Диссертация (1151091), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Гонконг и Сингапур состоят в «Друзьяхантидемпинговых переговоров» (и входят в две региональные коалиции), аМакао участвует в «Параграф 6». С другой стороны, участие в региональных- 98 -объединениях (Макао – в группе азиатских развивающихся экономик, Гонконг –в АТЭС, Сингапур – в АТЭС и АСЕАН), вероятно, оказывается достаточнымдля участия в переговорных форматах ВТО.Последнее утверждение - уже для большинства государств-членов ВТО в определенной степени подтверждается отрицательной, хотя и не слишкомсильной (-0,24) корреляцией показателей участия членов ВТО в региональных инерегиональных коалициях (учитывались только страны, входящие хотя бы водну из пяти региональных коалиций: 88 из 164 стран – членов ВТО на 2016 г.).Не слишком высока коалиционная активность стран бывшего СССР ибывшей Югославии.
Некоторые из них пока просто не успели сориентироватьсяво множестве переговорных групп и определиться с приоритетами ивозможностями. Кроме того, руководство ряда таких стран, по-видимому,концентрирует свое внимание на отношениях с основными партнерами, ЕС иРоссией, и не слишком озабочено налаживанием сложных взаимодействий вглобальных организациях, полагая, чтоключевые вопросы решаютсяключевыми игроками. Черногория пока вообще игнорирует коалиционнуюдипломатию ВТО. Украина, Россия, Казахстан и Таджикистан участвуют водной нерегиональной коалиции: в Группе 12 (недавно присоединившихсячленов ВТО).
Грузия и Македония, кроме этого, участвуют в группе W52 (повсей вероятности, они копируют шаги ЕС, демонстрируя лояльностьЕвропейскому Союзу); Армения же является членом коалиции наименееразвитых стран, что логично для страны – получателя иностранной финансовойпомощи. Из постсоциалистических стран лишь Молдова стала участницей трехнерегиональных коалиций.Отчасти схожая ситуация у низкодоходных стран Юго-Восточной Азии,участвующих только в двух нерегиональных коалициях.
Вьетнам, Лаос,Камбоджа не так давно присоединились к ВТО, а кроме того, автоматически- 99 -входят сразу в три региональные коалиции. С учетом этих факторов труднобыло бы ожидать от этих государств скорого вступления в большое числокоалиций.Надо отметить и ЕС, участвующий лишь в двух коалициях: Друзьяамбиций (НАМА) и W52. Понятно, что без согласования с Евросоюзом неможет быть принято ни одно сколько-нибудь значимое решение Всемирнойторговой организации, и ЕС не слишком нуждается в коалициях, чтобы бытьуслышанным.Таблица 5. Страны, наименее активно участвующие в коалициях ВТОСтрана /экономикаВьетнамКамбоджаЛаосМьянмаБангладешМонголияМароккоНепалУругвайАлбанияАрменияЕСМакедонияГрузияЙеменМалайзияСингапурГонконг*БрунейИорданияМакаоМальдивыОманРоссийская ФедерацияСаудовская АравияХорватияЧисло коалиций, в которых участвуетстранаБез учета пятиВсегорегиональных2524242423232323232222222222221414130312121212121211- 100 -Казахстан11Таджикистан11Украина11Бахрейн01Кувейт01Катар01ОАЭ01Черногория00*Гонконг имеет статус специального административного района Китая, имеет правона представительство в международных организациях, присоединился к ВТО в 1986 г.Источник: рассчитано по материалам ВТО.Полный список стран с цифрами участия в коалициях доступен вПриложении 4.Автором была проведена проверка наличия статистической связи междучислом нерегиональных коалиций, в которых участвует страна и рядоммакроэкономическихииныхпараметров.125Вчастности,показателисреднедушевого ВВП и сальдо внешней торговли товарами и услугами быливыбраны для проверки очевидной гипотезы: чем благополучнее дела вэкономике страны, тем менее она склонна заниматься коалиционнойдипломатией в ВТО.
Напротив, государства с менее высокими доходами иотрицательным сальдо торговли могут искать решение своих проблем визменении правил игры в международной торговле в свою пользу, чтовозможно только через кооперирование с другими странами, имеющими схожиеинтересы и испытывающими аналогичные проблемы. Кроме этого, мыисходили из предположения, что страны с большим стажем участия ворганизации имели больше возможностей включения в коалиционнуюактивность.125Страны ЕС были представлены как один участник в силу единообразия ихвнешнеэкономической политики.
