Диссертация (1148889), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М.:Ладомир, 1995. С. 256.326Нурбахш Дж. Женщины-суфии. Нью-Йорк, Издательство “Ханака Ниматуллахи”, 1983http://touching.ru/ru/search/?s=нурбахш327Silvers L. Early Pious, Mystic Sufi Women // Cambridge Companion to Sufism.
N.-Y.: CambridgeUniversity Press, 2015. P. 42.325115была старая женщина, которую он встретил в пустыне». 328НаставницейРабийи Сирийской была известный мистик по имени Халима.СледуетнаставницамиотметитьИбнАрабивыдающихсяиоказалиженщин,огромноекоторыевлияниесталинаегомировоззрение. Существует предположение, что, прежде чем вступить напуть суфизма, Ибн Араби познакомился с ним благодаря своей женеМарйам. Можно сказать, что она была его первым учителем. Другимучителем была Шамс бинт аль-Фукара, которую Ибн Араби называл«божественная мать». Ибн Араби восхищенно говорит о ней: «Средимножества людей я никогда не встречал подобной ей, кто мог бы такконтролировать свою душу».329 Шамс была одной из великих мистиковсвоего времени, имела выдающуюся духовную силу.
Свой известныйпринцип: видение Бога в женщине является самым совершенным, ИбнАраби сформулировал под влиянием другого значимого учителя в своейжизни – андалузской женщины-суфия Фатимы бинт Валийи. О Фатиме, ксожалению, практически ничего не известно, но под ее руководством ИбнАраби, как считают исследователи, провел много времени.Немало женщин-наставниц было в ордене Мевлеви, организованнымРуми, где к женщинам относились с глубоким уважением и почтением.Следует отметить, что женщинам были доступны все стадии духовногопути, так как в семье самого Руми признавали духовную красоту имудрость женщин. Именно бабушка Руми, принцесса Хорасана, былапервой, кто пробудил интерес к суфизму в его отце.
Благодаря ей он стал«султаном познавших», знаменитым духовным авторитетом своеговремени. Жена Руми, Гевхер Хатун, как известно, росла рядом с Руми,слушая речи его отца. Она была матерью Султана Веледа, которому, каксчитается, Шамс Табризи, учитель Руми, передал множество тайн. В своихХельмински К.А. Женщины в суфизме. http://www.touching.ru/books/283Shaikh S. In search of al-Insan: Sufism, Islamic law and gender // Journal of the American Academy ofReligion, 2009. Vol. 77, No. 4.
P. 809.328329116«Беседах» («Макалат»), Шамс лично подчеркнул, что женщины имеюттакую же возможность, что и мужчины, приблизиться к Невыразимому и«умереть до смерти» (т.е. преодолеть свою телесность и приблизиться кАбсолюту). Шейхи Мевлеви часто обучали и мужчин, и женщин. У Румибыло много женщин-учениц, и их участие в сэма, традиционном кружениипод музыку, поощрялось.
(Обычно женщины проводили свои собственныесэма, хотя иногда и присоединялись к мужчинам). Одной из старшихучениц Руми была Факр ан-Ниса, известная как «Рабиа своего века».В ордене Бекташи, согласно исследованиям К.А. Хелмински,женщины всегда участвовали в ритуалах и собраниях наравне смужчинами. Например, в 1987 г. вышел сборник песен «Гуль дест»(«Букет роз»), составленный из гимнов, написанных женщинами этогоордена начиная с XIX в. и по настоящее время.330 Отметим, что всовременной Турции роль женщин-суфиев трудно переоценить, т.к. вначале XX в., в связи с запретом Кемаля Мустафы (Ататюрка) насуфийские собрания и организации, мистическая традиция сохранила своесуществование благодаря в основном «домашним» собраниям, которыеустраивали женщины, обучая членов своей семьи и всех желающих. Нечтоподобное можно наблюдать на Кавказе и в Средней Азии, когда советскиевласти начали активную борьбу против ислама в целом и суфизма (как егопреобладающего аспекта на Кавказе) в частности.331Считается, что гендерная политика, на которую делался уклон наначальном этапе установления советской власти, оказала огромноевлияние на суфизм в Кавказском регионе и Средней Азии.
Какпредставляется, «такая политика не была поддержана большинством,включаясамихженщин,таккаконабылавоспринятакак“демаскулинизация мужчин и дефеминализация женщин”».332 ЖесткоеХельмински К.А. Женщины в суфизме. http://www.touching.ru/books/283См. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.-СПб: ДИЛЯ, 2004.
