Диссертация (1148972), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Четвертая Миссия не застала в живых иеромонаха Лаврентия, которыйумер незадолго до ее прибытия в Пекин 24 апреля 1745 г.С 1715 г. по 1860 г. состав Миссии сменился 13 раз. Миссиянепосредственно подчинялась Министерству иностранных дел России. В еесостав входили люди, занимавшиеся историей, гуманитарными науками,образовательными науками, астрономией и географией, изучением политическихи экономических проблем. С 1818 г. российское правительство перед Пекинскойдуховной миссией поставило задачу всесторонне изучать экономику и культуруКитая, а также докладывать о значительных событиях в китайской политическойжизни.
Одна из наиболее значительных ролей в деле изучения Китая принадлежит389При таком поведении священнослужителей неудивительно, что и их подопечные – потомки албазинцев – велисебя крайне аморально и даже стыдились своего русского происхождения и христианской веры, подражая во всемкитайцам и перенимая их религиозные верования. Подробнее об этом см. Материалы для истории Российскойдуховной миссии в Пекине / Под ред.
Н.И. Веселовского. – СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1905.Сс. 8-11.136девятому начальнику Миссии архимандриту Иакинфу (Никита ЯковлевичБичурин, 1777-1853). Кроме многочисленных работ, посвященных изучениюкитайской культуры, а также некоторых других восточных народов, Бичуринпрославился еще и как составитель первого «Русско-китайского словаря».В 1864 г. после подписания Чугучакского протокола, урегулировавшегоотношениямеждудипломатическуюПекиномиПетербургом,функциюистановитсяМиссияутрачиваетисключительносвоюдуховнойорганизацией390. Для полноценного функционирования Миссии в новомположении необходимо было выбрать ее начальником очень грамотного исведущего человека. Им оказался архимандрит Палладий (Петр ИвановичКафаров, 1817 – 1878)391.
Начальник 15-й Пекинской духовной миссии обладалэнциклопедическими знаниями и превосходными дипломатическими качествами.Он активно стал развивать главное направление Миссии – миссионерство.Поскольку церковные службы продолжали совершаться на церковно-славянскомязыке, практически непонятном для потомков албазинцев и тем более длякитайцев, то первостепенное внимание было уделено переводу богослужебныхтекстов и богословских сочинений на китайский язык.
В этой работе былизадействованы и переводы участников прежних Миссий.К концу XIX в. Миссия находилась в состоянии упадка. Отсутствиематериальныхсредств,нежеланиеактивнозаниматьсямиссионерскойдеятельностью, а также неверие в масштабное распространение православиясреди китайцев привело к тому, что к этому времени не велось никакоймиссионерской работы. Архимандрит Палладий основным препятствием кпринятиюправославиякитайцамисчиталстольпрочноустоявшеесяконфуцианство, которое создает «…холодную, механическую теорию мирозданияи материалистическую философию…и вместе с тем впадает в грубое суеверие»392.390Бэй-гуань… С.
17.П. Кафаров входил в состав 12-й Миссии и был начальником 13-й.392Палладий (Кафаров), архимандрит. Некоторые соображения по поводу предполагаемого учрежденияправославной проповеднической Миссии в Китае // Китайский благовестник. 1915. Вып. 9-12. С.44. Цит. по:Поздняев Дионисий, священник. Православие в Китае (1900-1997гг.).
– М.: Изд. Свято-Владимирского Братства,1998. С.34.391137Пекинская миссия не могла в полной мере удовлетворить даже духовныепотребности немногочисленного русского населения в Китае. Существовалреальный недостаток священнослужителей для уже построенных храмов. В1897 г. в Пекин прибыл начальник 18-й Духовной миссии архимандритИннокентий (Иван Аполлонович Фигуровский, 1863 – 1931).
Он очень серьезноотнесся к возложенной на него ответственности. Иннокентий отправился в Китайне традиционным путем через Сибирь, а через Европу для того, чтобыпознакомиться с миссионерским опытом католических и протестантскихпроповедников. Далее путь лежал через Афон и Палестину.
Сразу же по своемприбытии в Китай Владыка с большим рвением приступил к своим обязанностям.Ему удалось значительно расширить границы Бэйгуаня393, а также открытьтипографию и переплетную мастерскую, что было необходимо для проповеди394.Период 1900 – 1918 гг. является самым успешным в истории православия вКитае. Преосвященный Иннокентий уделял большое внимание миссионерству.
Вовремя его начальствования были построены храмы в Пекине, Шанхае, Харбине,Сяньцзяне, Маньчжурии, на станциях КВЖД и др. Православие вышло запределы Пекина. Миссия не имела достаточных финансовых средств, поэтомуприходы открывались в тех местах, где местное население само моглоподдерживать их функционирование. Открывались миссионерские школы,приюты для престарелых и увечных, катехизаторские курсы, переводились книгиСвященногоПисания,богослужебныекниги,выпускалисьправославныежурналы, газеты, русско-китайские словари и т.д.
