Диссертация (1154404), страница 55
Текст из файла (страница 55)
– «Объясните/ Марии!».Студентка: «Если у меня нет выбора, я беру то/ что есть». Преподаватель:«Ну/ в конкретной ситуации!» (Используется еще один риторический прием,побуждение - поиск языковой догадки – Л.К.).292Студентка: «Например / я проголодалась/ Я не люблю картошки/ но встоловой/ осталась только картошка/ я беру картошку просто».Преподаватель (побуждает к поиску нужного, правильного примера –Л.К.): «Можно сказать / «Голод не тетка»/ Не очень понятно / Дайте болеепрозрачный пример / Милка! / Давай! / Загадочная улыбка у тебя…»(преподаватель заметила невербальную реакцию и поняла по выражению лица,загадочной улыбке, что студентка догадалась, что означает изучаемыйфразеологизм – Л.К.).Студентка: «Ну/ просто так/ девушки/ употребляют это выражение/ когдаречь идет о парне/ например / идет дискотека / Смотришь/ не нравится тебеникакой парень / а хочешь танцевать/ и говоришь:/ «На безрыбье и рак рыба».Ну/ пусть/ который парень подойдет ко мне/ будем танцевать».Преподаватель: «Теперь / вижу/ Мария поняла».
– Мария радостно киваетголовой.Итак, цель учебного диалога достигнута. Всем все понятно, все улыбаются,смеются. Материал легко запоминается и свободно используется в речистудентами благодаря межкультурной компетенции и риторической культурепреподавателя.ПреподавательРКИсмоглариторическиграмотно,доброжелательно и уважительно, ненавязчиво, направить в нужное русло мыслистудентов, учитывая невербальные проявления их мыслительной деятельности,используя обращения, вопросы, побуждения, поиск языковой догадки и др.,например: «Сильвия? Почему ты смеешься?», «Вижу/ Мария не поняла». «Неочень понятно / Дайте более прозрачный пример».
«Загадочная улыбка утебя…», «Теперь/ вижу/ Мария поняла».Кроме этого, преподаватель работает индивидуально с каждым студентоми, в то же время вместе со всей группой приходит к правильным выводам.Риторическая культура преподавателя проявилась в демократическом стилеобщения, в равноправном отношении к студентам как субъектам, соучастникам293творческого процесса («Объясните/ Марии!») и в умении направить беседу напоиск «истины».Занятие прошло успешно благодаря чувству удовольствия от языковойигры, психологического взаимонасыщения и игрового энергообмена.
Студентыиспытали и своеобразное эстетическое чувство удовлетворения от совместносоздаваемого образа, познали «чувство творца». Очевидно, что студенты любятсвоего преподавателя, сформировавшего отношения взаимопомощи средистудентов группы и доброжелательное отношение к людям, язык которых ониизучают.Следовательно,компетенциейиданныйриторическойпреподавателькультурой,обладаеткотораямежкультурнойпроявиласьвегоиндивидуальном, демократическом стиле педагогического общения (См.подробно: Колесникова – 2007; 2013).Отметим, что студенты-иностранцы с интересом включились в работу исмогли реализовать свои познания русского языка в своей речи на русском языке.«Вторичная языковая личность» должна знать систему языка, понятия и идеи,которые образуют «картину мира», возможность «реализовать свой замысел впроцессе общения на уровне носителя языка» [Щукин, 2003].
Поэтому«представляется значимой идея взаимопомощи в неразрывности слова-делажизни субъектов общения, субъектов взаимодействия: обсуждаем, избегаякритических суждений» [Молчановский, 2001].Любому преподавателю необходимо осознать, что человек говорит всемтелом. Поэтому надо быть внимательным к невербальному поведению личностистудентавовремяучебногозанятияиучитыватьизменениеегопсихологического состояния по внешним проявлениям: жестикуляции, мимики,вздохам, смеху и т.д.Следовательно, риторически грамотное семиотическое невербальноеобщение – это залог эффективного академического межкультурного общения.2944.2.Система средств коммуникативного воздействия преподавателявузаСистему средств академического межкультурного общения можноопределить, как систему способов кодирования, передачи, переработки ирасшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Под средствамиобщения понимается и то, каким образом человек реализует содержаниеобщения и достигает его цели.Коммуникативный успех современного преподавателя вуза (в идеале)проявляется в том, что он, изобретая содержание какой-либо конкретной речи,должен мыслить «в трех измерениях»: о том впечатлении, какое он производит на слушателя (т.е. это проблемасоздания образа оратора и исполнения речи); о слушателях и их эмоциях (по выражению Аристотеля, «о страстях»); о доказательности самой речи («о доводах»).«Доказательство достигается с помощью нравственного характераговорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие кчеловеку, ее произносящему, потому что мы выносим различные решения подвлиянием удовольствия и неудовольствия, любви или ненависти.
