Диссертация (1154401), страница 30
Текст из файла (страница 30)
В частности, наиболее полезными для этой цели оказалисьсайты религиозных объединений и правозащитных организаций, в поле зрениякоторых попадали факты, умалчиваемые в медиа. Например, в отчете Бюро подемократическим институтам и правам человека и Верховного комиссара поделамнациональныхменьшинствОрганизациипобезопасностиисотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посвященном соблюдению прав человека вКрыму и опубликованном 17 сентября 2015 г., приводится много фактов,связанныхсущемлениемправверующих 251.Подобныефактыбылизафиксированы и в период, который мы исследовали, обнаруживая «зазор»между тем, что происходило в религиозной жизни полуострова, и тем, чтоосвещалось в СМИ.Согласно данным на апрель 2014 г., в Крыму насчитывалось 42,7%православных общин и 29% мусульманских, в Севастополе − 53,3%православных и 5,8% мусульманских.
Всего в то время в Крыму проживалиПеререгистрация религиозных организаций в Крыму (фрагмент отчета ОБСЕ).Информационно-аналитический центр «Сова». 2015. Сент., 17. Режим доступа:http://www.sova-center.ru/religion/publications/2015/09/d32824/251155верующие 42 религиозных исповеданий 252.В процессе трасформации, вызванной сменой государства, религиознаядинамика стала более активной, однако получить более свежие надежныеданные в силу трудностей перерегистрации общин стало затруднительным.Кроме того, во время переписи населения в Крымском федеральном округе,которая проводилась в октябре 2014 г., вопрос о вероисповедании не задавался,потому что вопросы были идентичны вопросам, которые задавали россиянам вовремя Всероссийской переписи населения в 2010 г., в которой также не былопункта о религиозной принадлежности.Собственно, сравнение реальной и медийной картины религиозной жизнив Крыму в условиях смены государства, анализ различий, осмысление иинтерпретациярезультатовсталиглавнымизадачамипроведенногоисследования.Важно отметить, что при решении подобных задач серьезной проблемойметодологического свойства является реконструкция реальной повесткирелигиозной жизни.
Метод наблюдения (включенного или стороннего)неизбежно субъективен и − при всем стремлении исследователя бытьобъективным − приводит к конструированию картины мира определеннойконфигурации, обусловленнойточкой наблюдения. Помимотого, чтообоснованные претензии могут быть предъявлены к собственно полнотесобытийного ряда (неизбежно что-то может выпасть из поля зрения), возникаетвопрос и относительно «удельного веса» того или иного события, который поразномуоцениваетсявразныхсистемахкоординат.Следовательно,реконструкция реальной повестки дня в чистом виде, по поводу которой исобытийно и ценностно согласились бы все наблюдатели, принципиальноневозможна. Эта проблема хорошо известна историкам, которым постоянноприходится решать задачи подобного рода.Религиозная карта Крыма.
Религиозно-информационная служба Украины. 2014. Апр., 8.Режимдоступа:http://risu.org.ua/ru/index/monitoring/society_digest/56023/252156Ноизвышеизложенноготакженеследует,чтопринципиальноневозможно обнаружить «лакуны», «белые пятна», области умолчания(официально табуированные или недоэкспонированные по профессиональнойнебрежности журналистов) в освещении той или иной сферы деятельности, вчастности − религиозной жизни. И в данном случае восстановить реальнуюповестку помогают субъекты, которые как раз озабочены «полнотой картины»,качественной представленностью в публичном пространстве различныхаксиологий и точек зрения, которые не позволяют трактовать демократию какдиктатуру большинства и занимаются созданием социальных механизмовзащиты и учета интересов меньшинств.
Разумеется, их «оптика» такжесубъективна и детерминирована вышеописанным подходом. Но именно ихдеятельность в информационном поле дополняет мейнстрим медиа и позволяетвычленятьсферыжизни,событийныеобласти,которыесознательномаркируются большими СМИ как незначительные и поэтому игнорируются,хотя очень важны для понимания всего спектра религиозно-общественныхотношений.И даже доминирование православия на полуострове не избавляет его отспецифического интереса журналистов, об особенностях которого речь пойдетниже. Православные деятели считают важным одно, журналисты − другое (иоба субъекта − вправе так считать), но проблема коренится не в различии точекзрения, а в дефиците механизмов прояснения взаимных ожиданий и стремленияк оптимизации диалога.В рамках данного исследования реальная повестка реконструировалась посайтам самих религиозных объединений Крыма, правозащитных организаций изарубежных СМИ, в которых артикулировались главным образом проблемныеили конфликтные ситуации, не попавшие в медийную повестку местныхпечатныхиинтернет-СМИ,но,понашемуглубокомуубеждению,представляющие интерес для их аудитории.Основываясь на посылках теории «повестки дня», в частности, на том, что157СМИ не отражают, а фильтруют реальные события и процессы, тем самымконструируя свою, отличную от реальности, повестку и побуждая аудиториюследовать ей, был проведен анализ печатных и интернет-СМИ за период сдекабря 2015 г.
