Диссертация (1149107), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Локк одним из ключевых условий существованиясправедливостивобществезаявлялверховенствоправа.Главнымпостулатом основоположников классической западной экономическойтеории А.Смита, и Д. Риккардо, являлось невмешательство государства вэкономическую жизнь общества: нравственная жизнь и экономическаядеятельность возможны без директив государства; свобода инициативыграждан в своих интересах есть справедливый образ жизни и он определяетВведение в основания нравственности и законодательства = An introduction to theprinciples of morals and legislation / И. Бентам.
(История полит. мысли) М.:, 1998.2224силу государства23.Следует отметить, что в современных условиях общественногоразвития, расширения гражданского оборота, появления виртуальнойреальности как области существования многих индивидуумов, известноевыражение А.Смита «невидимая рука рынка» как единственная иуниверсальнаяоснова справедливого общества уже«не работает».Социальная жизнь справедливости многомерна и только в плоскостирассмотрения экономической стороны социальной справедливости познаниеэтого феномена будет фрагментарно.Вклассическом(западном)либерализмеконцептсоциальнойсправедливости базируется на принципе уважения к жизни и достоинствуличности как высшей ценности и предмета стремления общества игосударства.В современных условиях угроз и вызовов, в том числе пристолкновении представлений о справедливости западной и восточнойцивилизаций, проблем глобализации и поиска национальной идентичностисоциумов, этот категорический императив может выступать одним изкритериев исследования любого концепта социальной справедливости.Вместес тем, неправильным будет не отметить, что абстрактныйхарактер идей-принципов классического либерализма, категоричностьсуждений о месте и роли государства в обществе, о соотношении интересовличности и общества не подтверждается последующими социальнымипрактиками.
Это не позволяет принять в качестве аксиомы идеи этойконцепции социальной справедливости.Практика социокультурного развития стран Западной Европы XVII-XXвеков (примерно до 70-80-х годов) свидетельствует о том, что классическийлиберализм являлся идеологической основой западной традиции Новоговремени.Большинство исследователей склоняются к мнению о том, что всоциально-философском плане на современные процессы, происходящие в23Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962. С. 332.25мире, особое влияние оказывает, направленная против утилитарискихтеорий, работа Джона Роулза «Теория справедливости», 1971.Эта концепция получила называние «справедливость как честность»(justice as fairness) и, по сути, представляла собой результат трансформацийтрадиционных идей общественного договора и социально-философскихтеорийкоммуникативногосоциальной реальности.действия,коммуникационного подхода к(Ю. Хабермас).Например,коммунитаристМ.Сэндел относит либерализм Роулса к той ветви деонтологическойтрадиции, которая берет начало от Канта и утверждает приоритет права надблагом.Фактическиформированияамериканскийпринциповфилософсправедливости,Роулзподвелдостигнутыеитогизападнойфилософской мыслью за последние три столетия.ВРоссииисторическаясправедливости, формированиеосмысленияхарактеризуетсялогикаразвитияидейсоциальнойтрадиций ее социально-философскогоуникальнымисоциокультурнымиособенностями.
Они обусловлены естественным ходом формированиямирских идеалов, которые многие века «ковались» в особом мироустройствестраны, основанном на соборном менталитете населении и общинномхарактере социальной жизни.При социально-философском изучении социальной справедливостиособый научный интерес представляет трактовка его, как важного явления вистории отечественной философско-религиозной мысли.Учитываятрадиционныеособенностироссийскогоменталитета,историческую титульность русского народа представляется, что в первуюочередьследуетговоритьосправедливостивконтекстерусскойправославной традиции.Предметный анализ этой традиции позволяет хотя бы кратко описатьнекоторые выводы проведенного исследования.Известно, что Древняя Русь в качестве государственной религии в Х –ХII веках приняла греческое (византийское) христианство – православие,которое по справедливому мнению М.И. Козлова по своему социальномузначению выходит далеко за рамки явления чисто религиозного и его26следует рассматривать как процесс общекультурного и историческогомасштаба24.Византийско-православное наследие заложило основы не толькофеномена русской культуры.
Оно также обеспечило жизнеспособность донаших дней идеологии русского консерватизма, которое по оценкисостояния социальной справедливости до сих пор имеет широкуюсоциальную опору. А.С. Карцов по этому поводу пишет в социальнофилософском смысле: «… следует говорить о типе мировоззрении,включающем в себя ряд необходимых и взаимосвязанных между собойпризнаков (традиционализм, телеологизм, холизм, антииндивидуализм,элитаризм,солидаризмит.д.).Авторы«консервативнойшколы»рассматривали те или иные участки социальной и индивидуальнойжизнедеятельности (в том числе и правовую сферу) сквозь призму этихспецифических воззрений» 25.Если проводить параллели, то важно обратить внимание, что в русскойкультуре и в культуре западных стран в основе представлений осправедливости лежала особая форма христианской культуры и еесаморефлексии - культура периода святоотеческой литературы (патристики).Может быть поэтому Д.С.
