Диссертация (1154365), страница 35
Текст из файла (страница 35)
- 10 июня 2014 г. - URL: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/rubezhi_stabilnosti_socialnopoliticheskije_aspekty_massovogo_soznanija_rossijan_2014-06-10.htm (дата обращения 20.04.2018).132объединяющей русской идеи на базе совместных ценностей и символическихсмыслов, разделяемых россиянами. В связи с этим своевременна проблемаформализации русской идеи, отражающей идентичность российской/русскойнации и обеспечивающей ее консолидацию перед лицом глобальных вызовов иугроз.
Однако на текущий момент ценностная идея четко не сформулирована и неформализована.Разработкастратегиинациональногобрендингавовнутриполитическом аспекте является ключевой задачей и для политическойэлиты, и для научного сообщества политологов. Например, обосновываетсянеобходимость организационной и направляющей роли, которую может сыгратьгосударство в процессе формирования имиджа страны: путем создания имиджевойстратегии и специализированной структуры, которая будет отвечать за ееразработку и реализацию 357 .
Очевидна потребность в разработке официальногодокумента и учреждении специализированной структуры, ответственной зареализацию политики национального брендинга РФ.Перед российской политической наукой стоит масштабная задача разработкитеоретико-методологическойконцепцииразвитияэффективнойкоммуникационной стратегии национального брендинга.
Ее центральнымизвеньями выступают, с одной стороны, конструирование смысловой ценностнойнациональной идеи для внутриполитической консолидации нации и роста кредитадоверия к власти и укрепление роли государства во внутренней политике за счетподдержки державных установок в массовом сознании граждан с опорой наконкурентоспособные национальные компетенции, и, с другой стороны,позиционирование роли России как важного актора и разнозначимого партнера вглобальном мировом процессе за счет репрезентации сильного национальногобренда.Таким образом, в задачи национального брендинга во внутриполитическомаспекте входит: 1) повышение доверия граждан к властным институтам; 2)легитимация правящей элиты; 3) снижение транзакционных издержек властей; 4)357Териков И.
А. Построение системы формирования и продвижения имиджа страны // Вестник Российской нации.- 2015. - Т. 4. - № 4 (42). - С. 164-174.133консолидация нации на базе объединяющей ценностной идеи; 5) укреплениеполитической стабильности в государстве; 6) рост гражданского патриотизма.Определение объединяющей идеи в рамках инновационного развития обороннопромышленного комплекса конкретизирует ценностные установки граждан,связанные с желанием видеть свою страну мощным игроком на мировой арене,соответствует великодержавности, укорененной в российском массовом сознании,предоставляет ментальные гарантии стабильности и потенциальной защиты отвнешней агрессии перед лицом внешних вызовов и угроз, повышает кредитдоверия к властным институтам.1.4.Внешнеполитическийаспектнациональногобрендинга:коммуникационная политика РФ и ее позиционирование в миреВвиду вышеозначенных глобальных вызовов и угроз актуализированапроблема выработки системной стратегии российского национального брендингадля укрепления позиций государства как внутри страны (уважение к страненаселение, воспитание патриотизма), так и на международной арене (глобальныйполитический вес и влияние).
Медиатизированное общество глобальныхкоммуникаций диктует условия завоевания государством сильных позицийпосредством направления коммуникативных посланий о своем потенциале игеополитических амбициях в адрес целевых групп в рамках системнойкоммуникационной стратегии.Национальный брендинг как технологиярасширения символического капитала государств оказывает значительноевоздействие на возможности усиления их политического веса и глобальныхпозиций в современном миропорядке.Процессы глобальной медиатизации актуализируют проблему эффективнойкоммуникационной репрезентации России на мировой арене.Смещениесоциально-политических процессов в информационную область свидетельствует онеобходимости выработки единой системной государственной коммуникационнойстратегии.
Именно в условиях господства информационных технологий возрастает134рольполитическогоконструирующейбрендингаполитическуюкаккоммуникативнойреальность.Политическаятехнологии,коммуникацияподразумевает и обеспечивает влияние. В этом смысле политическая деятельностьи способы ее позиционирования в современном информационном обществеприобретаетособоезначение:применениетактикиинформационногодоминирования решает задачи доминирования политического. Наличие сильногонационального бренда способствует усилению влияния субъекта на процесспринятия политических решений.Нарастание тенденций глобальной конкуренции побуждает государства кразработкекоммуникационныхстратегийдляпозиционированиянамеждународной арене.
Развивая стратегические отрасли промышленности,культуру и образование, страны рассчитывают на приобретение устойчивогонационального бренда и убедительного международного имиджа. По мнению И. А.Василенко, «имидж страны – это ее послание, обещание и историческаяперспектива» 358 . Формирование имиджа государства является символическимпродуктом применения коммуникационных технологий национального брендинга,а национальный бренд призван выразить ключевую национальную идею,связанную с перспективным развитием государства, завоеванием им конкурентныхпреимуществ для обеспечения роста глобального влияния в мире.Как считает С.
