Диссертация (1148910), страница 41
Текст из файла (страница 41)
Сопоставление процессов, происходящихв современных модернизирующихся обществах, с проектами мыслителейпрошлого позволяет выявить сильные и слабые стороны их теоретическихпостроений. Именно такое сопоставление показывает степень реализма иутопизма в проективных построениях. Реалистические идеи воплощаются вположительном опыте наиболее успешных незападных стран и оказываютсяактуальными для других стран третьего мира, а утопические идеи либо приводятк усугублению социальных проблем и приостановке в развитии в случаенеудачных попыток воплощения, либо остаются невостребованными.В настоящее время перед странами второго и третьего мира стоит рядсоциальных проблем (бедность, гендерное неравенство, фундаментализм и др.),для решения которых их правительства обращаются к опыту Запада и ксобственной традиции и недавней истории. Некритическое восприятие западныхтеорий и моделей развития часто оказывается неэффективным в силу ихнесовместимости с цивилизационным фундаментом конкретного незападногообщества.
Более того, отчасти дискредитировал себя сам путь, избранныйЗападом, – путь одностороннего наращивания научно-технического и военногопотенциала без внимания к нравственной стороне развития. Издержками этогопути стали катастрофы XX в. (мировые войны, Холокост, гонка вооружений,185тоталитарные режимы) и опасность самоуничтожения человечества вследствиеядерной или экологической катастрофы.Не меньшую опасность таит в себе чрезмерный акцент на возрождении исохранении своей традиции. Как правило, сторонники идеи собственногоуникального пути развития апеллируют к этике, противопоставляя особую«духовность» незападных обществ бездуховности/рациональности Запада488.
Ноодносторонний подход к прогрессу, чрезмерно акцентирующий нравственнуюсторону, тоже не ведет к решению социальных проблем, т. к. не способствуетматериальному развитию. Более того, как правило, обращение к теметрадиционных нравственных ценностей является лишь риторикой, скрывающейнеприязнь к Западу. Издержками такого подхода к развитию становятсяизоляционизм, распространение религиозной и национальной нетерпимости,фундаментализм, международный терроризм и т. п. Но главное – антиглобализмпревращается в силу, противостоящую не только унификации культуры, но иединению человечества, без которого невозможно решение общемировыхпроблем.Проблемы,порожденныеиздержкамидвухподходовкразвитию,односторонне акцентирующих материальную или ценностную и культурнуюсферы, актуализируют вопрос о возможности преодоления этих крайностей иценности проектов, гармонично сочетающих обе составляющие.
Такого родапроекты, присутствуют в рассуждениях современных незападных мыслителей,действующих на стыке культур традиционного общества и модерна. Общимвектором их размышлений о перспективах развития собственных обществ сталостремление синтезировать лучшие, по их мнению, достижения двух культур иизбежать как необдуманного копирования Запада, так и осознанной изоляции отнего.Немалую значимость для развития современного мира в целом и незападныхобществ, в частности, имеет, на наш взгляд, проект М. К.
Ганди, изначальноСм. подробнее: Алаев Л. Б. Модернизация или «опора на собственные слабости»? // Цивилизации. Вып. 10:Модернизация и цивилизационные вызовы XXI века. – М.: Наука, 2015. С. 39–46.488186ориентированный на Индию. Пафос этого проекта – в стремлении соединитьнравственное совершенствование индивидов с улучшением внешних условий ихжизни и преодолеть таким образом издержки односторонних подходов кразвитию, оставляющих без внимания материальную или духовную сферу. Какрелигиозный мыслитель, Ганди акцентировал внимание на нравственномразвитии,аулучшениевнешнихусловийжизнилюдейненаделялсамостоятельной ценностью и рассматривал лишь в качестве предпосылкидостижения духовной цели – мокши.
Такая расстановка акцентов, однако, неснижает значимости некоторых его идей, касающихся социального развития.Кроме того, синтетический характер проекта Ганди, сочетающего восточные изападныеэлементы,имеетпотенциалпреодолениякомплексапроблем,вызванного стремлением к изоляции и неприятием современной культуры рядомнезападных обществ.Оценка степени значимости отдельных идей Ганди для современныхнезападных обществ предполагает обращение к опыту наиболее и наименееуспешно развивающихся стран второго и третьего мира.
Выявление сходства чертпроекта Ганди с тенденциями развития наиболее благополучных незападныхобществ позволяет оценить степень значимости его идей. Аналогичным образом,сопоставляя проект мыслителя с отрицательным опытом наименее развитыхобществ, можно выявить его слабые стороны.Внимание к личности, свойственное персоналистскому подходу Ганди итесно связанное с этим неприятие этатизма, прежде всего обнаруживают сходствос современными тенденциями социального развития наиболее благополучныхстран. Ценность этого подхода становится очевидной при обращении к опытуразвития независимой Индии, где за последние несколько десятилетий наметилсясущественный экономический подъем и достигнуты значительные успехи всмягчении ряда социальных проблем.Подъем Индии приходится на период с 1990-х гг., когда начались процессыбольшей демократизации власти, усиления рыночной модели экономики ипродолжилось формирование гражданского общества, с чем, очевидно, и связаны187многие успехи страны.
