Диссертация (1149113), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Тема доклада: «Палач как медиумили языковые игры со смертью».Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре вперспективеDigitalHumanities».3–5октября2013.Санкт-Петербург.Педагогический университет им. А. И. Герцена.
Тема доклада: «Иконическийматериализм: от наскального рисунка к цифровой пещере».Всероссийская научно-исследовательская конференция с международнымучастием «Медиареальность: проблема формирования новых ценностей». 26–30сентября 2013. Абакан. Хакасский государственный университет им. Н. Ф.Катанова. Тема доклада: «Диссимуляции телесности в эпоху новых медиа».Всероссийская научно-исследовательская конференция с международнымучастием «Визуальная экология: границы и методы формирования дисциплины».1722–23 ноября 2013 (в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге).
СанктПетербург. СПбГУ. Тема доклада: «Ноосферату — концептуальный персонажвизуальной экологии».Всероссийскаянаучно-практическаяконференция«Публичныепространства и город в эпоху новых медиа». 29–30 мая 2014. Волгоград.Волгоградский государственный университет. Тема доклада: «Урбанистическаятелесность: параметры медиальной конфигурации».Международная научная летняя школа «Визуальная экология: стратегии ипрактики». 26–28 июня 2014. Санкт-Петербург.
Институту философии СПбГУ.Тема доклада: «Habeas corpus: презумпция тела в дискурсе визуальной экологии».Международная конференция «Террор и культура». 21–22 октября 2014.Санкт-Петербург. Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Тема доклада:«Медиатерроризм и эстетика информационной травмы».Всероссийскаянаучнаяконференциясмеждународнымучастием«Компьютерные игры как способ конституирования социальной реальности». 21–23 ноября 2014 (в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге). СанктПетербург. Институт философии СПбГУ. Тема доклада: «“Негодный субъект”:тело геймера на сцене модерна».Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре онтологии итеории познания Института философии Санкт-Петербургского государственногоуниверситета 23 сентября 2014 года.
По теме исследования была опубликованамонография (10 п. л.) и ряд научных статей (11 работ общим объемом около 7,5 п.л.).18ГЛАВА 1. Трактовка тела в эпоху Возрождения1. 1. Тело в аспекте медиальных практик: архитектура, медицина,обществоОт Греции до Индии и от Египта до Скандинавии — первые (мифические)модели мышления о мире как целом эксплуатируют символику тела.Исследователиотмечают,чтомиф,«сталкиваясьсорганически-структурированным целым и пытаясь “постичь” его своими мыслительнымисредствами, обычно представляет себе это целое по образу и подобиючеловеческого тела и его строения. Объективный мир становится для негопрозрачным и делится на определенные области наличного бытия лишь тогда,когда миф аналогически “проецирует” его на ситуацию человеческого тела».12Парадокс мифологического ощущения состоит в том, что тело человека неявляется (как мы привыкли думать) элементом, возросшим внутри мира исформировавшимся согласно сложным законам эволюционной спирали, но саммир представляет собой соматический универсум, образовавшийся черезпервичную жертву и последующую трансфигурацию изначального тела.
Намбудто говорят: «Овладей собственным телом — и тьма вещей обретет порядок».13Например, в гимнах Ригведы описывается принесение в жертву тела человека поимени Пуруша. Из его расчлененного тела возникает мир: «из пупа возникловоздушное пространство, из головы развилось небо, из ног — земля, стороны12Кассирер Э. Мифологическое мышление // Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т.
М.—СПб.: Университетская Книга, 2002. Т.2. Мифологическое мышление. С. 10513Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы / Сост. И. В. Ушаков. М: Мысль, 2004. С. 34.19света — из уха».14 Центральный космологический сюжет скандинавскоймифологии говорит об убийстве асами великана Имира. В вытекшей из Имиракрови захлебнулись все его собратья-великаны, что означает конец темныхвремен и победу космоса над хаосом. Как и тело Пуруши, тело Имирапредставляет собой соматическую матрицу творения мира. Из его мясапроизошла суша, из костей — горы, из зубов — скалы, из волос — лес, из мозга— облака, из черепа — небесный свод.
