. Гаспарян,начальник управления Международного информационного агентства «Россиясегодня», который отмечает, что «эпоха лонгридов уходит в прошлое,122миниформатыодержалипобеду.Свозрастаниемпотокаинформации,популярностью платформы “Твиттер” у многих поменялось представление оСМИ. Для большинства потребителей информации достаточно 140 символов,людей не интересуют подробности» [Приложение 1, с. 331].Результаты проведённого в 2015 году исследования показывают, что развитиесоциальных сетей приводит к тому, что в редакциях (как массовых, так икачественных изданий) всё больше озабочены «шариинговым» потенциаломконтента.
Это относятся как к материалам развлекательного характера, так и кпубликациям на серьёзные темы.Некоторыеформатыобладаютвысоким«шаринговымпотенциалом».Отмечено, что читатели с удовольствием делятся подборками по принципу«Несколько фактов о…». Однако, как верно замечает К. К. Полесков, редакторсайта novayagazeta.ru, «проблема в том, что материалы-подборки по принципу“несколько фактов о …” – это искусственная модификация контента под трафикгенератора.
Важно, чтобы такие материалы не сводились к “желтизне”».Собственно, некоторые практики «рассматривают журналистику именно каксредство для генерации трафика» [Lehtisaari, Karppinen, Harjuniemi, Grönlund,Linden,2012,p.49].Запросыпользователейинформациивсёбольшеунифицируются, читатели интересуются главными темами Яндекса, игнорируяостальные новостные поводы. В итоге работа журналистов всё больше сводится кпереупаковке контента.Тенденция к появлению и развитию новых форм предоставления контента,основанных на лаконичной, капсульной подаче информации, в свою очередь,приводит к другой тенденции, связанной с поверхностной подачей контента,адаптациейконтентаподсоцсети,всёбольшимпревалированиемразвлекательного контента, погоней за «лайками» и бóльшим количествомпросмотров материалов пользователями информации.Популярность вышерассмотренных форм предоставления контента связанатакже с развитием клипового характера восприятия информации, сниженнымуровнемкачествачтения.Ведь«нацеленность населениянапассивное123восприятие, на отдых, на развлечение; желание комфортного – облегчённого –информационного обслуживания приводит к резкому снижению грамотности,неспособности воспринимать (понимать) серьёзные тексты, контекст, подтекст ит.
д.» [Тулупов, 2016, с. 24].Эту мысль подтверждают и результаты масштабного исследования «Газетысредних и малых городов России в 2010-х гг.», которое проводится сотрудникамифакультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова с 2013 г. В нём принялиучастие 153 сотрудника СМИ – главные редакторы и журналисты местных газет.Согласно результатам исследования, на вопрос, стал ли процесс созданияжурналистского текста более или менее творческим, от 12 до 17% опрошенныхответили, что «процесс создания текста стал более вторичным, журналисты всёреже становятся очевидцами событий, меньше общаются непосредственно слюдьми» [Смирнова, 2016, с.
169].Приведём данные ещё одного исследовательского проекта «Конвергенция иработа российского журналиста в печатных и онлайновых СМИ» [Колесниченко,2018, с. 39–40], в котором приняли участие 24 журналиста из 17 ведущихроссийских СМИ (информагентств «Интерфакс», «ТАСС», «Регнум»; газет«Коммерсант», «Российская газета», «РБК»; журналов «Русский репортёр»,«Форбс»; интернет-сми ‘Life.ru’, «Взгляд» и др.).
«По словам респондентов,основной трафик сайту дают короткие новостные заметки – от “твита” до текстаобъёмом 2-3 абзаца. При этом первую новость прочитают больше людей, чемпоследующий текст в развитие темы с подробностями и комментариямиэкспертов» [Там же, с. 40].Среди востребованных форм подачи контента респонденты назвали«визуальную историю» (рассказ о событиях в фотографиях, графиках сминимумом слов), «недолонгрид» (осмысление нескольких новостей на однутему) и «список» (подборка примеров и рекомендаций) [Там же].Отметим, что тенденция, связанная с появлением и развитием новых формпредоставления контента, основанных на лаконичной, капсульной подачеинформации затронула не только газетные сайты, но и их печатные аналоги.124Исследователи отмечают, что основной тенденцией в области газетного дизайнаможно назвать «компактизацию» [Тышецкая, 2012, с.
