Диссертация (1148889), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Париж, 1931. С. 75.125«ихсан», т.е. творение прекрасного, что составляет суть суфийскогомировоззрения. Любовь между Богом и человеком становится тойнеобходимой сущностью, которая творит не только «прекрасное», но ивесь мир. «Говоря, что Божественная любовь к Его созданиям дает жизньвселенной, суфии часто добавляют, что любовь Его созданий к Немустановится мостом над пропастью между Богом и Его созданиями.Человеческая любовь проявляется в искренности поклонения единомуБогу. Чем сильнее любовь, тем сильнее приобщение к Божественномуобразу и тем выше степень человеческого совершенства. Таким образом,“любовь” часто понимается как синоним “творения прекрасного”».352Красота,подкоторойпонимаетсялюбовь,инравственноесовершенство, наиболее полно воплощается в образах святых, а в данномслучае,женщин-святых.сияние святости, вызывающий«Толькомистическийобраз,трепетизлучающий(mysteriumtremendum),— только он проникает в предельные глубины сердца, толькоон сублимирует с предельной силой.
И это образ Божий, ибо никакойдругой не обладает этим свойством; образ Божий — хотя бы сияющий изглубин смертного человека».353 Женщины-суфии несли в себе светБожественной Красоты и Любви, проецируя его на весь окружающий мир.Конечно, нельзя сказать, что такая прерогатива была исключительноженской, но, как уже отмечалось выше, женщины выстраивали свои, болееблизкие отношения с Божественным Возлюбленным, делая Его простым ипонятным для себя.
Уходя от сложных абстрактных форм, которые таклюбили мужчины-суфии, женщины понимали Бога как любящего отца, ккоторому всегда можно обратиться с просьбой или выразить своевосхищение.Конечно, можно предположить, что отношения между женщинойсуфием и Богом будет лучше описывать в терминах супружеских352353Читтик У. Суфизм: руководство для начинающего. М.: Восточная литература, 2012.
С. 31.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати. Париж, 1931. С. 104.126отношений, но, все же, это не совсем верно. Отношения между мужем иженой, несмотря на особенности мусульманского общества, предполагаютотношения «на равных», по крайней мере, в таком ключе, что муж и женаявляютсявзрослымиличностями,принимающими,какправило,совместные решения (даже если муж считается главой семьи, жена такжеимеет право голоса, по крайней мере, в той сфере, которая касаетсябытовых проблем). Если рассмотреть отношения между отцом и дочерью,то мы видим явную иерархию, как бы близки они ни были. Кроме того,образ Возлюбленного как отца, а не мужа подчеркивает то, чтоВозлюбленный женщин-суфиев всегда рядом с ними, всегда «доступен».
Вотличие от мужа, который всегда занят работой, спортом, активнойсоциальнойжизнью,возможно,другимиженами,идеяотца-Возлюбленного как мужчины, который всегда близок к женщине и всегдадля нее свободен, не лишена смысла. В общественном сознании (не тольков мусульманской среде) прочно укоренилось представление о том, чтоженщина (жена) принадлежит мужчине, на чем построены практически всеотношения, включающие в себя такие понятия как женская честь, верностьи так далее.
В то же время, несмотря на то, что супружеская неверностьпод запретом как для женщин, так и для мужчин, если рассматриватьрелигиозные и этические нормы, тем не менее, на неверность мужчинчаще закрывают глаза, приписывая это полигамной мужской сущности.Кроме того, в большинстве мусульманских стран существует полигамия,что уже делает разговор о «принадлежности» мужчины одной женщиненецелесообразным.Таким образом, становится понятной попытка женщин-суфиевдостичь предельно возможной близости к Богу, делая его «своим». Вотпочему в женском суфийском опыте преобладает понятие «унс», т.е.особая близость к Богу. Как пишет аль-Худжвири, «унс (близость) ихайбат (благоговейный трепет) - два состояния дервишей, которая127движутся по пути к Богу».354 Более того, «когда Господь являетчеловеческому сердце Свою славу с преобладанием Величия (джалал),дервиши трепещут (хайбат).
