Диссертация (1151165), страница 17
Текст из файла (страница 17)
4 ст. 31 ЖК РФ, предусматривающее возможность порешению суда сохранять право пользования жилым помещением за лицом,находившимся на иждивении собственника.На наш взгляд, если и рассматривать какое-либо лицо, не имеющеесемейных связей с собственником,которое он в силу личных, близких,доверительных отношений решил обеспечить жильѐм, то данное право должновозникать на основании заключаемого договора об установлении ограниченноговещного права и охватываться правом личного пользовладения.С учетом изложенного, круг лиц, обладающих ограниченным вещнымправом пользовладения, перечень которых в силу ч. 1 ст.
298.3 проекта ГК РФбудет определяться нормами ЖК РФ, должен быть сужен, из него должны бытьисключены категории "другие родственники", "нетрудоспособные иждивенцы" и"иные граждане", не имеющие права на получение алиментов.Также необходимо обратиться к вопросу регистрации данного права какобязательнойпроцедуредляеговозникновения.Именнотакимвидитзаконодатель основание для возникновения всех ограниченных вещных прав, втом числе и социального пользовладения (ч. 2, 5 ст. 224, ч. 3 ст.
302.2, ч. 5 ст. 302проектаГКРФ).несовершеннолетнихРегистрациядетей,права,проживающихнапример,вовсехвинтересахжилыхвсехпомещениях,безусловно существенно осложнит совершение гражданско-правовых сделок сжилымипомещениями.Но,есливозникновениеправасоциальногопользовладения возникает только с момента государственной регистрации этогоправа,токакоеправовотношениижилогопомещенияимеютнесовершеннолетние члены семьи, когда, например, второй родитель не требуеттакой регистрации в их интересах? На наш взгляд, законодатель в отношении84права социального пользовладения должен установить определенные исключенияиз общего правила о регистрации ограниченных вещных прав, сделав такуюрегистрацию только по желанию и в интересах управомоченного лица.
Такоеправо должно признаваться и существовать вне зависимости от его регистрации.При проведенной регистрации права социального пользовладения уже будутвводиться все обременения собственности при отчуждении объекта, а их снятие,помимо указанных в законе, будет производиться и на основании соглашениямежду пользовладельцем и собственником, например, при приобретении имжилого помещения большей площади с условием вселения в него социальногопользовладельца. Отсутствие регистрации права социального пользовладения недолжно вводить каких-либо ограничений по совершению сделок с жилымпомещением, в котором проживает несовершеннолетний.От регистрации права должно зависеть и деление ответственности междусобственником и членами его семьи, возникающей из пользования жилымпомещением.
При отсутствии регистрации права социального пользовладенияпредставляется правильным сохранить действующий в нынешней редакции ЖКРФ принцип солидарной ответственности между лицами, проживающими в одномжилом помещении, если они не оговорили иное. Проживание единой социальнойструктурой должно делать права и обязанности совместными.При оформлении социального пользовладения в виде самостоятельногоограниченного вещного права законодатель фактически вводит принципотдельной ответственности каждого обладателя вещного права, которыйсоразмернонесетрасходыпосодержаниюданногопомещения.Такоераспределение расходов характерно для обладателей ограниченных вещных прав(личных сервитутов) в зарубежных законодательствах, где действует данныйинститут. Однако и в отношении ответственности законодатель делает оговорку овозможностииногораспределениярасходовнаоснованиисоглашениясобственника с пользовладельцем или решения суда.
На наш взгляд, необходимозафиксировать общий принцип распределения расходов между собственником и85социальным пользовладельцем о соразмерном несении расходов, который будетопределяться законом, но может быть изменен соглашением сторон, исключиввозможности его изменения решением суда.Регулированию судебным решением правоотношений по поводу владения ипользования чужим жилым помещением необходимо дать особую оценку.Установление узуфрукта на основании решения суда предусматривалось римскимправом, но судебное решение являлось только основанием для его возникновения,когда одному присуждалась собственность на вещь, а другому узуфрукт на неѐ.Дигесты не содержат упоминания о дальнейшем регулировании решениями судаэтих связей.Отмечаяпризнакиограниченныхвещныхправ,мыговорилиобустановлении их закрытого перечня и содержания только законом.
