Диссертация (1151188), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, нашлиотражениеврецензируемыхтрехнаучныхнаучныхстатьяхизданиях,автора,которыевключенныхвопубликованыпереченьвВысшейаттестационной комиссии при Минобрнауки России.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.13Глава I. Исходные теоретические предпосылки допустимости ограниченияконституционных прав и свобод в конституционном праве иконституционном судопроизводстве§ 1. Основания, условия и допустимость ограничения основных прав и свобод вконституционном праве и конституционном судопроизводствеВ доктрине конституционного права под основными правами1 возможнопонимать не только и, может быть, не сколько закрепленные на конституционномуровне возможности и законные чаяния, а скорее общие притязания индивида насвободу от вмешательства со стороны государственной власти2.
Эти притязанияпризваны сдерживать неумеренные и неразумные проявления властвования ииные злоупотребления со стороны как государства3, так и общества, защищая темсамым личность, её свободу и автономию4.1.1. Для понимания того, как определяются границы допустимоговоздействия на конституционное право, необходимо рассмотреть общиетеоретические предпосылки ограничения основных прав и свобод.1В рамках данной работы под основными (фундаментальными) правами и свободами понимаются теклассические личные и гражданские права и свободы, которые принято относить к так называемой группе правпервого поколения.2Конституция в её классическом понимании – это результат борьбы с абсолютистской властью и тефундаментальные гражданские и политические права, что в ней значатся – результат этой борьбы.
На это, вчастности, указывал В.М. Гессен (Гессен В.М. Теория конституционного государства. – М., 1914. С.8). Основнаяцель закрепления фундаментальных индивидуальных интересов на конституционном уровне – защита лица отпроизвола государственной власти (Шайо А.
Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). – М.,2001. С. 273). Расширять свою власть и устанавливать новые полномочия есть естественное стремление любогогосударственно-властного образования. Конституционный акт призван ограничивать власть в этих стремленияхпутем закрепления и расширения прав и свобод (Пастухов В.Б. Российский конституционализм: поэзия принципови проза правоприменения // Сравнительное конституционное обозрение.
2012. № 1 (86). С. 76). Впрочем, можновстретить и утверждение обратного: «В гражданском обществе не свобода является результатом самоограничениявласти, а власть представляет собой результат самоограничения свободы личности» – Бондарь Н.С.Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решенийКонституционного Суда РФ). С. 21.
См. также классические воззрения на тему взаимоотношений государства иобщества: Еллинек Г. Общее учение о государстве – СПб, 2004. – 752 с.; Петражицкий Л.И. Теория права игосударства в связи с теорией нравственности – М, 2010. – 798 с.3В классическом понимании конституционные нормы не предоставляют права, а ограничиваютдискреционную власть государства, то есть стабилизируют ожидания в отношении его поведения. Об этом:Хэллман Дж.
Конституция и экономическая реформа в переходный период // Конституционное право:восточноевропейское обозрение. 1996. № 2 (15). С. 78.4«Права, – пишет Дж. Неделски, – это барьеры, которые не могут переступить другие, и именно этиграницы, охраняемые законом, обеспечивают свободу и автономию личности» – Неделски Дж. Следует липредоставлять праву собственности конституционную защиту? Релятивистский и сравнительный подход // Рольконституционных судов в обеспечении права собственности: Сборник докладов.
– М., 2001. С.177.14I. Если конституционный акт гарантирует права и свободы, то решениягосударственной власти ограничительного характера признаются вмешательствомв их сферу. В теории под ограничениями в праве иногда понимаются«установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должныдействовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц»1 илиотдельныеизъятия«изкругаправомочий,составляющихнормативноесодержание основных прав и свобод»2. Встречается и более развернутоеопределение, согласно которому ограничение прав есть «установление границ(пределов) их реализации и осуществления, предусмотренных законом впубличных и частных интересах, сдерживающих (стесняющих) полномочияправообладателей с помощью ограничительных мер (запретов, обязываний,приостановлений и т.п.) с целью гармоничного сочетания общественных,государственных и частных интересов»3.Классифицируютсяограниченияпоразнымоснованиям,наиболеераспространенным из которых является их различие по форме выражения: запрет,возложениеобязанности,приостановление,наказание,изъятие,мерыпринуждения4.