Вуд, «национальные имиджи являются соединениямиинформации и впечатлений, подбираемых через историографию, СМИ, личныйопыт, коллективную память, маркетинг, стереотипы и представления о населении,связанном общей культурой, этнической принадлежностью или гражданствоми/или о государстве того населения. Отправители и получатели обобщают илиупрощают, чтобы выбрать и дистиллировать компоненты в понятный формат.Неизменно они влекут за собой предубеждения, стереотипы, сознательно илиподсознательно»358359. В настоящее время национальные имиджи являютсяИмидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга / под ред.
И. А. Василенко. – М.:Международные отношения, 2016. – С. 9.359Wood S. Rebranding the Nation: Germany’s Image Politics // International politics. - 2017. - Vol. 54 (2). - P. 162.135объектами исследования и создания в русле общественной дипломатии. Так, Р.Браун отмечает, что «внешние коммуникации существуют для создания имиджастраны в умах иностранцев; позитивное изображение побудит иностранцевподдержать нашу политику, посетить или эмигрировать в нашу страну,инвестировать в наши отрасли или купить наши товары и услуги …, если мы можемпоказать, на что наша страна действительно похожа, тогда мы улучшимполитические отношения» 360 . Таким образом, международный имидж являетсякоммуникационным посланием в адрес внешних целевых аудиторий, в основекоторого заключена идентичность, смысловое наполнение национального бренда,характеристики страны, имеющие символические значения для внешнего мира.Развитие информационного общества и виртуализация мира политическогопредопределяют значимость техник информационного доминирования и контролянад информацией.
Характерной чертой глобального информационного обществавыступает его медиатизация. В современную эпоху возрастания влиянияинформатизации многократно усиливаются возможности коммуникативныхтехнологий как инструментов для транслирования желаемых установок иценностей для наращивания культурно-символического капитала посредствомпроизводстваопределенноговпечатления,ассоциацийупотребителейполитического продукта.
Так, А. Соловьев предлагает концепт «медиакратия» какновуюформуорганизациивластииполитическогопространствавинформационную эпоху для оценки безусловного влияния медиа на современноеобщество, в котором информационные отношения выступают ключевыммеханизмом форматирования политического пространства, а политическиекоммуникации становятся «наиболее мощным инструментом общественныхизмененийипреобразованияструктургосударственнойвласти,какинституционализированных, так и неинституциональных»361.360Brown R.
The Four Paradigms of Public Diplomacy: Building a Framework for Comparative Government ExternalCommunicationsResearch[Electronicdata]//PDNetworks.Wordpress.com.2012.URL:https://pdnetworks.files.wordpress.com/2012/04/isa-2012-v4.pdf (access date 24.04.2018).361Соловьев А. И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. Политическиеисследования.
- 2004. - № 2. - С. 124.136Проблематикамедиатизациимираполитическогоотноситсякмеждисциплинарным исследованиям в областях политической науки, социологии,культурологии и связана с теориями глобализации и формирования глобальногопостиндустриального информационного общества, основывающегося на знаниях.Автор теории постиндустриального общества Д. Белл предсказывал становлениеэкономики услуг и растущую зависимость общества знания от науки как средстваинновационных и организационных технологических изменений 362.
Э. Тоффлер,разработавший эволюционную теорию волн, утверждал, что в результате «третьейволны» в постиндустриальном обществе наука превращается в главнуюпроизводительную силу, знания приобретают все более важное значение, и ихраспространению способствует развитая система коммуникаций363.Развивая теорию коммуникативного действия, Ю.
Хабермас классифицируеттипы рациональности, выделяя техническую (объективную) реальность исоответствующуювзаимодействиемейинструментальнуючеловекаиприроды;рациональность,связаннуюсмежличностнуюреальностьисоответствующую ей стратегическую рациональность, связанную с достижениемопределенныхцелейзасчетдругого;субъективнуюреальностьисоответствующую ей коммуникативную рациональность, направленную насимволически опосредованное производство и воспроизводство общества(«жизненногомира»)действующимииндивидами364.Учениеотипахрациональности основано на выделении Ю. Хабермасом трех типов когнитивныхинтересов: технического когнитивного интереса, основанного на способностичеловека управлять природой для удовлетворения своих интересов; практическогокогнитивного интереса, обусловленного необходимостью коммуникативноговзаимодействия людей для выполнения совместных действий; эмансипационногокогнитивного интереса, связанного с рефлексивной деятельностью сознания поосвобождению от условий, вызванных искажением коммуникации, который362Белл Д.
Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 788с.363364Toffler A. The Third Wave. - New York: Bantam Books, 1990. - 540 p.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб: «Наука», 2001. - 382 с.137относится к субъективной реальности и представляет собой единство техническогои практического подходовХабермасапредполагает365. Когнитивный менеджмент в толковании Ю.способностьорганизации/обществауправлятькоммуникациями, условиями, в которых создаются, передаются и применяютсязнания в качестве ресурса собственного развития.