Лихачев писал, что у русской культуры два русла- христианско-духовное и военно-государственное, полученные с Юга иСевера. Общая черта двух направлений русской культуры – напряженныеразмышления над судьбой России, постоянное противостояние духовныхрешений этого вопроса государственным26. М.И. Козлов верно указывает нато, что культура многих стран, образ жизни, менталитет и многое другоеприобрели черты сходства, а различия же определялись в первую очередьуникальностью путей приобщения к общим истокам - христианству какмировой религии27.ВисторическомракурсеотчетливоиоднозначнопроявляетсяКозлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции.Архангельстк.2010.
С. 62.25Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 2010. С. 3.26Лихачев Д.С. Русская культура. 2006. С.33-34.27Козлов М.И. Указ. Соч. С. 63.2427тенденция, что с принятия христианства на Руси и до создания советскогогосударства догмы православия о духовной основе справедливости, а затеми господствующие в странах Европы парадигмы ее либеральногопредставления в самодержавной России идеологически сосуществовали,взаимопроникали, дополняли и обогащали друг в друга. В связи с этим небезынтересным является то, что церковные суды существовали в России ещедо революции 1917 г. и занимали важное место в светском поддержанииправопорядка.
В настоящее время в России также стали образовыватьсяцерковные суды, но уже отделенные от государства ( г. Москва, г. Калуга, г.Смоленск и т.д.).РусскийфилософН.Бердяев,отмечаязначениеправославно-христианского начала в духовной жизни, писал: «Если мы, русские, неокончательно варвары и скифы, то потому лишь, что через православнуюцерковь, через Византию получили связь с преданиями античной, греческойкультуры»28. В этом смысле на Руси с позиции жизненной целесообразностикульт справедливости выражал базовые моральные ценности языческоговерованияславянскихплеменидогмгреческого(византийского)христианства29.Из истории России известно, что нравственно-естественное (духовное)началосправедливостикакдобродетели(верыпредопределяло формальные правила и стандартывдобро)всегдаповедения людей.Выдающийся русский мыслитель И.А.
Ильин по этому поводу писал: «Ужев глубокой древности люди стали понимать, что борьба, доведенная донепримиримости, до такого озлобления, при котором стороны теряютуважение друг к другу и возможность вести переговоры и устанавливатьпримирение, вредит обеим сторонам... Возможность найти авторитетный исправедливый императив и примирить спорящих всегда драгоценна: она нетолько устраивает совместную жизнь людей на этот раз, но вселяет в нихуверенность, что споры и столкновения вообще могут улаживаться мирно иБердяев Н.
Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994.С. 528-529.См. например, Беспалова Т.В., Верещагин В.Ю., Филатов Г.А. Русская национальнаяидентичность: Монография. Ростов н/Д., 2005.282829справедливо. Но так как справедливость остается неизменной и одинаковойдля всех, то однажды найденный справедливый императив превращается(постепенно или сразу) в общее правило…»30.В этом контексте общественные отношения в России характеризовалисьгосподством нравственных оснований справедливости, включая в себяэлементы сакрального и рационального.
В моральном представлениисоциума они по-разному воплощали в себе идеи о добре и зле, о праве инеправде, о праве и законе, о милости, о совести, о порядочности ирепутации, об авторитете, о вере и знании, об истине и т.д.Анализ философских трудов и специальной литературы позволяетпредположить, что нравственные ценности русских православных традиций,их сакральный и рациональный характер, формировали существенныеатрибуты справедливости как внутреннего чувства правды самых широкихслоев населения.В России моральные представления о справедливости традиционнопреобладаютнадправовыми,приэтомпервыекомпенсировалинеразвитость последних. Мораль, как неформальный способ (форма,механизм) воздействия и контроля над человеком, всегда определяланравственное начало процессуальной справедливости.
В этом смыслеморальнаясправедливостьвсоциумевыступаладоминантойнадпроцессуальной справедливостью.Признаниедопустимоститакоговыводаимеетважноеметодологическое значение для раскрытия темы диссертации. Он позволяетрассматривать формы актуализации социальной справедливости с позициине только формальных, но и неформальных механизмов ее реализации. Приэтом важно отметить, что существование русской православной традиции,ее активное влияние на современный концепт социальной справедливостине означает придания ему религиозного характера в государственнообщественных отношениях светского государства.Согласно30результатамисторико-этимологическогоисследованияИльин И.А. Собрание сочинений в 10 т. М., 1994.