Диссертация (1154416), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Например,48,3%опрошенных членовАссоциациипрессыМадридасчитают,чтосенсационность и желтизна журналистики превратили её в спектакль [Паисова,2018, с. 69].Много этических вопросов вызывают интернет-дневники (ИД) журналистов насайтах СМИ. Жанр дневника предполагает полную свободу самовыраженияавтора, как с точки зрения информационного наполнения, так и стилистическоговоплощения. Это утверждение входит в противоречие с правовыми и этическиминормами журналиста.
Остаётся ли журналист журналистом, начиная вестидневник на сайте издания, возлагает ли он на себя ответственность за егосодержание? Как отмечает А. С. Гаспарян, горе-журналисты приходят изблогосферы, где приветствуются различные противоправные действия, вплоть доскрытой пропаганды нацизма. «Блогер всё делает ради лайков и репостов, этоопределённая философия, ведь эпоха классических медиа заканчивается,наступает эра новых медиа, эра Твиттера, Фейсбука» [Приложение 1, с. 332].По мнению автора, наиболее ярким примером нарушения этики сталапубликация журналиста «Нью-Йорк Таймс» Стивена Левитта в его ИД181‘Freakonomics’ на сайте газеты о том, как легко можно было бы устроить терактна борту самолёта вусловиях тех ограничений, которыепредъявляетавиакомпании TSA к пассажирам.
Он подробно описал сценарии возможныхтерактов. А также предложил тему организации подобных преступленийчитателям, и они предложили свои варианты. Данные размышления журналистадают возможность лучше спланировать настоящие террористические акты, еслине сказать, что вообще провоцируют их [Журналист ‘The New York Times’ всвоём блоге предложил сценарий дешевого и эффективного теракта.
Режимдоступа: http://www.newsru.com/world/09aug2007/blogterror.html].Нередко журналисты позволяют себе в блогах и социальных сетях делатьоскорбительные высказывания, что противоречит и принципам этики, и нормамправа СМИ. В 2009 г. репортёр «Эй-Би-Си Ньюз» (ABC News) Терри Моран(Terry Moran) обнародовал в своём твиттере слова, сказанные «не для печати»президентом США Бараком Обамой в одном из интервью. В 2010-м обозреватель«Эйдж» (‘The Age’) Катерина Дивини (Katerina Divini) покинула редакцию из-загрубоговысказываниявсоциальнойсетипоповодуавстралийскойнесовершеннолетней звезды. В 2011 г. журналист Николай Троицкий (в то времязанимающий должность обозревателя РИА «Новости») в своём блоге оскорбилчувства представителей сексуальных меньшинств [Жолудь, 2012, c. 167].В 2012 г. большое жюри Пермской краевой организации СЖ «обратиловнимание на деструктивный характер профессионального общения журналистов входе обсуждения на Facebook ситуации, связанной с публикацией в “АиФ”интервью с бывшим надзирателем лагеря “Пермь 36” (“Музей политическихрепрессий”)» [Самойлова, Черепанова, 2016, с.
101]. Большое жюри Пермскойкраевой организации СЖ рекомендовало внести в Кодекс профессиональнойэтикипермскогожурналиста«изменения,касающиесяправилведенияжурналистами дискуссий на интернет-плошадках, а также использования в СМИцитат из внутренней переписки в закрытых интернет-сообществах. <…> Однакоспустя год никаких изменений в Кодекс внесено не было» [Там же, с. 102].182Отметим также, что дневниковые записи журналистов на сайтах СМИ нередкосовершенно пусты с точки зрения информационной насыщенности, многовопросов часто вызывает и стиль авторских замечаний.Факт остаётся фактом: журналистское образование часто отстаёт от практики.Если в зарубежных школах журналистики уже давно появились новыеобразовательные программы и курсы, связанные с подготовкой мультимедийногоконтента для сайта, то специальных курсов, посвящённых этическим принципам вэпоху медиаконвергенции пока практически нет.Втечениемногих«Профессиональнаялетэтикаосновнымжурналиста»учебнымвпособиемроссийскихВУЗахпокурсуявляетсяодноимённая книга Г.
В. Лазутиной [Лазутина, 2011, c. 224]. Но там нет ни словаоб описанных выше проблемах.Редакции ведущих мировых СМИ, конечно, пытаются найти решениявозникающим проблемам. Многие мировые СМИ уже включили в своикорпоративные стандарты требования к поведению сотрудников в социальныхмедиа. Например, в стратегии журналистской этики «Нью-Йорк таймс Компани»в разделе «Вебсайты и блоги» говорится: «Ничто не может быть опубликованопод брендом нашей компании или любого из наших подразделений, безпрохождения через редактирование или модерацию…» [The New York TimesCompanyPolicyonEthicsinJournalism.Режимдоступа:http://www.nytco.com/companyproperties-times-coe.html].В этом разделе есть также важное замечание о том, что: «даже частный журналсотрудника, скорее всего, ассоциируется в сознании аудитории с репутациейкомпании.
