Диссертация (1154416), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Есть мнение, что журналисты-универсалы могут вытеснить обычных, но«ряд исследователей уверены, что пройдёт много времени, прежде чем они будутиграть главные роли в медиакомпании, если вообще такое время наступит» [TheBackpackJournalistIsa‘MushofMediocrity’.Режимдоступа:http://www.ojr.org/ojr/workplace/1017771634.php].Существует и другое мнение. Некоторые эксперты говорят о том, что«временаbackpack-журналистовпрошли»[Девигал.Режимдоступа:http://ijnet.org/ru/blog/эндрю-девигал-почему-для-создания-мультимедийногоконтента-нужна-работа-команды].
Так считает, например, ветеран конвергентнойжурналистики Э. Девигал (Andrew DeVigal), бывший мультимедийный редактор«Нью-Йорк Таймс» и директор по дизайну «Чикаго Трибьюн». Он уверен, что,«когда человек хочет всё делать сам, что-нибудь всегда страдает» [Там же]. Кэтому мнению склоняется и большинство российских практиков (и автор каккорреспондент газеты «Комсомольская правда»), с которыми проводились беседына протяжении 2009 – 2016 гг. Например, П. Н. Гусев, главный редактор ивладелец газеты «Московский комсомолец», считает, что «универсализм – этотема исключительно для теоретических изысканий, ничего общего с практикой156она не имеет.
Все познать невозможно. Например, Александр Минкин можетблистательно писать на культурные, политические темы, но освещениеэкономических вопросов у него прилучается хуже. У него есть логика анализа, ноэто не универсальность, а владение словом, умение найти нужные образы»[Баранова, 2017, с. 40].Многое, конечно, зависит и от того, в какой медиакомпании работаетжурналист. Например, 2015 год был объявлен для ИД «Комсомольская правда» –лидера среди российских медиакомпаний в освоении новых технологий – годомэлектронных медиа: радио и Интернета.
Это означает, что журналист долженсоздавать контент для разных платформ. Автор, корреспондент отдела политикиИД «Комсомольская правда», создаёт контент для печатной версии газеты, еёинтернет-версии и радио «Комсомольская правда». Однако вряд ли корректноговорить о том, что сотрудники редакции обладают какими-то универсальнымимультимедийными навыками.
Речь идёт лишь о том, что журналист, делаяинтервью с экспертом, потом может пригласить его на радио (задать ему те жевопросы и получить те же ответы, возможно, сократив или немногопереформулировав вопросы и ответы под формат радио, а также немного изменивподводку к теме). Журналист также может подрезать аудиозапись передачи, но,как правило, этим занимаются звукорежиссёры, которые делают это гораздобыстрее и лучше.Как уже было отмечено, мультимедийные проекты, например лонгриды,никогда не создаёт один человек. В их производстве участвуют разныеспециалисты: пишущие журналисты, профессиональные фотокорреспонденты,специалисты по дизайну, монтажёры – то есть каждый занимается своим делом.Если корреспондент идёт на какое-то мероприятие, то с ним идёт ифотокорреспондент.
Один человек не может одновременно задавать вопросы,писать и производить фото или видеосъёмку. И в то же время, повторимся,теоретики журналистики не перестают говорить не только об универсализме, но ио принципиально новых навыках в эпоху медиаконвергенции. Есть мнение, что вэпохумедиаконвергенциивообще«потребностьвпрофессиональных157журналистах становится минимальной» [Жилавская, 2016, с.
121], ведь каждуюсекунду самодеятельными авторами обрабатывается огромное количествоинформации.Автор на протяжении 2009 – 2017 гг., беседуя с корреспондентами,редакторами, ведущими радио и ТВ-программ, а также топ-менеджерамироссийских медиакомпаний, задавал респондентам вопрос: какими навыкамидолжен владеть журналист в эпоху медиаконвергенции? В 2009 – 2010 гг. наволне бурного развития видеоконтента на сайте многие практики говорили о том,что журналистам газетных редакций необходимы навыки видеосъёмки. В 2009году более половины из 20 опрошенных автором журналистов-практиков (восновном, редакторов интернет-версий ведущих российских изданий) былиуверены, что журналистам печатных СМИ необходимы дополнительные курсы пофотожурналистике, азам видеосъёмки, курсы графических приложений. Внекоторых ИД для журналистов проводили тренинги по созданию видеоконтента.Однако, как мы уже сказали в первой главе, к 2012-му году в редакциях ушли оттого, чтобы журналисты сами создавали видео, отказались от многих форматовподачи видеоконтента.
Владение азами видеосъёмки сегодня совершенно неявляется необходимой компетенцией при работе в должности корреспондента илиредактора.Во многих отечественных редакциях сегодня приветствуется (но тоже неявляется обязательным требованием), если журналист сам сделает к материалуинфографику (речь идёт о статичной инфографике).