Возможно также разделить ограничения в зависимости отвременного фактора на временные и постоянные или, например, от особенностей1Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2004. С. 91.Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав и свобод: способы и допустимые Конституцией РФпределы // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов/ Под ред. О.И. Тиунова. – М., 2005. С. 309. С таким утверждением, между тем, согласны не все авторы.
Так,например, Ю.Н. Андреев отмечает: «Однако ограничения не могут быть результатом изъятия из правового статусагражданина. Конституционный статус личности, на основе которого строятся иные конкретизирующие егоправовые статусы личности (отраслевые, профессиональные, специальные и т.п.), является единым полнокровнымстатусом, т.е. совокупностью прав, гарантий, законных интересов, принципов и других составляющих. В процессеограничения прав и свобод Конституцией страны не происходят изъятия тех или иных полномочий из правовогостатуса личности: он остается единым (конституционным) и неущемлённым. Об ущемлении тех или иных правследует говорить при характеристике охранительных правоотношений, исследовании юридическойответственности, при совершении гражданином того или иного правонарушения, в результате которого виновноелицо может быть лишено («ущемлено») того или иного права, предусмотренного законом, в ходе реализации этойответственности» – Андреев Ю.Н.
Ограничения в гражданском праве России. – СПб., 2011. С. 22.3Андреев Ю.Н. Указ. соч. С. 27.4Попутно отметим, что в практике российского конституционного правосудия возможно встретитьразнообразные по форме ограничения, но в тех делах, где предметом рассмотрения выступали ограничениясвободы предпринимательства ради социальных правопритязаний, они чаще всего выражались в формевозложения обязанности (см. например: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2011 г.
№ 29-П// Собрание законодательства РФ. 2012. № 2. Ст. 397 и Постановление Конституционного Суда РФ от 09 февраля2012 г. № 2-П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 9. Ст. 1152), изъятия (см., например, ПостановлениеКонституционного Суда от 17 июня 2013 г. № 13-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 25. Ст.
3206.), реже,в виде запрета (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. № 28-П //Собрание законодательства РФ. 2011. № 52. Ст. 7639).215правового статуса личности, как то: ограничения, возлагаемые на всех участниковсообщества или на тех, кто наделен специальным статусом.Непосредственноконституционно-правовыеограничениятакжеклассифицируются по различным основаниям. Например, их можно подразделитьна те, что вводятся при обычных (нормальных) условиях и нормальном состоянииконституционно-правового режима, и те, что действуют во время чрезвычайногоконституционно-правового режима1. В зависимости от группы прав и свобод, накоторые они накладываются, ограничения подразделяют на ограниченияполитических, гражданских и экономических прав и свобод.
Даннымиоснованиями, разумеется, классификация ограничений в конституционном правене исчерпывается.II. Изложенное в целом позволяет утверждать, что результатом применениягосударством ограничительных мер является сужение области примененияконституционных прав и свобод. Другое дело, что деятельность государства такили иначе связана с вторжением в сферу прав и свобод индивидов.Конституционные нормоустановления не только обязывают государство уважатьи защищать конституционные права и свободы, но и допускают возможность ихограничения во имя целей, которые преследует демократичное общество.«Поскольку,–отмечает А. Бергер,–основная функция государства заключаетсякак раз в защите конституционных прав человека, именно она оправдывает самосуществование государства как центральной возможности ограничения правграждан законом»2.Такая возможность государства выводится из сущности конституционногоакта, понимаемого как «юридически оформленный гражданский мир, т.е.1Эта классификация более детальная по сравнению с той, что рассматривается в зависимости отвременного фактора, но в конституционном праве, имеет свое особое значение, так как условия и последствия длялиц, на которых они возлагаются, безусловно, разнятся.