по май 2016 г. Этот период был избран не случайно, посколькуна него приходятся основные праздники христианства − преобладающейрелигии в Крыму: Рождество, Пасха, а также важное время масленицы иВеликого поста. В феврале празднуют день Святой Татьяны и стремительнонабирающего медийную популярность в России католического СвятогоВалентина. Кроме того на этот период приходятся мусульманские праздникиНочь рождения Пророка Мухаммада (22-23 декабря), Ночь вознесения Пророка(3-4 мая) и Ночь очищения (21-22 мая), а также буддийский Новый год.
Дляотбора публикаций был применен метод сплошной выборки: все тексты,которые можно было по предмету освещения отнести к религиозной тематике,были включены в выборку.Кроме того, чтобы выявить представления журналистов об этических ипрофессиональных стандартах, мы провели на территории полуострованебольшоеисследованиеметодоминтервьюированияпочастичноформализованной анкете. В условиях фактического отсутствия регулярнообновляемойстатистическойинформацииотносительножурналистскогосообщества региона построить репрезентативную выборку не представлялосьвозможным, поэтому выборка была стихийной.В результате исследования выяснилось, что пресса и интернет-СМИ вразной степени уделяли внимание религиозным событиям и процессам (см.табл.
11). Наибольшее количество публикаций обнаружено у интернет-СМИ«Новости Крыма» и «Форпост», а также у информационного агентстваКрыминформ, которое тоже размещает свои тексты в сети Интернет. В прессеколичество публикаций заметно меньше.158Таблица 11.Количество публикаций прессы и интернет-СМИ Крыма иСевастополя, которые стали объектом анализаНазвание СМИабс.Крымский телеграф,еженедельная газета5Крымская правда, ежедневная газета11Крымская газета, ежедневная5КрымИнформ, информационное агентство14kerch.com.ru, интернет-СМИ8kerch.fm, интернет-СМИ8Форпост, интернет-СМИ22Новости Крыма, интернет-СМИ25Это можно объяснить, с одной стороны, ограниченностью объемапечатныхСМИ,которымтрудноколичественноконкурироватьспринципиально не ограниченными объемом коллегами из сетевых медиа, атакжетипологическимиособенностямиресурсовиспецификойинформационных агентств.
С другой стороны, пресса более привязана кофициальной повестке дня, где религия, как уже было показано в рядеисследований, занимает маргинальное положение не только по отношению кполитике и экономике, но и к иным областям культурно-духовной сферы:спорту, моде, музыке253. Исследование подтвердило также тезис Г.Г.Щепиловой о низком уровне конвергентности традиционных информационныхканалов: «Редкий случай, когда газета или телеканал имеет достойноепредставительство в Интернете.
Чаще всего сайты СМИ − ни с точки зренияконтента, ни с точки зрения дизайна − не являются современными иХруль В.М. (б) Религия, массмедиа и представления о Боге в современной России. Опытмеждисциплинарного исследования. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.253159способными завоевать новую аудиторию посредством новой платформы»254.Обратимся к другим характеристикам исследования. В 59 из 98публикаций автором был корреспондент данного СМИ, что позволяет судить означительной доле контента собственного производства, хотя содержательно ондовольно часто представляет собой компиляцию смыслов, заимствованных издругих источников.Что касается предмета освещения религиозной тематики в публикациях, тосо значительным отрывом преобладают события, факты и хроника (94 текста), аописание сути конфессий (то есть просветительская функция) представленолишь в 11 текстах.
Вместе с тем значительное количество опубликованныхмнений и комментариев − 55 (что составляет более половины текстов) −говорят о разнообразии субъектов выраженного мнения в крымских СМИ, чтопозволяет аудитории услышать разные позиции по поводу религиозныхсобытий.Таблица 12.Предмет освещения в тексте(цифра превышает 100%,возможен выбор нескольких признаков)Предмет%Описание сути, особенностей данной религии11(конфессии)События, факты, хроника94Проблемы, процессы, тенденции (анализ)18Люди, персоны47Мнения, комментарии55География публикаций − место факта или действия − свидетельствует осфокусированности прессы и интернет-СМИ на местных проблемах: в 82Щепилова Г.Г.
СМИ Крымского полуострова: проблемы интеграции в российскоемедиапространство//Медиаскоп.2017.Вып.1.Режимдоступа: http://www.mediascope.ru/2269254160текстах речь идет о Крыме, в то время как другие российские регионыупоминаются лишь в 16 публикациях, а ближнее и дальнее зарубежьеупомянуто в 9 и 11 текстах соответственно. Преобладание местной тематикиобъективным образом отражается и в конфессиональном разрезе: 67 текстов оправославии, 24 − об исламе, 6 − о католичестве, 1 − о буддизме, и ни одного −опротестантизме(дажеприближающееся500-летиеРеформациинеудостоилось упоминания).Содержательный анализ 98 публикаций показал заметное расхождениемежду медийной и реальной картиной происходящих событий.