Таким образом, деятельностьПекинской духовной миссии вышла за рамки поддержания православия средипотомков албазинцев и русской паствы и распространилась на реальнуюпроповедь среди китайского населения.В конце XIX в. усложняется внутриполитическая ситуация в Китае, средикитайцев393нарастаетнедовольствоактивнойколонизаторскойполитикойСеверное подворье, принадлежавшее Духовной Миссии, в отличие от Наньгуаня, Южного подворья,принадлежащего Дипломатической Миссии.394Дацышен В.Г.
Епископ Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Российской ДуховнойМиссии в Пекине // Китайский благовестник. 2000. № 1. С. 27-39.138европейцев. Россия всегда отличалась от западных государств тем, что невмешивалась открыто и настойчиво во внутренние дела Китая, поэтому к русскимв отличие от других европейцев там относились достаточно благожелательно.Одной из группировок, желавших изгнать всех иностранцев из пределов своейстраны, были ихэтуани. Они отличались особой ненавистью ко всем христианам ибольшой степенью фанатизма. 1900 год стал известен наиболее жестокимивыступлениями ихэтуаней395. Наиболее ревностно преследовались китайскиехристиане.Многиеисповедникамиправославныесвоейверы.христианеНесмотряпоказалинасебяистиннымистрашныеистязания,распространявшиеся на всех от мала до велика, ни взрослые, ни дети неотрекались от Христа.
В этом смысле показателен пример священномученикаиерея Митрофана, первого православного китайца-священника, заколотого«боксерами». Вся его семья, включая и восьмилетнего сына Ивана, также принялапытки. В последствии в честь всех пострадавших от ихэтуаней в Пекине былпостроен храм Всех Святых Мучеников.В это тяжелое для своей паствы время архимандрит Иннокентий старалсяделать все возможное для того, чтобы ее укрепить и поддержать. Он с другимичленами Миссии и некоторыми китайцами христианами выдержал двухмесячнуюосаду дипломатического квартала.
На глазах Владыки было уничтожено все, чтобыло создано им и его предшественниками. Было сожжено Подворье Российскойдуховной миссии с библиотекой, богадельней и школами. Вскоре подверглосьогню русское кладбище, памятники были разрушены, могилы разрыты и костиразброшены. А также полностью были разрушены церкви в Дундинане, Бейтайхэи Калгане. Удалось сохранить только самую ценную церковную утварь и образ св.Николая, вывезенный еще из Албазина. Миссия понесла колоссальный ущерб:Бэйгуань был полностью разрушен, в огне погибла вся библиотека, новаятипография с неизданными еще трудами участников Миссии396.
Потери были395Религиозное движение, более известное как «боксерское восстание».Авраамий (Часовников), архимандрит. Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная послучаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. – Пекин: тип.
Усп. Монастыря,1916. Сс. 7-8.396139настолько велики, что под вопросом находилось дальнейшее существованиеМиссии. Владыке Иннокентию пришлось выехать в Санкт-Петербург, где ему сбольшим трудом удалось доказать необходимость существования Духовноймиссии на территории Китая. В 1902 г. Св. Синод принял постановление обучреждении в Китае самостоятельной епископии и возложил на нее задачуактивизации миссионерской деятельности. Архимандрит Иннокентий былвозведен в сан епископа Переяславского, а вскоре и митрополита.По своем возвращении из России Владыка с еще большим упорствомпринялся за восстановление Миссии.
За самоотверженное поведение Иннокентия(Фигуровского) и спасение им китайской святыни Юнхэгун от разграблениякитайское правительство в знак благодарности подарил Российской духовноймиссии дворец опального гуна с принадлежавшими ему постройками и весьмаобширной территорией, прилегавшей к Северному подворью. Этот комплексдомов традиционной китайской постройки сохранился по сей день на территориироссийского Посольства и известен под названием «красная фанза» («красныйдом»397.
Владыка получил деньги из России и компенсацию от китайских властей.На эти средства ему удалось расширить территорию Бэйгуаня. Со временем,благодаря умелой экономической политике И. Фигуровского, были построенымногие православные храмы, открылся братский корпус для братии мужскогомонастыря с необходимыми службами, колокольня, корпус для женской общины,типография, канцелярия, живописная мастерская, мыловарня, жилые помещениядля белого духовенства, школы, склады, кирпичный завод, пасека, устроенскотныйдвор,территорияМиссииобнесенакаменнойоградой.Быловосстановлено русское кладбище за воротами Аньдинмэнь, расширено и обнесенооградой, там построен храм во имя преп. Серафима Саровского и устроенабогадельня для убогих и нищих, причем не только православных, но и для всехнуждающихся398.397Ипатова А.С.