Диссертация (1148872), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Опытный глаз его сейчасзаметит и это чудное согласие между цветом платья и его рисунком, и эту дивнуюоконченность в уборке, выказывающая руку весьма искусной и весьма ловкойгорничной. Только очень богатая и очень важная дама может так одеться так неподражаемо просто и так искусно войти в роль скромного пешехода, – потому чтоона не раз пытала свою смелость, одевалась прихотливо, кокетливо, и капризно,когда каталась по тому же бульвару в своем роскошном экипаже» 204.Оноре де Бальзак дает советы современникам, как избежать излишней изысканности, проявить чувство меры и такта, сообщить о своей принадлежности к«кругу посвященных»: «Если ваш костюм обращает на себя внимание прохожихна улице — вы одеты дурно, т.
е. или вы одеты чересчур хорошо, или изысканно.Следуя этому правилу, истинно светский человек должен проходить среди толпытак, чтобы его не замечали, торжество его заключается в том, чтобы быть совершенно похожим на других и в то же время отличаться неуловимою печатью тонаи приличия: пусть он будет не узнан толпою, его узнают и заметят свои. Излишняя изысканность хуже даже, чем некоторая небрежность в костюме…»205.201Там же.Там же, С. 15.203Там же.204Там же, С.14205Там же.20280Эти советы не потеряли своей актуальности и в наше время. Подобные положения мы можем встретить на страницах модных журналов и популярных пособий по имиджу и этикету, например: «Существует еще одно негласное, золотоеправило хорошего стиля — лучше быть недо-, чем перенаряженным, лучше прийти на любое мероприятие «недоодетым, чем выглядеть слишком нарядным.
Это— плохой тон»206. В своей научной работе В.В.Давыдова также пишет: «В современной жизни важным признаком правильно одетого человека считается то, чтоникто не замечает его костюма, каков он, а все видят только красивого, совершенного человека»207. Умение одеваться преподносится также как визитная карточка современной умной успешной деловой женщины: «если женщина элегантнаи умеет держаться, скорее всего, она компетентна и как профессионал»208.Дендизм в значительной степени повлиял на формирование буржуазногомировоззрения в конце XIX века, несмотря на свое отрицание всего буржуазного.Он определил стремление буржуазного вкуса к лаконичности, практичности и рациональной организованности.
В сочетании с особенностями городской культурывторой половины XIX века мировоззрение дендизма становится основой так называемого буржуазного универсализма, который требует быстроты маневра впроцессе поиска возможности заработать или выгодных коммерческих предложений, четкого разграничения служебной сферы и дома, как особого приватногопространства, умения играть разные роли, умения быть в русле разных информационных потоков и управлять ими. Имидж успешного, уверенного в себе состоявшегося человека и в то же время является своеобразным «симулякром», его поведение представляет замкнутое на себе совершенство, исключающее проникновение в душу его владельца, и в то же время этот образ должен обеспечить предельную обтекаемость при необходимости разного рода социальных маневров209.Стилевое направление Бидермайер также становится воплощением буржуазного вкуса, совмещая в себе благополучие и комфорт как некие идеалы буржу206Собчак К.
Стильные штучки Ксении Собчак. М., 2006. С. 25.Давыдова В. В. Костюм как феномен культуры : дис. … канд. филос. наук. СПб., 2001.С. 122.208Фо С. Открывая свой гардероб. М., 2001. С. 18.209Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2006.
С. 225.20781азного существования. Под влиянием этого направления быт становится «проще»и интимнее, выделяет «зоны» ближнего круга, обозначает ценности буржуазнойсемьи и особое интимное пространство женского мира, изящно обставленное, демонстрируя тем самым статус своей хозяйки, ее добродетели и вкус. Особой приметой этого стиля становятся цветы и разнообразные цветочные композиции.Увлечение цветами также во многом определило вкусы стиля Модерн: живые и искусно высушенные или искусственные, украшенные лентами, кружевами,рюшами.
Приметой нового стиля служили цветочные мотивы, вписанные в архитектурные сооружения из железа и стекла, ими принято было украшать предметыбыта и домашнего обихода210. Модерн возможно более, чем иные художественные направления в искусстве и культуре, ментально был связан естественнойприродой, с миром цветов и растений и был пронизан символизмом.Исследователи отмечают, что весь характер стиля Модерн очень женский— в нем наиболее сильно чувствуется желание любоваться и нравится. Искусствоздесь замыкается на самом себе, действительность обесценивается, а художникодновременно становится критиком, «который рассматривает уже созданные шедевры исключительно как исходную точку для нового созерцания»211. Эстетическое как бы уходит вглубь сознания этой эпохи.