Так, длительные попытки правительства решить проблемубедностипосредствомфорсированияиндустриализациикакзалогаэкономического роста, а также с помощью субсидирования и распределенияматериальных ресурсов между бедными не привели к желаемым результатам.Ситуация стала улучшаться с начала 1990-х гг., когда была достигнута«стабилизация массива бедности»489. Это стало результатом изменения курсаправительства с распределения готовой продукции на поддержку частногопредпринимательства и создание новых рабочих мест490.Опытуспешноразвивающихсястран,изначальноизбравшихдемократическую модель политического устройства и/или рыночную модельэкономики,атакжеотрицательныйопытстран,прошедшихчерезсоциалистические эксперименты и отказавшихся от них, также подтверждаютзначимость для развития всех сфер общества внимания к личности, к ее свободе, кразвитию человеческого потенциала.Для всех незападных обществ – как прошедших через период колониальнойзависимости, так и сохранивших независимость, – характерна ключевая рольгосударственнойвластивразвитииэкономикинаначальныхэтапахмодернизации.
Однако наибольших успехов добились страны, в которыхгосударство сделало ставку на развитие рыночной экономики, предоставляющейобществу больше свободы действий (Япония, Новые индустриальные страны(Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань), Турция, Тунис и др.).Аналогичнымобразомвстранах,прошедшихчерезсоциалистическиеэксперименты и со временем отказавшихся от них в пользу создания рыночнойэкономики,этотвыбор(отметим,сделанныйприактивномучастиигосударственной власти) привел к положительным изменениям (Китай, Египет идр.).Ганди осознавал тесную взаимосвязь между индивидуальным и социальнымразвитием. С одной стороны, он уделял много внимания работе, направленной наИндия сегодня. Справочно-аналитическое издание.
– М.: Институт востоковедения РАН, Ариаварта-Пресс,2005. С. 355.490См.: там же. С. 356–357; Медовой А. И., Галинищева Н. В. Экономика Индии. – М.: МГИМО-Университет,2009. С. 304.489188улучшение внешних условий жизни людей, занимающих самое низкое положениев обществе. С другой, – придавал большое значение развитию их самосознания ичувства собственного достоинства, и понимал, что это должно способствоватьдальнейшему улучшению их социального положения.
В этой взаимосвязи намвидится своеобразный герменевтический круг: улучшение внешних условийжизнилюдейнеобходимодляразвитиячеловеческогопотенциалаиодновременно успешное решение социальных проблем напрямую зависит отсвободы и степени социальной активности членов общества, т. е. от развитиялюдей. Вопрос заключается в том, является ли какой-либо из двух векторовприоритетным, или же они должны реализовываться одновременно? Вовлечениелюдей в активную социальную деятельность напрямую зависит от степени ихгражданского и правового сознания, от их уверенности в своих возможностях иразвитости чувства внутреннего достоинства. Ганди не случайно апеллировал ксамосознанию представителей низших слоев общества и считал его важныминструментом в решении социальных проблем.В нашей реконструкции концепции Ганди в качестве первого необходимогооснования развития обозначено улучшение внешних условий жизни людей,поскольку гражданское и правовое сознание невозможно без элементарнойграмотности, дающей человеку знание о его правах и возможностях.
Социальнаяактивность во многом зависит от чувства уверенности в собственных силах взавтрашнем дне, что предполагает обеспечение хотя бы элементарных ресурсов,необходимых для жизни. Сам мыслитель хорошо понимал значимость достойныхжизненных условий и в первую очередь – наличия постоянной работы,обеспечивающей стабильный заработок, независимость и позволяющей избежатьголода и крайней нужды, – для уверенности человека в своих силах.
При этом,являясь религиозным философом, он подразумевал под уверенностью в будущемпроявление силы веры, упование на Бога. Мысль Ганди о значении преодолениябезработицы для повышения самосознания людей, безусловно, не утратила своейценности, однако недооценка им грамотности и интеллектуального труда каксредства заработка и чрезмерный акцент на физической работе не согласуются с189тенденциями развития наиболее успешных обществ ни во время его жизни, нитем более в современном мире, где ведущие страны характеризуются какпостиндустриальные и информационные.
А уверенность в завтрашнем днеестественно появляется у человека, имеющего стабильный доход, независимо отсилы его религиозной веры.Преодоление крайних форм социальных проблем (голода, неграмотности,отсутствия доступа к медицинскому обслуживанию и т. п.), ставящих человека вусловиявыживания,становитсяосуществления которогоегопервымразвитиенеобходимымоказывается почтиусловием,безневозможным.Впоследствии развитие людей – распространение грамотности, повышениепрофессиональных навыков, улучшение здоровья, вовлечение их в политическийпроцесс и т.