Диссертация (1148845), страница 20
Текст из файла (страница 20)
У каждого гостя Дагестана, будь то путешественника,ученого, журналиста, поэта или писателя вызывают неподдельный интересудивительные обычаи, адаты. Как мы знаем, прямое знакомство России сДагестаном состоялось в начале XIX века. Присоединение Дагестана кРоссии в 1813 году, а затем народно-освободительная борьба горцев противколониальной политики царизма вызвали в русском научном и творческомсообществе огромный интерес и даже симпатию к нашему краю и егообитателям. В Дагестане побывало немало художников и литераторов,отобразивших в своих произведениях ментальные особенности горцев, принелегкойжизнии мужественнойборьбе за выживание. В научных,Абакарова Р.М. Адат как форма регуляции поведения человека в культуре Дагестана.
//Диалог культур и диалог в поликультурной системе. Махачкала 2013. С.9.12Магомедов Р.М. Вековые ценности Дагестана. Махачкала 2005. С.118.102литературных и иных источниках отображена красноречиво жизнь горцев,их быт, взаимоотношения, нравы и обычаи.Впервые в истории дагестанцев русские художники Г. Гагарин,Ф.
Рубо,В. Тим, Васильковский, Бабаев и другие создали на своихживописных полотнах образы гордых горцев, в которых выражены чувстваглубокого уважения и сочувствия к личностям образов имама Шамиля, егоокружения и всех, кто изображенвживописных полотнах. Вопрекисуществовавшим стереотипам о несчастной доле горянки, художники ипоэты подчеркивали образы нежных горянок. Русские художники заложилиосновы дагестанской художественной живописи, портрета, скульптуры.Благодаря русским художникам, Россия увидела и узналазагадочных имужественных людей, осмелившихся не только выступить, но и 30 летвоевать против могучей России за свою свободу, честь и достоинство, за свойсамобытный и исконный образ жизни1.
этом смысле дагестанцы благодарныГригорию Гагарину за яркий образ Хаджи-Мурата и прекрасные бытовыекартинки из горской жизни, Горшельту - за картину «Пленение имамаШамиля в Верхнем Гунибе 25 августа 1859 года», В. Тимму - за портреточаровательной дочери Ахтынского казия, Ф. Рубо - за широко масштабнуюпанораму «Штурм аула Ахульго», П.И.
Бабаеву - за батальную картину«Штурм укрепления Ахты 20 сентября 1848 года».Русские поэты и писатели, побывавшие в Дагестане оставили немалоярких произведений, посвященных гордому и свободолюбивому народу,проживающему в горах.Составители двухтомника «Дагестан в русскойлитературе» Уздиат Далгат и Борис Кирдан писали, что «русские писатели ипоэты издавна устремляли свои взоры на Кавказ. Он манил их своимикрасотами величественной природы, загадочностью древней истории егоМагомедов А.Дж.
Становление и развитие дагестанского искусствознания.//ИскусствоДагестана в XX столетии. С. 68.1103народов. Особое внимание привлекал Дагестан - Страна гор и долин, смелых,мужественных, трудолюбивых людей»2.Поэт и дипломат А.С. Грибоедов в 1825 году в письме к С.Н. Бегичевуписал, что его занимает «борьба горной и лесной свободы с барабаннымпросвещением», а в путевых записках 1819 года, проезжая через наш край,отмечал, что «дагестанские горы, перемешанные с облаками, образовалипрекрасную даль, притом же не суховидную». Хотя А.С.
Пушкин не бывал вДагестане, он, будучи два месяца в 1820 году на Минеральных Водах,наблюдал жизнь горцев Северного Кавказа, следил за борьбой горцев инаписал поэму «Кавказский пленник», по которой русское общество впервыепознакомилось с Кавказом. Однако надо отметить, что поэт, находясь далекоот военных действий, высказал в своей поэме некоторые великодержавныеидеи:И воспою тот славный час,Когда, почуя бой кровавый,На негодующий КавказПоднялся наш орел двуглавый.А чего стоят две строки из эпилога поэмы?Поникни снежною главой,Смирись, Кавказ: идет Ермолов!Некоторые литературоведы считают, что поэма Пушкина «Кавказскийпленник» вызвала к жизни произведения подражательного характера, в числекоторых названа поэма (восточное предание) Ал. Шишкова «Дагестанскаяузница».
