Диссертация (1148878), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Д. Кастальский, Н. С. Голованова и др.), композиторы используют сказочныеобразы в творчестве (А. К. Лядов «Баба-Яга», «Кикимора» и др.).Всовременныйпериодзаимствованиеевропейскоговыражаетсявнавязывании материализма. Если при социализме была одна крайность: «Раньшедумай о Родине, а потом о себе», то теперь другая крайность, которая проявляетсяв лозунге: «Живи для себя, здесь и сейчас», «Бери от жизни все». Таким образом,послеразвалаСССРнасаждающаясясвободазачастуюпереходилавовседозволенность.
Подобные идеи пропагандируются СМИ, звучат в такихпередачах, как «Дом 2», «Каникулы в Мексике» и другие. При этом отрицаетсядуховность и целостность личности. Не случайно, как протест, идет возрождениенациональной культуры и русских традиций, возрождаются народные промыслы,дома молодежи проводят патриотические культурные мероприятия, существуютсекциилюбителейотечественнойистории,устраиваютсяисторическиереконструкции, проходят народные праздники. С 1991 г.
возрождается рольцеркви как духовного пастыря, воссоздаются и строятся храмы и монастыри.3. Кризис рационального научного познания. Мир, вследствие научныхоткрытий, из стабильного превращается в изменчивый и неустойчивый. Истинастановитсянепознаваемой,относительной,объясняетсяиндивидуальнокконкретному случаю. Любая научная теория в свете научных открытий требуетдополнений. Кризис научного мышления XX в. можно сформулировать как«исчезновение материи».Вслед за изменением физической картины мира усложнялось пониманиеисторического процесса.
Условность исторического процесса приходит на сменунеизменной модели развития. Известное ницшеанское заявление об эпохе: «Богумер» выражало мировоззренческий кризис рубежа XIX – XX вв., который 34заключался в поиске смысла жизни, и происходило это не только в Европе, но и вРоссии в мировоззрении деятелей культуры.Расширение пределов научного мировоззрения превратило в науку любоевоззрение, в том числе философско-религиозное. Все, что не могло быть изученоконкретными науками, становилось достоянием познания иррационального,вненаучного. Так, претензию на признание научности предъявили антропософия,теософия, эзотерика, спиритизм. При помощи творческого освещения предметови создания расплывчатых границ между разными культурными областямидостигался синтез и всеединство культуры, в которых искусство, наука,философия, религия, политика, быт становились единой и неразрывнойсмысловой областью.
Современное модное течение New Age (Нью эйдж – новыйвек) также пытается объединить в себе искусство, науку, философию, религию,мистику, просвещение, глобализм и обыденное знание. Это учение отвергаетобщепринятые истины и претендует на многокомпонентный синтез Духа иматерии.Еще одно яркое отражение научного кризиса в современный период – попыткипереписанияистории 137 .Появилосьмного«историков»,выдающих«случайные открытия» за достоверные.4.
Рост мистицизма и иррационализма. В общественном мировоззрениитакого периода господствует иррациональный подход (от лат. irrationalis —неразумный), определяющим критериемкоторого являетсяинтуиция. Вфилософии иррационализм ограничивает или отрицает возможности разума впроцессе познания и делает основой миропонимания что-то недоступное разумуили иноприродное ему, утверждая алогичный характер бытия. Всплескиррациональности выражается в обращениях к целителям и экстрасенсам,провидцам. В ментальности человека начала XX века иррациональность, какстремление со стороны человеческого сознания в мир чувств, переживаний, 137 Такого же мнения придерживаются исследователи, например, Кутыкова И.В.
Традиции и инновации духанарода на рубеже XIX-XX веков: культурологический и социально-философский анализ // Обсерватория культуры.2012. № 5. С. 5. 35обозначено стремлением к прекрасному, божественному, к прекрасным далёким«звёздам»; к прекрасному «далёко» (В. Иванов). Поэтический символизмисторическисопутствуетГ.сталРаспутинименнояркимиррационализму. ФаворитвоплощениемувлеченияНиколаямистицизмом.IIОбликГ. Распутина трактовался в мыслящей части общества как отражение разложениямонархической власти.
