Диссертация (1154416), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Собственно,общепризнанный теоретик пропаганды Й. Геббельс не придумал ничего нового:он просто хорошо изучил опыт ведения информационных войн в прежниестолетия и структурировал уже опробованные ранее методы. Развитие системыСМИ в ХХ веке, в целом, никак не изменило эти методы.
Новые виды СМИпростозначительноувеличилитакиепоказатели,какохватаудитории(информация стала достигать гораздо большего числа людей) и оперативностьподачи информации (люди стали получать информацию значительно быстрее).В XXI веке мы уже привыкли к тому, что новые технологии в СМИ и, вчастности,развитиемультимедийной подачеконвергентнойжурналистики,основаннойконтента, распространении его черезнаИнтернет,мобильные устройства, сильно изменили принципы создания и распространенияжурналистского продукта.191Известный писатель и блогер Д. П.
Беляев в книге «Разруха в головах.Информационная война против России» [Беляев, 2014, с. 460] обращает вниманиена то, что и информационная война приобретает особое значение в XXI веке –веке новых технологий.Неслучайно многие из западных СМИ сегодня быстро увеличивают своёприсутствие в русскоязычном сегменте Интернета. «Совет управляющих повопросам вещания (BBG), в состав которого входят “Голос Америки”, “РадиоСвободная Европа/Радио Свобода”, “Радио Свободная Азия” и др. в финансовойзаявке на 2017 г.
BBG запросила у Конгресса США около 700 млн долларов,главным образом для усиления американских СМИ в виртуальном пространстве,а среди главных угроз названы Россия и Исламское государство (ИГ)» [Гэнэн,2015, с. 109–110]. Цифровой медиадепартамент (DIGIM) создали на базечешского офиса «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», его специалистыработают в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter.Действительно,социальныесети,интернет-сайтыпозволяютбыстреераспространить фальсификат и, что важно, даже, если последует опровержение,ложная информация всё равно останется в сети. Так, с первых минут российскихударов по позициям боевиков в Сирии в Сети появилось множество фотографийраненых и убитых детей.
В основном, они были сделаны во время бомбардировокв Йемене и Палестине, но комментировали эти материалы, будто это жертвыроссийских ударов. Немецкая газета «Бильд» (‘Bild’) перепечатала 30 сентября2015 г. такое фото с сайта турецкой правозащитной организации «Белые шлемы»,назвав материал «Истребители Путина убили 36 мирных жителей» (‘PutinsKampfjets töten 36 Zivilisten’).
Потом, когда выяснилось, что это фальсификат,издание просто удалило фото с сайта без признания вины, однако в сети материалостался, перепечатанный и другими СМИ: например, порталом News.de.Но фото с сайта всё-таки убрали. Случилось это во многом благодаря тому, чтолюди в комментариях писали примерно следующие: «Не позорьтесь, понятно,откуда на самом деле эти фотографии». В данном случае можно говорить о том,что пользовательский контент на сайте (а современная журналистика напрямую192связана с возрастанием участия пользователей контента в его генерации)«пошатнул» один из основных принципов пропаганды, используемый во времяинформационной войны: «Чем больше ложь, тем скорее в неё поверят»[Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/encSlov/23/28.htm].Новые медиа предложили аудитории, которая сегодня разочаровалась втрадиционных СМИ, принципиально новые инструменты воздействия и участия[Припоров, 2014, с. 252]. Яркий пример тому – ситуация с убийством в августе2014 года афроамериканца Майкла Брауна.
Полицейский Даррен Уилсонзастрелил темнокожего во время ареста в городе Фергюсон. Именно социальныесети привлекли внимание пользователей всего мира к этому инциденту. За периодс августа по декабрь 2014 года хэштег #Ferguson вышел на первое место врейтинге наиболее популярных хэштегов в 26 странах мира, включая США,Великобританию, Австралию и др.
[Восканян, 2017, с. 76].По мнению газеты «Гардиан», пользователи Twitter (включая официальныеаккаунты СМИ) в России, Иране, Египте использовали новость о беспорядках вФергюсоне как повод для «троллинга» США. На платформе социальной сетиСоединенные штаты осуждались и высмеивались за посягательство на правачеловека [How America’s foes are using Ferguson to troll on Twitter. Режим доступа:https://www.theguardian.com/world/shortcuts/2014/aug/19/americas-foes-usingferguson-to-troll-on-twitter-egypt].Ещё один важный принцип пропаганды – доступность информации дляпонимания максимально большой аудиторией.
Развитие на сайтах СМИинфографики, которую называют одним из трендов современной журналистики,этому очень способствует. Она лаконична, т. к. может заменить целую статью;она акцентирует внимание на важной информации, что экономит время, т. к. ненадо много читать, слушать или смотреть; она визуально привлекательна; онанаглядна, т. к., по мнению психологов, информация легко воспринимается вграфическом виде. Сегодня инфографикой легко поделиться в социальных сетях,где есть ограничения по объёму текста.193В 2014 – 2015 гг., готовя материалы на темы, связанные с ситуацией наУкраине, зарубежные журналисты активно использовали инфографику.Как известно, различные цвета вызывают определённые ассоциации, и цветиграет в инфографике важную роль. Рассмотрим такой пример.