Если же мы обращаемся к ДревнейГреции, то в «Космогонии» младшего современника Фалеса — мифографаФерекида Сиросского читаем, что, победив Кроноса, Зевс облекает покойного вроскошный саван, на котором собственноручно вышивает материки, моря, реки…Так возникает ойкумена.Изначально человеческое тело не просто скрепа мира, оно и есть мир.Онтогенезис мирового порядка и мифоорганика тела первично неразличимы. Новслед за генезисом (рождением), неминуемо, следует немезис (возмездие), икосмическая размерность тела в интеллектуальной истории неизбежно уступаетместо сначала социальной, а затем индивидуальной размерности. В движении от«мифа к логосу», тело будто бы отвоевывается у «природы», что приводит кновому мифу — к актуальному мифу современности, согласно которому телонеобходимо отвоевывать уже не у природы, а у публичного пространства социума— научного сообщества, политики, любого другого совместного делания иприсутствия.На заре эпохи Возрождения между природным и культурным началом втеле, по видимости, еще соблюдается строгая гармония.
Индивидуальное телоздесь отражает и космическое единство физического универсума и социальнополитическое единство государства. Более того, тело объявляется медиумом,обеспечивающим надежную связь природы с культурой. Если в эпохуСредневековья, тело трактовали как медиум души, рассматривая его и как место14Кассирер Э.
Мифологическое мышление. С. 106.20заключение души и как ее хранителя-проводника на пути к спасению «от мира»,15то в эпоху Возрождения тело как медиум, первоначально, — канал связикосмического и социального. Согласно особо почитавшимся в то время текстам,приписываемым Гермесу Трисмегисту: человек полюбил Природу, т.к. повсюдукак в зеркале обнаруживал в ней свой образ,16 а Природа, увидя в человекеусловие своего энтелехиального осуществления, ответила ему взаимностью.Поэтому человек — теург, законодатель в мире природы, и настолькомогущественный законодатель, что власть его простирается на все сущее, даже налокальных божеств, он повелитель демонов и всех стихийных сил природы.17 Чтоже касается человеческого тела, то оно представляет собой его универсальныйпропуск в земной мир, санкцию власти и оператор теургийной силы.
«Посколькучеловек не мог бы управлять миром, не будучи облечен в материальную15В указанном контексте интересен следующий факт: Ориген, благодаря ложной этимологии,усматривающий в слове «душа» (psyche) корень со значением «холод» (psychron)», предполагал наличие у духа«конденсированных состояний». Так при «охлаждении» духа образуется душа, при «охлаждении» души образуетсятело. Холод возрастает по мере угасания пламенной любви к Богу.
Телесное существование – высшая степеньморальной «отмороженности» души, ее анабиоза и потери себя в ином. Помещенная в тело душа – «дезертир,бежавший от Бога в рабство к буйному разладу» (Эмпедокл). Но уже часто путаемый в эпоху Средневековья сПлатоном Плотин (что не препятствует его колоссальному влиянию не только на средневековую мистику, но и насхоластику) опровергает указанные сентенции.
Он утверждает, что нахождение воплощения для всех сущностей необходимость, т.к. согласно «логосу космоса», его закону, «сущность покидает свое высшее ради служенияиному». — Плотин. О нисхождении души в тела // Плотин. Эннеады: в 2 т. Киев.: Уцимм – Пресс,1995. Т.1. С.
114.Мы можем добавить, что даже если тело — «могила души», то, как напоминают философы-танатологи,первоначальным смыслом погребения было оживление. См.: Федоров Н. Ф. Что такое добро? // Федоров Н. Ф.Сочинения. М.: Мысль, 1982. С. 613.16«Возвышаясь среди различных ликов мира, человек соотносится с небесным сводом (его лицо такотносится к его телу, как лик небес к эфиру, биение пульса в его венах подобно круговращению светил поприсущим им путям; семь отверстий на его лице соответствуют семи планетам неба» Цит. по: Фуко М. Слова ивещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С. 59.17«Как Господь и Отец есть творец богов небесных, так человек есть творец богов, кои суть в храмах.
Онне только получает жизнь, но и дает ее; не только стремится к Богу, но и сам творит богов […] одушевленныеизваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое — они могутпредсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их». Цит. по: Йейтс Ф. Джордано Бруно игерметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 39.21оболочку, Бог дал ему тело».18 В отличие от эсхатологических установокСредневековья, оно рассматривается не только как медиум-проводник в земноймир и не столько как технический инструмент его преобразования, но как способактуализации его потенциала, что отвечает особому философскому значениюпонятия medium (media), имеющего решающее влияние на представление тела нетолько в эпоху Возрождения, но и во все последующие эпохи.Medium — латинское слово, которое Фома Аквинский использует дляперевода греческого μεταξύ.