Диссертация (1149009), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Еще больше споров вызывает определение сути идеологии иее отношения к утопии и утопическому сознанию. Зачастую наблюдается явноесмешение между этими понятиями: утопия рассматривается как разновидность 7Блох Э. Принцип надежды //Утопия и утопическое мышление: антология зарубежнойлитературы. - М.,1991, с.508Geoghegan Vincent Utopianism and Marxism, London ; New York : Methuen, 1987 p.908 идеологии, а не как то, что стремится выйти за ее пределы. Сквозь призмуоппозицииутопиииидеологииостаютсяпрактическинеисследованынаправления христианского модернизма и появившиеся в 1960-х годах концепциихристианского атеизма, либо анализ данных направлений христианской мыслиотмечен явными идеологическими штампами.
То же самое следует сказать обисследовании богостроительства.Исследованием утопии и утопического сознания занимались Баталов Э.Я.,Вершинин С.Е., Гальцева Р.А., Геллер М.Я., Х.Гюнтер, Кирвель Ч.С., КлибановА.И., Маркузе Г., Адорно Т.В., Аинса Ф., Ванейгем Р., Ф.Джеймисон, Уилсон П.Л.,Джогхэган В., Баро Р., Саркисянц М., Шестаков В.П., Штейгервальд Р. , Розак Т.,Эллюль Ж., Келлнер Д., Зерзан Д., Чаликова В.А., Чистов К.В., Боос В., Боос Ф.,Шацкий Е.
и другие, хотя далеко не со всеми выводами данных авторов можносогласиться.Ощутимый вклад в изучение феномена идеологии и идеологическогосознания внесли Сорель Ж., Д. Лукач, К. Мангейм, А. Грамши, М. Хоркхаймер, Т.Адорно, Г. Маркузе, Л. Альтюссер, Э. Блох, П. Рикер, Р.Барт, Ф.
Джеймисон, Ж.Бодрийяр, Г.Дебор, С.Жижек, С.И. Дудник и другие.Исследованием богостроительства и богоискательства занимались ГальцеваР.А., Дуденков В.Н., Евлампиев И.И., Замалеев А.Ф., Рыбас А.Е., Ласковая М.П.,Матич О., Савельев С.Н., Саркисянц М.. Эткинд А.М., Клайн Д.Л., Розенталь Б.Г.и другие.Изучению секулярной теологии, теологии надежды, теологии освобожденияи политической теологии посвящены работы таких авторов, как Т.
Альтицер,Великович Л.Н., Гренц С., Олсон Р., Добреньков В.И., Радугин А.А., Исаев С.А.,Х.Кокс, Шестопал А.В., Камара Э., Фашинг Д., Гутьеррес Г., Мольтман Ю., МецИ.Б., Ваганян Г. и других.В отечественной науке одним из немногих примеров исследования проблемутопии и утопического сознания с позиций, разработанных Карлом Мангеймом,то есть с учетом принципиального разграничения утопии и идеологии, являются9 работы Чаликовой В.А.9. Несмотря на то, что сама автор по своим убеждениям восновном остается в рамках либеральной идеологической парадигмы, ЧаликоваВ.А.выступаеткатегорическипротивраспространеннойтенденциикриминализации утопии посредством сведения ее к тоталитаризму, видя в этойтенденции генетическую связь с типом мышления, называемой авторомтоталитарным.
Это выгодно отличает ее на фоне остальных отечественныхисследователей утопии перестроечной и постсоветской эпох.Чрезмерно эмоциональное прочтение отечественной истории в эпохуПерестройки зачастую приводило к некритическому принятию либеральнойидеологии и диктуемых ее формул, становящихся препятствием для социальнофилософскогоанализаиограничивающихисследовательскийгоризонт,функционально наследуя в этом, отвергаемый на словах тип господствующегосознания «эпохи застоя».
Полностью не удалось избежать данной идеологическойловушки и Чаликовой В.А.. К сожалению, преждевременная смерть не позволилаЧаликовойВ.А.продвинутьсявдальнейшемисследованиифеноменаутопического в условиях новой постсоветской реальности.Объектом данного исследования являются утопия и идеология как социальнофилософские феномены.Предметом данного исследования являются специфические отношениямежду утопией и идеологией, рассмотренные на примере религиозного сознанияXX- XXI веков.Для осуществления социально-философского анализа утопии и идеологии, атакже исследования трансформации религиозного сознания в XX веке, во многомобусловленной ими, необходимо решение следующих задач: - Исследовать типологию и взаимоотношения исторических и современныхформ утопического сознания.- Раскрыть онтологические основания проекта утопии.- Установить связь между неприятием или маргинализацией утопии, с однойстороны, и идеологией развитой индустриальной цивилизации, с другой. 9См.