В марте 2014 г. насайтебританской«Гардиан»(Guardian)былаопубликованаследующаяинфографика «Россия и Украина: график военного дисбаланса» (‘Russia andUkraine: the military imbalance – graphic’) (Рисунок 2).Рисунок 2.[Режим доступа: http://www.theguardian.com/world/graphic/2014/mar/03/russiaukraine-military-imbalance-graphic]Первое, что бросается в глаза (ещё до того, как начинаешь читать текст) – этокрасно-черный цвет агрессора [Психология цвета, значение цвета.
Режим доступа:http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm],которыйсхематичнопоказываетсосредоточение различных родов (танковые, ВВС) войск РФ около украинскойграницы.Ассоциациясразрушительностью,насилием.Сосредоточениеукраинских войск показано в желто-голубых тонах, которые ассоциируются сосправедливостью и спокойствием.Рассмотрим ещё один пример. После присоединения Крыма к России 18 марта2014 г.
западные и американские СМИ продолжали изображать его либоукраинской,либонейтральнойтерриторией.Так,например,накарте-инфографике агентства «Блумберг» (‘Bloomberg’) (от 15 апреля 2014 г.)194Крым закрашен белым цветом, так же, как Луганск, Донецк и Харьков. Украина ичастьроссийскойтерриторииотмеченыразличнымиоттенкамисерого(Рисунок 3).
Инфографика позволяет определённым образом расставить акценты,умолчать о каких-либо фактах при освещении событий.Рисунок 3.[Режим доступа: http://www.bloomberg.com/infographics/2014-03-20/mapping-theukraine-divide.html]Другая форма подачи контента, без которой сложно представить современнуюжурналистику, – это мультимедийная статья, сочетающая в себе различныеформыпредоставленияинформации:текст,фотографии,видео-иаудиоматериалы, возможно, графические изображения, интерактивные элементы,[Баранова, 2015, c.
201]. Такая форма подачи контента отлично подходит, чтобысоздавать как целостное, так и фрагментарное впечатление у аудитории поопределённой теме. Рассмотрим следующий пример. 16 марта 2015 г. на сайте«Би-би-си» (BBC) был опубликован материал «Крымский лидер заявил, чтополуостров никогда не будет частью Украины» (‘Crimea leader says it will neveragain be part of Ukraine’) [Crimea leader says it will never again be part of Ukraine.Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-europe]. Мультимедийная статьявключила:195- Трёхминутное видеоинтервью С. В. Аксёнова (глава Республики Крым с 9октября 2014 года), данное «Би-би-си».
Аксёнов отвечает на вопрос: «Будет лиКрым снова когда-нибудь частью Украины?», рассуждает о референдуме ироли России в его проведении;- заметку о том, что В. В. Путина с 5 марта не видели на публике (тричетверти этого текста никакого отношения к С. Аксенову не имеет, лишь вконце авторы пишут о дате вхождения Крыма в состав России);- в левой части текста – ссылки на материалы об украинском кризисе ивойне на востоке страны;- несколько слов о том, что ЕС и США наложили на Россию санкции;- под текстом размещена фотография, на которой изображена толпа детей наплощади. Подпись под фото: «Дети в Крыму отмечают годовщинуприсоединения к России»;- дальше – цитата из видеоролика с Аксёновым, где он говорит, что жителиКрыма сами сделали свой выбор, Россия ничего не аннексировала;- далее – видеорепортаж «Атмосфера ностальгии сильна здесь».
Показанмассовый забег по Севастополю в честь праздника; одна из участниц забега,корреспондент «Би-би-си», говорит о том, что в Крыму сильна ностальгия:Крым словно вернулся в Советский Союз. Журналистка отмечает, чтонаселение Крыма, несмотря на санкции, сравнивая свою жизнь в Крыму сжизнью тех, кто находится на востоке Украины, настроено весьма позитивно;- далее снова короткий текст о том, что С. Аксёнов защищает действияВ. В. Путина в Крыму, считая его решение правильным, за ним следуетиллюстрация – стоп-кадр с изображением экрана телевизора, по которомупоказывают документальный фильм о В. В. Путине на моменте, когдароссийский президент рассказывает о том, как Россия помогла спасти жизньэкс-президенту Украины В.
Ф. Януковичу;- в тексте под иллюстрацией приведены три цитаты В. В. Путина из этогофильма, касающиеся помощи В. Ф. Януковичу, защиты российских граждан вКрыму и приведения российских сил ядерного реагирования в боевую196готовность. Цитаты специально подобраны таким образом, чтобы создалосьвпечатление, что В. В. Путин противоречит сам себе: «не собиралисьаннексировать» – «привели армию в боевую готовность»;- далее следует видеоролик с репортажем Би-би-си о годовщинеприсоединения Крыма к России. В нём содержатся кадры с праздника вСевастополе, а также снова повторяются кадры интервью с Аксёновым,которые уже были в верхнем видео на этой же странице.
Сделано это длязакрепления «усвоенного» материала – краткая сводка всего, что былонаписано с дополнением о преследовании в Крыму тех, кто желает вернуться всостав Украины, и выводом, что Россия никогда не отдаст Крым;- статья заканчивается коротким текстом о том, что пророссийскинастроенные протестующие после «Крыма» вышли на улицы и стализахватывать здания в Донецке, из-за чего началась война на востоке Украины,унесшая жизни более 6000 человек.Такую разобщённую манеру подачи материала нередко предпочитаютзарубежные журналисты, а формат мультимедийной статьи, как видим, очень имв этом помогает.