Для данногоинститута характерно только прямое законодательное регулирование. Вторжениев отношения субъектов данной правовой связи с помощью судебного решения недобавляет стабильности институту ограниченных вещных прав, который несет всебе статику гражданской жизни. Принимая решение о признании за собойограниченного вещного права, потенциально управомоченное лицо должновидеть и осознавать вторую сторону медали – свою ответственность передсобственником.Вступаявданныеправоотношения,исобственник,ипользовладелец должны знать и понимать взаимные права и обязанности. В связис этим необходимо исключить возможность судебного регулирования институтапользовладения путем установления решением суда дополнительных субъектов,за которыми может быть признано право социального пользовладения.Подводя итог исследования прав членов семьи собственника, в том числе ибывших, которые сложились в действующем законодательстве и которыепредполагается изменить вносимыми поправками, можно сделать выводы:- право социального пользовладения, обременяющее право собственникажилого помещения на длительный срок, должно устанавливаться в отношенииболее узкого круга лиц, которыми будут являться супруг, родителии дети86собственника, а также иные лица, в отношении которых у собственникасуществует обязательство по уплате алиментов.
В целях обеспечения интересовсобственникажилогопомещениянеобходимоисключитьвозможностьустановления права социального пользовладения в пользу других родственникови лиц, находящихся на иждивении собственника.- из предлагаемых в ГК РФ изменений необходимо исключить возможностьустановления права социального пользовладения на основании решения суда (ч. 3ст. 302.6 проекта ГК РФ) как норме, предусматривающей возможностьобременения прав собственника жилого помещения в пользу широкого круга лиц.- предоставление собственником права владения и пользования жилымпомещениемлицам,ненаделеннымограниченнымвещнымправомпользовладения, будет происходить в рамках обязательственных прав наосновании соглашения между собственником и данными лицами.§ 3.
Право владения и пользования жилым помещением бывшихчленов семьи собственника приватизированного жилого помещенияИзменениеобщественно-политическойисоциально-экономическойформации нашего государства, переход к рыночной экономике привели кмассовой приватизации гражданами жилых помещений, в которых онипроживали по договорам социального найма. Приватизация жилищного фондаосуществлялась на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации" 157. В результате безвозмездной передачи в собственностьгражданам и членам их семей занимаемых ими жилых помещений ониприобретали право собственности (совместной, общедолевой) на свое жилье.Правовым последствием приватизации является трансформация правовогостатуса157нанимателя.Онстановитсясобственником.Лица,совместноЗакон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации" (ред.
от 16.10.2012) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы"КонсультантПлюс".87участвовавшие с ним в приватизации, приобретают статус сособственников, аотказавшиеся от участия в ней приобретают статус членов семьи собственникажилого помещения с сохранением за ними права пользования приватизированнымжилым помещением.Однако многие вопросы правового положения членов семьи собственника,отказавшихся участвовать в приватизации, не урегулированы. Проблемавозникает при определения правового статуса бывшего члена семьи собственникаприватизированного жилого помещения в силу отсутствия законодательнозакрепленного статуса данных лиц и неопределенности их права на жилоепомещение в действующем законодательстве.
Правовая неопределенность ихправового статуса проявляется, прежде всего, при прекращении их семейныхотношений с собственником или переходе права собственности на жилоепомещение к другому лицу.Правовую основу для юридического закрепленияправа пользованияжилым помещением бывших членов семьи собственника приватизированногожилого помещения составляет ст.
19 Закона РФ Федерального закона от29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РоссийскойФедерации" 158 (далее Вводного закона), согласно которой действие положений ч.4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственникаприватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизацииданного жилого помещения указанные лица имели равные права пользованияэтим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установленозаконом или договором. Часть 4 ст. 31 ЖК РФ предусматривает, что, в случаепрекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, правопользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственникаэтого жилого помещения не сохраняется.158Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодексаРоссийской Федерации" (ред.