Однако в большинствеотечественных редакций журналисты не занимаются подготовкой инфографики.Даже формулировкой задания для дизайнера часто занимаются специальныесотрудники, получающие задание от журналиста, готовящего материал. Правда,«в редакциях зарубежных СМИ, как правило, нет такой практики, что одни людипишут текст, а другие делают к нему инфографику. Обычно пишущиежурналисты сами учат дизайнерские программы и начинают делать визуальнуюжурналистику» [Баранова. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1435]158или используют различные интернет-сервисы, позволяющие визуализироватьданные на основе существующих шаблонов, такие, как, например, Crowdmap.С появлением блогов, форумов на сайтах СМИ, а также возможностикомментировать статьи, в редакциях заговорили и о новых компетенциях ужурналистов.
Есть мнение, что будущее журналистики – дискуссионнаяжурналистика (debate journalism). Это означает, что журналист больше невыступает в роли всезнающего субъекта, а превращается в собеседника, которыйработает в тесной связи с читателями, принимает участие в процессе обсужденияразличных вопросов и тем. Дискуссионная журналистика резко контрастируют с«традиционной», в которой журналист – субъект, который даёт свои знанияаудитории [Lehtisaari, Karppinen, Harjuniemi, Grönlund, Linden, Nieminen,Viljakainen, 2012, p.
47].То есть, работа журналиста заключается в том, чтобы быть в постоянномконтакте со своей аудиторией. Как правило, приветствуется, если журналист отсвоего имени пиарит в соцсетях материал, который собирает больше откликов.Ведь пользователи всё чаще попадают на сайт не через главную страницу – онизаходят через поисковики и по ссылкам, которые им присылают друзья.Редакторское мнение для них всё чаще не в приоритете, им важно то, что считаютзначимым их близкие. Поэтому, в некоторых редакциях журналисты должныуметь привлекать подписчиков на свои странички в соцсетях и общаться с ними.Действующая в «Новой газете» с 2012 г.
система гонорарного фонда, основаннаяна том, что зарплата складывается из базовой ставки (у каждого жанра она своя) иКПД за количество просмотров, «позволила вырастить так называемыхфорвард-блогеров – журналистов, мнение которых по определённой теме оченьважно. Они могут даже не первыми сообщить новость, но за ними пойдут как заперсональной рекомендацией. Они создают контент и сами его расшаривают.Через их посты в социальных сетях люди заходят на сайт, т. е. форвард-блогерыгенерят социальный трафик сайту» [Приложение 1, с. 352], – рассказываетК. К. Полесков, редактор сайта novayagazeta.ru.
Такую же модель привлечения159пользователей из соцсетей на сайт реализуют сайты радиостанции «Эхо Москвы»,телеканала «Дождь».Есть мнение, что некоторые узкоспециализированные журналисты, например,телекритики, помимо творческих должны выполнять несвойственные им ранеезадачи по рекламированию позиций, точек зрения и своей творческой личности вмедийном пространстве, ведь теперь конкуренцию им может составить любойблогер [Баканов, 2018, с. 7].Но всё же в большинстве редакций продвижением материалов в соцсетяхзанимаются выпускающие редакторы сайта или менеджеры по соцсетям, а нежурналисты, готовящие материал.Беседуя с журналистами-практиками, автор спрашивал их о том, должен личеловек, работающий с пользовательским контентом, обладать какими-то новыминавыками.
Ведь, как было отмечено в первой главе, теоретики говорят, чтосегоднявырабатываются«инновационныекомпетенции»,средикоторыхназывается навык работы с UGG и знание того, как привлечь аудиторию кпроизводству контента.В отличие от теоретиков, опрошенные нами практики не смогли назватькакие-тоинновационныекомпетенции,необходимыедляработыспользовательским контентом. В редакциях с ним обычно работают сотрудникикак с профильным журналистским образованием, так его не имеющие. Всереспонденты уверены, что сотрудники, работающие с UGC должны уметь быстрооценить, что является новостью, а что – нет.
Ведь в день часто приходитсяобрабатывать не менее ста самых разных материалов пользователей.Опрошенные автором диссертационной работы эксперты (главные редакторысайтов:mreporter.ru(А. А. Антоненко),novayagazeta.ru(К. К. Полесков),echo.msk.ru (В. Ю. Рувинский); топ-менеджеры российских медиакомпаний:А. А. Потапов,главныйредакторгазеты«Известия»,Ю.
И. Волосатая,заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электроннымСМИ, В. С. Бережная, советник генерального директора по информационнымтехнологиям телеканала RT (‘Russia Today’)) единодушны в том, что редактор по160работе с UGC должен уметь налаживать контакт с мобильным автором, постоянновести с ним диалог, договариваться об использовании его контента.