Наконец, самаречь убеждает нас в том случае, когда оратор выводит действительную иликажущуюся истину из доводов, которые оказываются в наличности для каждогоданного вопроса» (Аристотель. Риторика. Книга первая).Аристотель разработал три аспекта воздействия, убеждения – источник,послание и эмоции аудитории. Он рекомендовал оратору «подавать» себя какхорошего человека и учил направлять эмоции на пользу дела. Для этогосовременному преподавателю вуза необходимо овладеть системой способовриторического воздействия и взаимодействия с аудиторией.
Воздействиевозможно только на основе взаимодействия.В связи с этим преподавателю, прежде всего, необходимо создать свойобраз успешного, знающего, любимого, уважаемого и обаятельного человека, с295которого можно брать пример, ибо человек склонен доверять тому, кто емунравится. Далее надо создать благоприятный климат в аудитории. «Говорить –значит что-то делать и создавать» (Платон). Преподаватель своим внешнимобликом,осанкой,разнообразнымипоходкой,интонациями,жестами,мимикой,уважительнымиулыбкой,голосом,доброжелательнымотношением к аудитории, проявляющемся в его речевом поведении долженсоздавать приятную атмосферу общения.
Для этого преподавателю надовербально проявить свою любовь к аудитории и к предмету преподавания,например, «Я рад(а) работать с вами! Вы такие умные, талантливые!», «Я васлюблю!», Я люблю русский язык!» - «А вы его любите?» и т.п.Возбудить эмоции, «страсти» в аудитории, заинтересовать и увлечьстудентов предметом преподавания, можно, задав ряд вопросов, заставляющихзадуматься, например, «А хорошо ли мы с вами его знаем русский язык?!». «Чтозначит – русский язык? Русский язык – это проявление русскости. Как Вы этопонимаете? Как в языке отражается культура народа, его ментальность,менталитет? Приведите примеры.
// Язык и Речь –/ это одно и то же? Почемумы говорим:/ «Язык мой –/ враг мой» и «Язык мой/ – друг мой!»; /Справедливали русская пословица/ «Речь – /это в другого втечь»? и т.д. Иностранныхстудентов можно спросить: «Легко ли (интересно ли) вам изучать русскийязык?», «О чем вы узнаете, изучая русский язык?», «Вы любите говорить порусски?», «Какие вы знаете русские пословицы и поговорки?», «Как вы ихпонимаете?», «В вашем языке есть подобные выражения?» и т.п.Преподавателю надо уметь поставить задачу, как разрешить ту или инуюпроблему, открыть перспективу, дать системное представление о предметеизучения и связать с общей картиной мира.
Преподаватель – тот, кто учитумению жить, используя для этого свой предмет преподавания, тот, кто визвестном, способен открывать неизвестное.Важным условием успешности академического межкультурного общенияявляетсяегоэмоциональность,ибообучениеподлинномумышлению296невозможно без эмоций. Русский просветитель второй половины 18 в. Н.И.Новиков отмечал: «Через чувства должно вселять во младую душу первыеприятные знания и представления и сохранять их в ней» [Новиков, 1985; 30].
Оважном значении эмоций в преподавании писали многие ученые: С.Л.Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.П. Фетискин, И.А. Шурыгина, А.Я. Чебыкин идр. По мнению П. Куттера, «сейчас проповедуется воспитание, лишенное чувстви эмпатии. Современное образование сводится к познанию, но не являетсяаффективным. А человек, не получивший урока сердечности – существобесчувственное» [Куттер, 1988; 180]. О важности «эмоций» в речевом поведенииубедительно писал академик Ю.В. Рождественский [Рождественский, 1996] иакадемик В.И. Вернадский: «Разве можно узнать и понять, когда спит чувство,когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимыхобширных фантазий.