Из-за нехватки данных по внешнеторговому балансу ввыборке не учтены Куба, Джибути, Катар, Лихтенштейн, Мьянма, Тайвань, Папуа НоваяГвинея, Гайана, Гвинея-Бисау, Суринам, Йемен и Того.- 101 -Корреляционный анализ выявил не слишком сильные, но значимыезависимости. Проверка с помощью коэффициента ранговой корреляции поСпирменуподтверждаетположительнуюсвязьчленствастранвнерегиональных коалициях с их стажем пребывания в составе ВТО после 1995г.(rs = 0.45) и отрицательную – со среднедушевым доходом (rs=-0.22): чем вышедоходы, тем в меньшем числе коалиций страна участвует. Отрицательная связьпрослеживается и с балансом торговли товарами и услугами: чем ниже сальдоторговли товарами и услугами, тем более склонны страны к участию вкоалициях ВТО.
Страны-члены ВТО с отрицательным внешнеторговым сальдов среднем участвуют в 4 коалициях, а с положительным – только в 1,8.Далее, был проведен анализ участия стран в коалициях защитной иатакующей направленности в рамках переговоров по вопросам сельскогохозяйства.Участниками четырех атакующих коалиций по вопросам торговлисельхозтоварами (Кернская группа, G-20, Хлопок-4, Группа Тропическихпродуктов) являются на 2016 г. 37 стран-членов ВТО, в защитных коалициях поэтим же вопросам (Группа стран с малой и уязвимой экономикой (SVE), G-33,G-10, Группа стран с переходной экономикой) участвуют 65 стран.Из 37 государств, участвующих в атакующих коалициях по аграрнойпроблематике, 21 страна не входит одновременно и в защитные коалиции.Круг этих стран показан на карте (рис.6).
Это страны, известные своей аграрнойспециализацией и/или являющиеся крупными экспортерами с/х продукции:Канада и Мексика – партнеры США по НАФТА, стремящиеся использоватьинструментарий ВТО для укрепления своих позиций на рынке сельхозтоваровСША и других стран, 4 страны Меркосур, Чили, Колумбия, Коста Рика,Австралия, Новая Зеландия, Таиланд и Малайзия, а также Вьетнам, ЮАР,Египет, и 3 из 4 стран Сахеля – участниц группы «Хлопок-4». Как правило (в- 102 -74% случаев), у этих стран объемы экспорта продукции сельского хозяйствапревышают объемы ее импорта, причем для стран-участниц атакующихкоалиций, не участвующих одновременно и в защитных коалициях по аграрнойтематике – сальдо положительное в 84% случаев (исключений – три: Мексика,Коста Рика и Египет).Коэффициент ранговой корреляции Спирменапоказывает достаточно высокую связь между исключительным участием странв коалициях атакующей направленности по с/х вопросам и относительнымиразмерами их сальдо в торговле сельскохозяйственной продукцией (rs = 0.48)126.При использовании абсолютных значений сальдо результат получается ещеболее убедительный: rs = 0.53.А.
Участвующие в атакующих, но неучаствующие в защитных коалицияхБ. Участвующие одновременно в атакующихи защитных коалицияхРис. 6. Страны - участницы коалиций атакующей направленности по с/хвопросамИсточник: построено автором по материалам ВТО с помощью сайтаwww.openheatmap.com/126Расчет производился для 117 стран – членов ВТО, по которым имеется достаточныймассив данных.
Сальдо торговли с/х продукцией учитывалось как в абсолютных значениях,так и относительно объема экспорта с/х товаров (чтобы избежать влияния масштабовнациональных экономик).- 103 -Таблица 6. Корреляция между исключительным участием стран вкоалициях атакующей направленности по с/х вопросам и размерами их сальдо вторговле сельскохозяйственной продукциейУчастие в коалициях только атакующейнаправленности(да/нет) (1/0)Число атакующих.