сборник Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.199110 - Рассмотреть отношения между понятиями утопии,хилиазма иэсхатологическим сознанием. Раскрыта связь утопии и утопического сознания сключевыми представлениями кенотического христианства,- Раскрыть содержание феномена религиозного антиномизма, показатьутопическийпотенциалантиномистскихтечений,ихотношениекидеологическим контекстам соответствующих исторических эпох.- Исследовать появившиеся в XX веке подходы к изучению идеологии врамках социологии знания, марксистской и неомарксистской мысли.
Предложитьклассификацию современных концепций идеологии в зависимости от оценкипознавательной функции идеологии и признания (непризнания) ее неизбежности.- Выявить характер связи современного идеологического производства сфеноменом овеществления.- Раскрыть конкретно-утопический потенциал марксистского учения.Исследовать тенденцию реабилитации утопии в марксистской и неомарксистскоймысли XX века.- Раскрыть проблематику социальной мифологии в русском марксизменачала XX века.- Раскрыть социально-философское и религиозное содержание спорапредставителей богостроительства с деятелями отечественного христианскогомодернизманачалаXXвека(Н.Бердяев,Д.Мережковский,З.Гиппиус,Д.Философов).- Раскрыть содержание трансформации религиозного сознания в XX веке всвязи с процессом секуляризации и социально-политических изменений.Исследовать социальную роль направлений секулярной теологии в светепроблемы отчуждения человека и христианского принципа «существования длядругих».-Провестиисследованиерелигиозногосодержанияисторическихобщественно-экономических укладов, в частности, капиталистического уклада,добившегося повсеместного доминирования в настоящее время.11 Теоретико-методологическаяосноваисследованиябазируетсянасинтетической методологии, сочетающей в себе исследования в областигуманитарныхнаук,такихкакфилософия,религиоведение,теология,литературоведение, а также различные методы исследования: системный метод,позволяющий рассмотреть утопию и идеологию как сложные меняющиесяфеномены в системной взаимосвязи с различными элементами гуманитарногознания; диалектический метод, делающий возможным рассмотрение основныхкатегорийсоциально-философскогоанализавконтекстеихвзаимообусловленности и развития, проведение исследования утопии и идеологиина основе корреляции общего, особенного и единичного, раскрытие содержанияпонятий утопии и идеологии в различные исторические эпохи с позицииобщественнойтотальности;методсравнительно-историческогоанализаигерменевтический метод, к которому обращаемся при анализе религиоведческих итеологическихматериалов,работестекстамиСвященногоПисанияиапокрифических произведений.В образовательном процессе материалы и результаты исследования могутбыть использованы для создания спецкурсов по социальной философии, историирусской философии, истории политических учений, истории и философиирелигии, литературоведению в рамках таких дисциплин как философия,политология, филология. 12 Глава 1.
Утопия и идеологические контексты современности. Становление иизменение форм утопического сознания в Новое и Новейшее время1.1Утопия и идеология современного мираРазобравшись с обоснованностью претензий утопии не быть wishful thinking,зададимся вопросом, в чем же причины ее современной маргинализации и дажекриминализации, как в научном сообществе, так и в общественной сфере? Нет лиздесь связи с идеологической ситуацией современного мира, становящегося всеболее и более однородным в процессе неолиберальной глобализации и,следовательно, тотально погруженным в торжествующую идеологию как еепонимал Маркс? Не скрыта ли здесь угроза безальтернативности – «новогодивного мира» моноидеологии, пытающейся переложить на Другого (Утопию)неприглядные свойства, присущие ей самой?Действительно, сужение в понимании утопического особенно заметнопроявилось в 1990-е годы. На фоне краха Советского Союза и повсеместноутверждаемой безальтернативности неолиберального капитализма (если, конечноне рассматривать в качестве альтернативы религиозно-фундаменталистскиепроекты возврата к Средневековью, впрочем, на экономическом уровне невыходящие за пределы логики капиталистической мир-системы и полностьюдетерминируемые ей), появляются интеллектуалы, провозглашающие «конецистории».
Утопией стали называть либо сугубо литературный жанр, либонесбыточные социальные проекты, то есть трактовать ее как что-то несерьезное инеосуществимое. Связанное с утопией понятие «возможного» (одно из ключевыхв философии Эрнста Блоха) оказалось практически полностью исключенным изсоциальногоанализа,гдеосталисьлишьпонятия«действительного»и«невозможного».Ряд авторов вообще поспешили объявить утопию криминальной, объясняясам феномен через приписываемые ему результаты в виде различных негативныхисторических практик, обобщенных в понятии «тоталитаризм». Согласно этим13 авторам, утопии вполне осуществимы, и мы уже пережили «тоталитарный»утопический опыт, под которым чаще всего понимается опыт социалистическогостроительства в СССР, странах Восточного блока и КНР.