Диссертация (1154407), страница 57
Текст из файла (страница 57)
В стихотворении «В разбитом зеркале»она говорит своему адресату:Ты отдал мне не тот подарок,Который издалека вез.Казался он пустой забавойВ тот вечер огненный тебе.(«В разбитом зеркале»)589В начале цикла два парных стихотворения – «Наяву» и «Во сне» посвящены возможности встречи с адресатом цикла, при этом «наяву» онможет быть виден в зеркале:И время прочь, и пространство прочь,Я все разглядела сквозь белую ночь:И нарцисс в хрустале у тебя на столе,И сигары синий дымок,И то зеркало, где, как в чистой воде,Ты сейчас отразиться мог.И время прочь, и пространство прочь...Но и ты мне не можешь помочь.(«Наяву»)590588Корона В.В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций // Электронный ресурсhttp://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/korona-poetika-avtovariacij/rajskie-kuschi.htm589Ахматова А.А.
Сочинения в 2-х томах. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – С. 272.346«Разбитое зеркало» лишает возможности увидеть своего собеседника– в конце стихотворенияНесостоявшаяся встречаЕще рыдает за углом.(«В разбитом зеркале»)591Далее «невстреча» становится темой двенадцатого стихотворенияцикла, в котором лирическая героиня эксплицитно отказывается отпутешествий: кто-то отдыхает на юге, в зеркала глядится Суоми(Финляндия), а героиню вполне устраивает пребывание осенью в том доме,в котором она находится:Пусть кто-то еще отдыхает на югеИ нежится в райском саду.Здесь северно очень — и осень в подругиЯ выбрала в этом году.Живу, как в чужом, мне приснившемся доме,Где, может быть, я умерла,И, кажется, тайно глядится СуомиВ пустые свои зеркала.(«Пусть кто-то еще отдыхает на юге…»)592Это стихотворение зеркальным образом отражает «Вновь подаренмне дремотой…» 1916 года – в том произведении героиня осенью, находясьна юге, вспоминает север и осень, а в «Пусть кто-то еще отдыхает наюге…» уже она сама, будучи осенью на севере, словно отзывается тем, кто«нежится в райском саду».В целом, вряд ли адресатом всего цикла следует признать ОсипаМандельштама–скореевсего,произведения590адресованыАхматова А.А.
Сочинения в 2-х томах. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – С. 269.Там же. – С. 272.592Там же. – С. 273.591347некоему«комплексному» собеседнику, среди составляющих которого – и Блок, иМандельштам, и Гумилев, и другие люди, с которыми жизнь разлучилаА.А. Ахматову. При этом речь не идет о погружении в царство мертвых, какв «крымском» тексте Мандельштама, - подразумевается скорее контакт смиром ушедших из жизни, инструментом которого становятся сны, зеркала,видения и пр.Выводы по главеПодводя итог анализу творчества Анны Ахматовой, необходимоотметить, что ее произведения вводят некоторые новые контексты впонимании семантического комплекса путешествий в акмеизме.1) Прежде всего, Ахматова вводит в этот семантический комплексвариации «минус-путешествия», которое можно пониматьдвояко. В юности «минус-путешествие» - это почти нарочитыйотказ от описания впечатлений путешественника в пользувпечатлений личных, связанных с переживаниями лирическогогероя.
«Географические» стихотворения в наследии Ахматовойприсутствуют фрагментарно, и она сознательно дистанцируетсяот «постановки флажка на карте».2) В лирике после 1917 года «минус-путешествие» получаетразвитиекакнесбывшееся,несостоявшеесяпутешествие.Сначала речь идет о потенциальном отъезде в эмиграцию,которому так и не суждено было случиться. Затем в стихахАхматовой возникает страх другого путешествия – ссылки иареста.3) В целом, в силу исторических обстоятельств и личныхпереживанийАхматовойразрабатыватьтематикупришлосьглубоко«отрицательныхиполнопутешествий»-ссылки, изгнания, эвакуации.
Эти мотивы соединяются с348образами изгнанника Мандельштама и изгнанника Данте,которым Ахматова посвящала свои стихотворения.4) В лирике 1940-х годов и позже возникает новый типпутешествия – путешествие во времени. Отчасти это эвакуацияв Ташкент, которую Ахматова воспринимает как возвращение кистокам, к прапамяти. Ташкент не предстает в ее стихах и прозечужим – наоборот, его описание проникнуто ощущениемвозвращения к себе, к давно забытому.5) Путешествиявовременинаходятсвоеотражениевстихотворениях и поэмах. Любое путешествие во временипредставляет собой погружение в слои памяти, наложениеодного уровня на другой, смешение образов и мотивов – имножество литературных отсылок и отсылок к реалиям.6) Другой немаловажной стороной развития семантическогокомплекса путешествия следует признать его реализацию впоэзии Ахматовой через диалог с другими поэтами.