Увлечение оккультизмом среди общества в начале XX в.приобретает характер моды 138 .Подобное наблюдается и сегодня: название передач говорит само за себя –«Битва экстрасенсов», «Настоящий мистический канал ТВ – 3». Гадалки, магилюбыми способами, используя невежество людей, зарабатывают немалые деньги.5. Всплеск эсхатологичности сознания. Для искусства той эпохи былохарактерно предчувствие катастрофы, ощущение тревоги, неуверенности.Общество стояло на пороге глубоких и для многих страшных перемен. Одниждали этих перемен с радостью, другие – с тоской и ужасом, что соответственноотражалось на творчестве.
Как писал в конце XIX в. Д. С. Мережковский:…Скорбь великая растет в душе у всех…Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?Каким путем, куда идешь ты, век железный?Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной?Схожие чувства выражал в стихах К. Д. Бальмонт: «…люди, которые мыслят ичувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого ещенародившегося….. Они развенчивают все старое, потому что оно потеряло душуи сделалось безжизненной схемой. Но, предчувствуя новое, они, сами выросшиена старом, не в силах увидеть это новое воочию — потому в их настроении,рядом с самыми восторженными вспышками, так много самой большой тоски» 139 . 138Глезеров С.
Е. Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебряного века. М., 2012. С.398 – 399.139Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии // Собрание сочинений: в 7 т.: Т. 6.: Край Озириса;Где мой дом?: Очерки (1920 – 1923); Горные вершины: Сборник статей; Белые зарницы: Мысли и впечатления. М.,2010. С. 351. 36Сегодня ситуация во многом схожа: рубеж XX – XXI вв.
стал настоящимпраздником для любителей предсказывать конец света. В декабре 2012 годазакончился календарь майя, и было много шуток по этому поводу, однако датаконца света, как часто это бывало, перенеслась на более позднее время.6. Преобладание темы смерти над темой жизни. Революции и войны XXстолетия воздвигли живые картины смерти. В искусстве господствовал авангард,который, разочаровавшись в реалистической живописи, переключился наабстрактную и беспредметную.В литературе импрессионизм размыл четкие очертания внешнего мира, асимволизм и вовсе сделал их иллюзорными.
Мифология мирового Зла иэстетические программы самоубийства заняли в быте и творчестве символистовцентральное место:«Дай мне руку! ПонемногуРасходись! Пускайся в пляс!Вскачь пройдем мы всю дорогуПрямо в Ад! – Ловите нас!» 140«Ну, застрелюсь, и это очень просто:Нажать курок и выстрел прогремит.И пуля виноградиной-наростомЗастрянет там, где позвонок торчит…» 141 .Смерть становится забавой, игрушкой: «О, смерть! я твой. Повсюду вижу однутебя, - и ненавижу очарования земли» 142 .
Смерть воспевается, она становитсязалогом бессмертия.Бессмертие – это отдельная тематика эпохи. О бессмертии говорят исимволисты, и космисты, и представители авангарда. Бессмертие трактовалосьпо-разному – в одном случае, как соединение с Богом, Вечностью, Вселенной, в 140Брюсов В. Пляска смерти. Землепашец // Аполлон.
СПб., 1910. № 5. С. 6. Нарбут В. И. Самоубийца / Русские поэты «серебряного века»: Сб. стихотворений в 2 т. Т. 2. Л., 1991. С. 242.142Сологуб Ф. Стихотворения. СПб., 2000. С. 120. 141 37другом – как новый путь развития, на который человек, используя равнорелигиозный и научный опыт, встанет, когда объединится с другими людьми вобщечеловеческое братство. Другими словами, философы и литераторыпредставляли себе смерть путешествием в трансцендентную реальность, а самфакт ухода из жизни человека воспринимался ими как несправедливость,которую мир проявляет к жизни. В воспевании смерти (например, суицида) они,безусловно, отвергали Божий промысел.
С одной стороны, духовное разложение,с другой – утверждение новых ценностей: таков парадоксальный итог этихдуховных исканий.Первая Мировая война, Великая Октябрьская революция, Гражданская война –события тех дней отрицательно сказались на восприятии человеческой жизни какнепреходящей ценности. Когда сотни тысяч уникальных и неповторимыхличностей умирают от ран, болезней и голода, ценность отдельной личностистановится равна нулю. Меняются и запросы к искусству: от него требуетсяэстетизация насилия и смерти.В поэзии путь разрушения «старого мира» выбирают футуристы:«Пули погуще по оробелым,в гущу бегущих грянь, парабеллум» 143 .Немало увлекала тема смерти и символистов: в творчестве З. Н.