А когда преобладает Красота (джамал),дервиш переживает близость (унс)».355 Аль-Газали отмечает, что «тот, ктоохвачен стоянкой близости не желает ничего, кроме уединения изатворничества…так как близость с Богом [унс би-л-Ллахи] требуетотделения от всего, что ни есть Бог».356 Понятие унс понимается также как«приязнь»: «приязнь к Аллаху Всевышнему означает доверие Ему,успокоение в Нем и обращение к Его помощи».357 Близость к Богу означаетотказ от всего, что не-Бог, от всего, что отвлекает суфия от Всевышнего.Безусловно, достижение близости с Богом – цель любого суфия,безотносительно к гендерной принадлежности. Тем не менее, женскиймистическийопыттакогосоединенияобладаетбольшейпроникновенностью и интимностью.
Женщины, лишенные активнойжизни вне дома и семейных устоев, совершают внутреннее путешествие, и,не распыляя свое внимание на внешний мир (несмотря на бытовыеобязанности по дому, если таковые существуют), достигают невероятныхглубин познания и сосредоточения на Боге. Довольно четко очерченныйкруг, внутри которого находится поле деятельности женщины, позволяетей не отклоняться от центра этого круга – Божественного Возлюбленного.В то же время, предельная концентрация на внутреннем и зачастую полноеотрицание внешнего мира делает женский суфийский опыт доведенным докрайнего предела, построенным на «аффекте», внезапном озарении ипросветлении.
Женская суфийская литература чаще всего спонтанна, в нейотсутствует точно выверенный стиль и практически нет обширныхтрактатов, что делает ее более интимной и камерной. Как можно былоАль-Худжвири. Раскрытие скрытого за завесой для сведущих в тайнах сердец (Кашф ал-махджуб лиарбаб ал-кулуб). М.: Единство, 2004. С. 376.355Там же. С. 377.356Цит. по Dakake M. “Guest of the Inmost Heart”: Conceptions of the Divine Beloved among Early SufiWomen // Comparative Islamic Studies. 2007.
Vol. 3. № 1. P. 79.357Ат-Туси, Абу Наср ас-Сарадж. Китаб ал-лума фи-т-тасаввуф («Самое блистательное в суфизме») //Хрестоматия по исламу / Сост. и отв. ред. Прозоров С.М. М.: Наука, 1994. С. 155.354128заметить, женский опыт воплощался в основном в поэтическом жанре, гдеметафорическое описание было своего рода закодированы посланием, окотором не принято было говорить открыто.2. «Женский» суфизм в контексте современных женских движенийСледует отметить, что мистический опыт современных женщинсуфиев (имеется в виду XX-XXI вв.) берет за основу духовную базу своихпредшественниц, но преломляет их через современные реалии. Здесь стоитпривести в пример духовный опыт Ирины Твиди358, которая одной изпервых европейских женщин вступила на путь суфизма, и чей дневникпослужил путеводителем по «женской» стороне суфизма. Следуетотметить также Кариман Хамзу, чья книга «Мое путешествие от наготы кпокрытию»359 как нельзя лучше вписывается в канву духовногопреображения целых наций и государств, являясь своеобразным символомэпохи исламского возрождения XX в.
Одной из самых известных женщинсуфиев на постсоветском пространстве является Алифе Яшлавская360,хранительница текие в Евпатории. В 2010 г. она прошла обрядпосвящения в дервиши. Позже она также была посвящена в суфийскийорден Накшбанди, была в Лефке у шейха Назима аль-Хаккани Ар-Раббани,который по некоторым данным считается современным кутб.Женский мистический опыт сводит воедино архетип отца (илинаставника, где наставник, так или иначе, является духовным отцом) имужа (или другой объект любви), создавая сложный и противоречивыйобраз Возлюбленного. Желая приблизиться к объекту своей любви,См. Твиди И. Огненная бездна: Опыт освобождения одной женщины с помощью учения СуфийскогоМастера.
М.: Сампо, 2005.359См. Malti-Douglas F. Medicines of the Soul. Female Bodies and Sacred Geographies in Transnational Islam.Berkeley: University of California Press, 2001; Malti-Douglas F. A Woman and Her Sufis. Washington:Georgetown University’s Center for Contemporary Arab Studies, 1995.360См. Яшлавская А. Гезлевские «Текие-дервиш». http://sufizm.com.ua/ru/alife_hanum/tekie.html358129женщины-суфии используют средства коммуникации, характерные как длядочери (послушание, выполнение предписаний, соблюдение социальнойсубординации и т.д.), так и для жены или возлюбленной (здесь на первоеместо выходит любовь как влечение с сексуальным оттенком). Эти,казалось бы, разные подходы можно объединить одним словом –кокетство.Несмотря на некий фривольный оттенок, кокетство, само по себе,является просто желанием понравится, что так стремятся сделатьженщины-суфии.