С. 339-348.332Thomas L. The impact of Soviet Policy on Female Sufis in Chechnya // Colgate Academic Review, 2008.Vol. 3. № 1. P. 204.330331117сопротивление местных жителей было вызвано попытками изменениятрадиционного уклада жизни, включая представление о гендерных ролях.После депортации жителей Чечни в 1944 г. суфизм распространилсяв Казахстане и Узбекистане. «Более того, суфизм не только расширилграницы своего распространения, но годы ссылки в Центральной Азиитакже привели к формированию новой ветви Кадирийского братства: ВисХаджи».333 Важно отметить, что в новом образовании женщиныдопускались к участию в зикр.
Кроме того, существуют данные о том, чтоженщины были не только участницами, но и шейхами, руководящимисвоими религиозными группами. Считается, что после Второй МировойвойнымногиебратствасеверногоКавказасталиорганизовыватьспециальные женские суфийские группы, возглавляемые женщинами.Вполне вероятно, как отмечаю некоторые исследователи, что такиеженские организации были уникальными в своем роде, так как ранееничего подобного не существовало.Параллельно с такой необычной формой женского суфизма наКавказе существовал так называемый народный суфизм, не последнююроль в котором играли женщины. Как уже было отмечено, женщине поряду причин было гораздо сложнее получить образование, чем мужчине, втом числе и знания по основам суфизма. Тем не менее, события,произошедшие после образования Советского Союза, особенно послепереселения народов Кавказа, внесли свои коррективы в традиционно«мужскую» сферу суфийских объединений. Изменения, внесенныеполитикой и другими внешними факторами привели к необходимостисместить акцент в сторону «женского» суфизма.
Согласно материаламисследований, сохранилось немало сведений о женщинах-ученицахизвестных суфиев Чечни, Ингушетии и Дагестана. Как правило, такиеженщины с раннего детства интересовались религией и мистицизмом, что333Thomas L. The impact of Soviet Policy on Female Sufis in Chechnya // Colgate Academic Review, 2008.Vol. 3. № 1. P. 206.118активно поощрялось членами семьи.
Существуют даже сведения о том, чтоотцы и другие мужчины в семье рассказывали девочкам о том, «чему саминаучились в собрании мюридов-мужчин, куда девочке не было доступа,обучая пытливого ребенка правилам тариката и практике зикра».334Активномувовлечениюженщинвсуфийскиепрактикиспособствовала и «сакрализация женского начала в учении вирда Кунтахаджжи и сложившаяся на его основе система суфийского образованиясреди женщин-вайнашек, ставшая частью семейного образа жизни исемейного воспитания».335 Почтительное уважение к женщинам-суфиям ипризнание их заслуг наряду с мужчинами нашло свое выражение впоклонении святым.Следуетотметить,чтокультсвятыхвообщебылвесьмараспространен в исламском обществе, несмотря на его неоднократнуюкритику.
Концепция «святости» и понятие «друзей Божьих» - аулийа,глубоко укоренены в самой сути суфизма. К примеру, аль-Худжвириговорил, что «принцип и основа суфизма покоятся на святости»336. Святые– избранные среди избранных, т.е. среди суфиев. Аулиа (ед. ч. вали) – «этоте, кого можно распознать по их прекрасным речам и безупречномуповедению, по покорности и великодушию…»337.Во главе всех святых находится кутб («ось» или «стержень»).
«Кутб– истинный центр духовной энергии, от которого зависит благополучиеэтого мира».338 Считается, что Фатима, дочь Мухаммада, стала первойобладательницей сана «кутб». Кутб представляет собой посредникамежду Богом и людьми, являясь также носителем тайного знания. Кутб вопределенное время может быть только один, поэтому важно отметить, чтовпервые такого статуса удостоилась женщина. С. Шейх приводитХизриева Г.А., Султыгов А. Л-А. Женское религиозное образование у суфиев - вайнахов //Религиоведение, 2005. №2.
С. 46.335Там же.336Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. С. 205.337Там же.338Там же. С. 206.334119следующее суждение Ибн Араби из «Мекканских откровений»: «Какмужчина, так и женщина могут участвовать на всех уровнях бытия, дажебыть «полюсом святости» (ал-кутб). Не позволяйте окутать себя завесами,слыша слова Посланника Бога, да будет на нем мир и благословение:“Люди, которые отдали власть женщине, никогда не будут процветать.Ибо мы говорим о власти, данной Богом, а не людьми”».339Другимисловами, все, чего может достичь мужчина – духовные стоянки, уровниили категории святости – этого же может достичь и женщина, если будетугодно Богу.Посещение святых – распространенная исламская практика, укаждого города есть один или несколько святых покровителей.