Поэтому, даже в блогах, созданных не на сайте издания, сотрудникигазеты должны думать об уважение достоинства и частной жизни других людей…сотрудники могут вести хронику своей повседневной жизни, но не должныпорочить или унижать других. <…> Тексты могут включать фотографии и видео,но без оскорбительных образов. Журналисты не должны разглашать личную иликонфиденциальную информацию, полученную с помощью редакции…» [Там же].Также сотрудникам редакции запрещается выступать в социальных медиа по183вопросам, которые могут вызвать общественный конфликт и приниматьспонсорскую поддержку от частных лиц или коммерческих структур.Этической проблемой, связанной с развитием интернет-версий, являетсяонлайн-реклама[TeachingOnlineJournalismEthics.Режимдоступа:http://www.smu.edu/~/media/Site/Provost/Ethics/pdfs/02090%20Seib%20text%20FA.ashx?la=en].
Эксперты отмечают, что доля развлекательного, рекламного и PRконтента растёт, тесня журналистский продукт [Вартанова. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/521], а традиционный журналистский текст в сетитрансформируется в медиатекст, который расширяет свои функции – «вбирает всебя характеристики журналистского, рекламного и PR-текста: около 80%контента СМИ так или иначе связаны “с исполнением заказа клиентов” (под“клиентами” понимаются рекламные службы и PR-структуры)» [Милославская,2016, с. 580]. Как известно, новостные материалы нередко включают ссылку наспонсора.
Например, раздел, посвящённый путешествиям, может содержатьссылку на туристическое агентство. Преимущество для рекламодателя –перспектива немедленного реагирования.Ещё в конце 90-х «Нью-Йорк Таймс» была подвергнута критике за рекламукомпании ‘Barnes&Noble’, которая занимается продажей книг. Если посетительсайта газеты покупал книгу по ссылке с сайта, то сайт получал комиссионные.Такой механизм может создать соблазн из коммерческих соображений включать вобозрения и рецензии те книги, которые вероятнее всего купят.
Очень трудноудержать грань между редакторским и рекламным контентом, сочетая интересы ижурналистики, и медиабизнеса [Teaching Online Journalism Ethics. Режим доступа:http://www.smu.edu/~/media/Site/Provost/Ethics/pdfs/02090%20Seib%20text%20FA.ashx?la=en].Иными словами, «журналистика как бизнес не справилась с задачейпредоставления новостей в виде общественного блага. Популярные СМИвынуждены служить двум господам: справедливости и прибыли, а они вместе неуживаются» [Жилавская, 2016, с. 121]. Журналистика в разных странах мира всёбольше растворяется в рекламе. Вот, например, к какому выводу пришла184А. А. Шнайдер, проанализировав особенности развития современной латвийскойжурналистики: «за счёт экономических трудностей на медиарынок страны сталиоказывать влияние рекламодатели: крупные компании, частные банки.
Ими сталииспользоватьсямедиаканалыдляраспространениясвоейинформацииипродвижения своих идей. Теперь они стали допускаться до редакционноговопроса, вплоть до изменения языка и стиля журналистского материала»[Шнайдер, 2018, с. 174, 175]. Шнайдер заключает: «рост брендовой журналистикии корпоративных коммуникаций – это следующий шаг в процессе трансформациитрадиционных медиа в медиапространстве Латвии» [Там же].Таким образом, рост доли рекламного и PR-контента приводит к снижениюдолижурналистскогопродукта[Вартанова,Режимдоступа:http://www.mediascope.ru/node/521].Развитие технологий ставит сегодня всё новые этические вопросы, которыетребуют осмысления. Например, развитие дата-журналистики влечёт за собойпроблему, связанную с обработкой данных машинными методами.
Журналистычасто собирают данные в соцсетях. Проблема в том, что роботы, которыедобывают информацию, не различают, закрытый это или открытый профиль, длядрузей или для всех представлена информация, наконец, они не получаютсогласия от людей на обработку их информации.Зарубежныеисследователи дата-журналистики такжезадумываютсяобэтических проблемах, которые могут возникать при автоматизированномсоздании контента. Они, например, обращают внимание на то, что он публикуетсябез рассмотрения редакторами, а значит может содержать различного родаошибки.
Редж Чуа (Red Chua), менеджер по инновациям в Рейтерс, отмечает, чтоагентство генерирует 950 медиаоповещений и 400 материалов в день, которыепубликуютсябезучастиячеловека[Fanta.Режимдоступа:https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/201709/Fanta%2C%20Putting%20Europe%E2%80%99s%20Robots%20on%20the%20Map.pdf].
Дело в том, что само внедрение систем, позволяющих создавать контент,185будет финансово нецелесообразным, если привлекать людей, которые будут егоредактировать.Зарубежныеисследователи дата-журналистики такжеподнимают такиеэтические вопросы: должны ли программы при создании текстов учитыватьпараметры объективности, ответственности и точности. Также встаёт вопрос оцелостности данных, ведь недостающие элементы могут привести и кпредвзятости в создании контента [Там же].Лин Викс (Lin Weeks) в статье «Закон о СМИ и авторское правоавтоматизированнойжурналистики»отмечает,чтоконтент,созданныймашинными методами, порождает сложные вопросы об авторском праве. Викспредполагает, что права могут быть даже переданы самой компьютернойпрограмме [Weeks.