Особое новое эстетическое пространство, в переживание которого вовлекается публика, создают художественные журналы Серебряного века, где все элементы журнала — внешний облик, архитектоника, содержание — являются эстетически значимыми, играют важнуюэстетическую роль. Визуальные и текстовые литературные материалы выстраиваются и подаются здесь как гармоничное единство, отражающее эстетическуюконцепцию авторов212.
Модернистские художественные журналы стали своегорода проводниками нового эстетического и художественного сознания, воплотилидоминирующий в то время эстетический и нравственный идеал человека-творца,идеал жизни как творческого пути: «Искусство есть искусство жить», где «жизнь210Басманова Э. Б. «И Флора уронила к ним цветок…»: цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII–начала XX века. М., 2010. С. 333.211Яковлев Д. Е. Философия эстетизма — Philosophy of aestheticism. М., 1999. С.
142.212Каверина Е. А. Художественный журнал как эстетический феномен (Россия. Конец XIX–начало XX веков) : дис. … канд. филос. наук : 09.00.04. СПб. 2000. С. 14.82есть личное творчество, а внешность жизни — материал творчества»213. Эстетикамодерна возвела в культ красоту, заложила основу приоритета визуального вкультуре, а графический дизайн журнальной графики стал прообразом постмодернистских проектов эстетизации предметно-бытовой среды.Главное достижение Модерна — это осознание необходимости продуманного художественного оформления всей искусственной среды обитания людей:«Ведь человек ежесекундно, условно говоря, вдыхает архитектуру города, интерьер своего жилища, и это незаметно, но неуклонно формирует его психику,создает общее настроение»214. Современный дизайн и сейчас пытается решить тезадачи, которые были поставленные модерном.Эстетическое сознание Модерна было ориентировано вперед, навстречу новому, ускоряющемуся, неопределенному, случайному и разорванному.
Появившееся в то время авангардистское искусство проникает в систему ценностныхориентаций повседневной жизни, «инфицируя жизненный мир умонастроениеммодернизма», несет в себе «господство принципа безграничного самоутверждения, требование аутентичного самопостижения, субъективной перевозбужденнойчувственности, и тем самым высвобождает гедонистические мотивы, несовместимые с профессиональной дисциплиной, да и вообще с моральными основамицелесообразного образа жизни»215. Ю.Хабермас считает, что когда-то Новое время задало нормы и высокие ценностные, во многом профессиональные критериинауки, морали и искусства, дифференцировав эти сферы и увеличив разрыв между экспертами и широкой публикой.
Но деятельность специалистов не всегда обогащала сферу повседневной практики, а напротив, все большая рационализациякультуры грозила все больше обеднить повседневный жизненный мир. ПроектМодерна раскрывает новые возможности для максимального использования культурных достижений науки и искусства в повседневной практической деятельности — «для разумной организации жизненный условий», что, в свою очередь будет способствовать как общей гуманизации культуры, так и счастью каждого от213Белый А.
Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. М., 1994. Т. 2. С. 199–200.Яковлев Д. Е. Философия эстетизма... М., 1999. С. 166.215Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 43.21483дельного человека216. Значительное место Хабермас отводит здесь роли эстетического опыта, который опирается на суждения эстетического вкуса, который в своих суждениях конституирует не только истинность прекрасного, но и морального,рассчитывая на межсубъектное одобрение. Тем самым эстетический вкус позволяет что-то прояснить в жизненной ситуации, связать с жизненной проблемой. Онвключается в языковые игры за пределами той языковой игры, которая имеет отношение к эстетической критике. Эстетический опыт, проявляясь во вкусе, позволяет человеку иначе воспринимать мир в зависимости от ситуации, изменять еготолкование и соотнесенность с «нормативными ожиданиями»217.В начале XX века теоретические и практические поиски деятелей культурыавангарда были направлены на то, чтобы определить новые принципы соотношения эстетического и утилитарного, индивидуального и социального, художественного и повседневного, что привело к трансформации существовавших ранеепозиций во взглядах на основания эстетического вкуса.