коалиций (N )Коэффициент ранговой корреляции СпирменаАбсолютное сальдоОтноительное.торговли с/хсальдо0,530,480.530,46Источник: рассчитано по данным ВТО и ЮНКТАД за 2014-2016 г.В коалиции защитной направленности по вопросам сельского хозяйствавходят следующие группы стран:1) развитые страны Европы, не входящие в ЕС (Швейцария, Норвегия,Исландия, т.е. члены ЕАСТ), а также Восточной Азии (Япония, Корея иТайвань): их объединяет желание защищать своих немногочисленных фермерови возможность делать это благодаря доходам от других секторов экономики;2) Китай: здесь сельское хозяйство остается важнейшей сферой занятостипри средней конкурентоспособности;3) 4 англоязычные страны Восточной Африки и Нигерия;4) Андские страны (кроме Колумбии), страны Центральной Америки иКарибского бассейна;5) менее развитые страны бывшего СССР (Армения, Киргизия, Молдова)и Юго-Восточной Европы (Албания);6) отдельные страны вне региональных«коллективов» (Турция,Пакистан, Филиппины, Монголия, Шри Ланка, Кот Дивуар, Конго (Браззавиль).Наличие региональных «кластеров» стран-участниц защитных коалицийнаводит на мысль о действии эффекта «домино», когда решения оприсоединении к той или иной коалиции могут приниматься под влиянием- 104 -соседейпорегиону илидажепоинтеграционнойгруппировке,гдепредполагается определенная координация внешнеторговой политики (ЕАСТ,ВАС/КОМЕСА, ЦАОР, КариКОМ, Андское сообщество).Ряд государств (их 16) участвует в коалициях как защитной, так иатакующей направленности (табл.
7 и рис.6 Б). Здесь, прежде всего, стоитназвать крупные развивающиеся государства, обладающие многоотраслевымсельскимхозяйствомснеодинаковымуровнемконкурентоспособностиотдельных секторов аграрной сферы: это Китай, Индия, Пакистан, Индонезия,Филиппины и Нигерия. Помимо них, одновременно участвуют в коалицияхзащитной и атакующей направленности по с/х вопросам страны Андскогорегиона и Центральной Америки (а также Куба), традиционно отличающиесявысоким уровнем политической активности, в т.ч. во взаимоотношениях свнешним миром.
Несмотря на относительно небольшие размеры этих стран, тамтакже имеются как экспортноориентированные сектора сельского хозяйства(кофе, бананы, иные тропические культуры), так и низкотоварное производствопродовольственных культур, особенно в горных районах с преобладаниеминдейскогонаселения.Наконец,«двойственную»направленностькоалиционной активности в переговорах по аграрным вопросам демонстрируетряд относительно небольших государств Африки (Бенин, Танзания, Зимбабве),также пытающихся одновременно оказать поддержку своим экспортерамхлопка и других экспортных культур и защитить крестьян, выращивающихпродовольствие для себя и для внутреннего рынка.В коалиции защитнойнаправленности по вопросам сельского хозяйства входят следующие группыстран:1) развитые страны Европы, не входящие в ЕС (Швейцария, Норвегия,Исландия, т.е.
члены ЕАСТ), а также Восточной Азии (Япония, Корея и- 105 -Тайвань): их объединяет желание защищать своих немногочисленных фермерови возможность делать это благодаря доходам от других секторов экономики;2) Китай: здесь сельское хозяйство остается важнейшей сферой занятостипри средней конкурентоспособности;3) 4 англоязычные страны Восточной Африки и Нигерия;4) Андские страны (кроме Колумбии), страны Центральной Америки иКарибского бассейна;5) менее развитые страны бывшего СССР (Армения, Киргизия, Молдова)и Юго-Восточной Европы (Албания);6) отдельные страны вне региональных«коллективов» (Турция,Пакистан, Филиппины, Монголия, Шри Ланка, Кот Дивуар, Конго (Браззавиль).Наличие региональных «кластеров» стран-участниц защитных коалицийнаводит на мысль о действии эффекта «домино», когда решения оприсоединении к той или иной коалиции могут приниматься под влияниемсоседейпорегиону илидажепоинтеграционнойгруппировке,гдепредполагается определенная координация внешнеторговой политики (ЕАСТ,ВАС/КОМЕСА, ЦАОР, КариКОМ, Андское сообщество).Ряд государств (их 16) участвует в коалициях как защитной, так иатакующей направленности (табл.
7 и рис.6 Б). Здесь, прежде всего, стоитназвать крупные развивающиеся государства, обладающие многоотраслевымсельскимхозяйствомснеодинаковымуровнемконкурентоспособностиотдельных секторов аграрной сферы: это Китай, Индия, Пакистан, Индонезия,Филиппины и Нигерия. Помимо них, одновременно участвуют в коалицияхзащитной и атакующей направленности по с/х вопросам страны Андскогорегиона и Центральной Америки (а также Куба), традиционно отличающиесявысоким уровнем политической активности, в т.ч.