В действительности, если сравнить идейные позиции обоих поэтов,то Ал. Шишков относился к горцам более сочувственно, о чемсвидетельствуют следующие строки:Когда над горным ДагестаномНосились мщенъе, смерть и страх,2Далгат У. Кирдан Б. Дагестан в русской литературе. М. 2011. С. 4.104И Кенты в зареве багряномВокруг дымились на горах,А хищник дерзкий и упорныйСтоял с улыбкой непокорнойНа неприступных высотах...В поэме Шишкова построен на воспевании страстной любви горянки ксвоему возлюбленному Гирею, такой любви, которая сжигает на своем путивсе, что мешает.
Обращаясь к возлюбленному, героиня говорит:«О! Будь мне другом и защитой;Люби, не для тебя ли мойДевичий стыд и край родной,Закон отцов и все забыто!Не для тебя ль?»Потеряв любовь, она встречает старика-странника и просит его успокоитьмать:Ты скажешь ей: не плачь напрасноО недостойной и несчастной!Она в горах забыла стыд,Тебя, закон, страну отчизны...Пускай отступница влачитВ мученье злом остаток жизни!Автор обрисовал приближенную к реальности историю любви горянки(может быть, редчайшую по тем временам), но искреннюю и страстную,которая привела к нарушению горских законов и завершилась крахомличности, сознательно предавшей вековые традиции и поэтому считавшейсебя недостойной и несчастной и готовой нести этот крест до своихпоследних дней.Образ горцев, их нравы, адаты описывает писатель-декабрист А.А.Марлинский (псевдоним - Бестужев), который прибыл в Дербент зимой 1830105года.
В этом городе он прожил до 1834 года. К тому времени относитсябурное пробуждение его литературной деятельности. Большое место в нейзанимают повести и очерки из дагестанской жизни. Поведенческие моделигорцев и горянок переданы вповести «Аммалат-Бек» и «Мулла Нур»,очерки и рассказы «Шах Гусейн», «Кавказская стена», «Прощание сКаспием», «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев», «Письмо изДагестана» и др. За время четыре года пребывания в Дагестане писатель всовершенстве изучил азербайджанский и кумыкский языки, не разучаствовал в военных операциях. Газета «Северная пчела» (С.-Петербург,1832, №175 от 1 августа) сообщала: «В результате рекогносцировкиБестужева был построен новый мост, и Чиркей был взят».
Побывав в селенииКурах 30 июня 1833г.» Марлинский писал брату Павлу: «Что здесь заприрода, что за воздух! Я по целым часам прислушиваюсь к ропоту горныхречек и любуюсь игрой света на свежей зелени и яркой белизне снегов»(журнал «Отечественные записки», 1860, июнь, с. 313-314). Особый интереспредставляют его романтические повести о Дагестане,и прежде всего«Аммалат-Бек», снабженный эпиграфом, взятым писателем из надписи надагестанском кинжале: «Будь медлен на обиду - к мщенью скор».Марлинский в повести «Аммалат-бек» описываетобычай молочногобратства: «Эмджек - грудной, молочный брат, от слова: эмджек - сосец.
УнародовДагестана это родствосвященноене менее оберегается, чемкровное; за своего эмджека каждый положит голову. Существует институтмолочных братьев/сестер и матери стараются заранее связать такимиотношениями детей. Мальчика или девочку приносят к чужой матери, такормит его грудью, и обряд окончен, и неразрывное братство начато»1.Об отношении любви к Кавказу великий русский поэт Михаил ЮрьевичЛермонтов, пишет:Хотя я судьбой на заре моих дней,О, южные горы, отторгнут от вас,1Айтберов М.А. История Дагестана. Махачкала 2012.
С. 308.106Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.Как сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.Лермонтов трижды побывал на Северном Кавказе в 1818,1820 и 1825 годах, ав 1837 году был сослан сюда за стихотворение «На смерть поэта». Он сбольшим интересом наблюдал за жизнью, бытом и нравами горцев, супоением слушал местные предания, песни о мужестве и удали, о вольностии свободолюбии горцев - и все это нашло отражение в произведениях«Кавказский пленник», «Каллы», «Демон», «Мцыри», «Аул Бастунджи»,«Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек», «Герой нашего времени», стихотворениях:«Кавказ», «Кавказу», «Люблю я цепи синих гор», «Утро на Кавказе», «Сон»и других.