130], которая связана сизменением информационных привычек аудитории. Речь идёт о переходе ксредним (Berliner) и таблоидным (Tabloid/Half Nordic) форматам. Понятно, чтоконвертировать газету в компактный размер невозможно без измененийсодержания.
Одним из способов «компактизации» содержания газеты сталоиспользованиесамостоятельных(существующихвнеконтекстадругихматериалов) – коротких текстовых и фото-брифов. Особенно популярным этотприём стал в качественных изданиях, жанровая модель которых ориентирована наиспользование крупных форм публицистики. Например, ещё в 2007 г. «Уоллстрит джорнэл» стала активно использовать так называемые ‘secondary readings’(брифы, сайдбары, цитаты, диаграммы и т. д.) и ‘story summaries’ (короткиеинформационныесообщения,содержащиеключевыедеталиновости).Практически на всех внутренних страницах появилась специальная рубрика ‘InBrief’, которая кратко сообщала о главных новостных поводах дня [Там же,с.
132–133].Тенденция компактизации закономерна, ведь ещё в 1990 г. исследованиеИнститута Пойнтера (Poynter Institute, США) зафиксировало, что лишь немногиечитают материалы в газете последовательно, в порядке, предложенном редакцией.Процесс чтения остальных представлял собой непоследовательный, нелинейный,хаотичный процесс [Garcia, Adam, 1991, p. 96].
«В научно-исследовательскойлитературе этот тип читателей получил название “читатель-сканер” (scannerreader, или scanners). “Сканеры” не читают, а просматривают газетные полосы средкими остановками» [Тышецкая, 2012, c. 132]. Популярные на газетных сайтахтекстовые онлайн-трансляции и особенно лонгриды как раз ориентированы начитателей-сканеров. Они позволяют удержать современного пользователяинформации, который не задерживается долго на каком-то одном ресурсе, насайте.125В радиоиндустрии наблюдаются похожие тенденции, связанные с новымипринципами подачи контента. Происходит сокращение хронометража передач,появляются мини-рубрики.Как было отмечено в первой главе, конвергенция связана с различнымипроцессами: дигитализацией, интеграцией, а также с коренными изменениями,происходящими в восприятии информации современным пользователем.
Онпереходит на так называемый мультизадачный режим работы (multitasking)[Marinho, Tárcia, 2008, p. 32]. Современный потребитель информации незадерживается долго на каком-то одном ресурсе: вместо этого он одновременносмотрит ТВ, разговаривает по телефону, пролистывает страницы газет и делаетзапрос в поисковой машине Интернета.Согласно данным отраслевого доклада «Радиовещание в России в 2012 году.Состояние и тенденции развития», уже тогда наблюдалась тенденция к снижениювеличины среднесуточного охвата общей радиоаудитории. «Эксперты полагают,что вероятной причиной такого снижения является расширение числа каналовполучения информации через новые медиа, что приводит к сокращениюпотребления традиционных видов СМИ» [Ставиская, Страдомский, Никитина,Козлова, Кочергина, Власова, Попова, Медведев, Кондратьева, Коровина, Дарман,2013, с. 79].В конце ноября 2014 года в Москве прошла Международная конференция«Радио в глобальной медиаконкуренции».
На ней выступали ведущие мировые ироссийские эксперты радио-индустрии, многие обращали внимание на то, чтоснижается продолжительность прослушивания радио (в большей степени этокасается молодёжной аудитории). Согласно данным TNS за 2011 г., «времени напрослушивание радио у москвичей и россиян больше не становится.
Более того,последнеевремямынаблюдаемнекотороеснижениеобъёмовипродолжительности слушания радио в целом» [Рынок радио в России: сновавверх.Режимдоступа:http://www.sostav.ru/columns/adpress].АвотвВеликобритании, например, слушатель еженедельно тратит почти 26 часов напрослушивание аудио-контента, – говорится в отчёте «Время Аудио». «Такое126поведение характерно для 90% взрослого населения Великобритании».