Адресатомтаких поэтических реплик чаще всего является НиколайГумилев, можно также выделить поэтический диалог с ОсипомМандельштамом. Оба этих автора по-разному подходили к темепутешествия: если первый в большей степени основывается нареальных событиях, посещении определенных стран и городов,то второму важнее пережитый опыт, ассоциации и мистическаясущность путешествия – и в этом смысле Ахматовой ближеподход Мандельштама, чем Гумилева. В стихах Ахматовойпоявляются значимые для двух ее поэтических собеседниковтопонимы – Крым, Италия, Африка.
На примере поездок вИталию – с Гумилевым в 1912 году и спустя 52 года в Рим дляполучения литературной премии – можно наиболее яркопродемонстрировать принцип «значимого отсутствия» темыпутешествий. В первый раз Ахматова не попала в Рим, Гумилев349ездил туда один, пока она ждала его во Флоренции. Итогом еепребывания во Флоренции стало появление стихотворения«Помолись о нищей, о потерянной…», которое, будучишедевром любовной лирики, тем не менее, не имеет нималейшего отношения к путешествиям, - и в поэтическойрепликеГумилева«Флоренция»,невошедшейвегоприжизненные сборники, сквозит легкое удивление – какможно испытывать такие горькие чувства, когда кругом таккрасиво? Вторая поездка, состоявшаяся в 1964 году, произвелана Ахматову глубокое впечатление, однако нашла крайне малоотражения в ее стихах: словно в насмешку над гумилевскойманерой «документировать» увиденное, она пишет в Риме о«комаровских соснах».7) «Африканская» тема в поэзии Ахматовой и вовсе не связана споездкой: в ее поздних стихотворениях Африка возникла какчасть«египетского»анонимногоавтора.цикла,переводовСохраняясистемустихотворенийобразовихудожественных приемов автора-египтянина, Ахматова делаетсвоего рода поэтическую отсылку к творчеству Гумилева – какив«африканском»сборнике«Шатер»,абсолютноебольшинство стихотворений написано в форме «ты»-диалога, иадресат его, как и у Гумилева, меняется – то любимый человек,то географический объект, то некое высшее существо.8) ЧтокасаетсяреминисценцийктворчествуОсипаМандельштама, то они связаны с мотивом литературногопутешествия только через сложный комплекс аллюзий –общение с умершими / давно не присутствующими в жизнипоэта людьми коррелирует с аллегорическим путешествием «натот свет» - в Крым.
При этом Мандельштам именнопутешествует, как Орфей, - живой погружается в мир мертвых,350в котором присутствует множество незнакомых ему ранеелюдей. Его путешествие сродни прогулке по Аиду, где человекаокружает множество неизвестных теней, о которых навернякаможно сказать лишь одно – все они уже умерли.
У Ахматовойже в мир мертвых «приоткрывается окно»: сны, зеркала,видения, поэтический обмен репликами дает возможностьустановить диалог с теми, кого уже нет среди живущих. В этомсмысле литературному путешествию гораздо ближе жанр«прогулкисмертвецами»,присутствующийвпоэзииАхматовой.9) Поэмы Ахматовой представляют собой сложную системупутешествий во времени – лирическая героиня погружается ввоспоминания, размышляет о пережитом ею ранее опыте, иреальные жизненные события переплетаются с мистическими илитературными. Ранняя поэма «У самого моря» основана надетских впечатлениях и воспоминаниях о летних днях в Крыму– лирическая героиня во многом напоминает ту «дикуюдевочку», о которой Ахматова писала в воспоминаниях.
«Путемвсея земли» и «Поэма без героя» - это уже путешествия поволнампамяти,движениепротиввремени,вкоторыхлирическая героиня постоянно меняет фокус внимания и вектордвижения.10)Путешествия героев Анны Ахматовой можно разделить нетолько по признаку вынужденности / добровольности, но и попринципуобращениякархетипамСтернаиДанте.Архетипические путешествия «стерновского» типа – этоаккумуляция впечатлений от собственного странствия, вкоторых главной темой становятся не путевые впечатления, ночувства,эмоции,переживаниягероя.Этипутешествиясконцентрированы, главным образом, в ранней лирике и351частично в прозе Ахматовой.
К «дантовским» путешествиямследует отнести воображаемые, сновидческие странствия,пронизанные мифологическими и литературными аллюзиями,свободное скольжение не только по пространствам, но и по осивремени, превалирующие в поздней лирике и в поэмахАхматовой.352ЗАКЛЮЧЕНИЕЛитературноепутешествиевопределенномсмыслеявляетсяконстантой мировой литературы: практически во всех традициях, во всеэпохи и в любой культурной парадигме существует соответствующийкомплекс мотивов. Объем понятия «литературное путешествие» нетождественен соответствующему жанру, так как помимо собственнотравелога путешествие может получить воплощение в качестве комплексамотивов, семиотической функции текста, проявить себя как аллюзия илиреминисценция.Литературное путешествие в результате проведенного анализаклассифицируется по различным признакам, которые представляетсяцелесообразным разграничить как внутренние и внешние.