Диссертация (1148760), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Некоторыесведения о приобретении Фирковичем рукописей первого собранияприводятся также в его статье, напечатанной в газете «Голос» в 1863 г. (№118–120).1А.С.ФирковичбылнетолькоколлекционеромиФиркович А.С. Записка главного караимского учителя и наставника Авраама Фирковича, членасотрудника Имп. географического и других обществ об археологических его трудах // АрхивГосударственной публичной библиотеки. 1859. № 53.
Ф. 1. Л. 3.2Архив РНБ. Ф. 1. Оп. 1. 1859 г. Д. № 53. Л. 16.3Якерсон С.М. Указ. соч. С. 15–16.4Pinner E.M. Prospectus der Odessaer Gesellschaft für Geschichte und Altherthümer gehörenden ältestenhebräischen und Rabbinischen Manuscripte. Odessa, 1845. S. 92.5Караимская синагога.6Фиркович А.С. Сефер авне зиккарон (Книга памятных камней). Вильна, 1872 [на древнеевр.
яз.]. С. 2–3(цит. по: Лебедев В.В. Новые данные о собирательской деятельности А.С. Фирковича // Восточный сборник.Вып. 4. Л., 1990. С. 32). В своей книге А. Фиркович описывает рукописи, которые он приобрел в Стамбуле укараима Соломона.52путешественником. По мере сил он составлял каталоги и определял научнуюценность своих находок. Так, за 20 лет им было подготовлено тридцать семьвариантов каталога Первого собрания. Затем к исследованиям привлекалиевропейских квалифицированных специалистов-семитологов. Среди нихбыли такие известные ученые, как Пиннер, Пинскер, Нейбауэр и Хвольсон.Не успев получить деньги за проданные рукописи, Фиркович в 1863 г.отправился во второе путешествие на Ближний Восток, где за полтора годасоставил ещё более обширное – Второе собрание рукописей.
Это собраниеФирковича насчитывало примерно 12 тыс. единиц хранения. Оно поступилов Отдел рукописей, сектор восточных фондов, в 1876 г. от наследниковФирковича и было оценено в 50000 рублей. В отчете библиотеки за 1876 г.оно названо «самым замечательным приобретением» того года1. Специалиств области еврейской средневековой книги С.М. Якерсон назвал коллекциюрукописей А.С. Фирковича «истинной жемчужиной собрания восточныхрукописей библиотеки и одним из самых знаменитых книжных собраний,хранящихся в РНБ»2.Хранитель коллекции Авраам Яковлевич Гаркави (1835–1919) впредисловии к составленному им совместно с немецким гебраистомГ.Л. Штраком обзору второго собрания Фирковича приводит следующиецифры: «Из Египта им /Фирковичем/ привезено было рукописей караимскихи еврейских 1330 нумеров.
В Дамаске, Алеппе [Алеппо – И.О.], Иерусалимеи Гите приобрел он около 500 нумеров»3. По словам семитологаВ.В. Лебедева, Гаркави ссылается только на данные Фирковича4. Между темсам В.В. Лебедев ссылается на другие найденные им документы, а именнописьма А.С. Фирковича к его зятю Г. С. Фирковичу, написанные 16 августа1863 года в Перекопе и 7 января 1864 года в Иерусалиме, где выясняется, что1Отчет Императорской публичной библиотеки за 1876 г. СПб., 1877. С.
8–25.Якерсон С.М. Указ. соч. С. 15.3Гаркави А.Я, Штрак Г.Л. О коллекции восточных рукописей А. Фирковича, находящихся в Чуфут-Кале //Журнал Министерства народного просвещения за 1875. Март, т. 178, № 3. СПб., 1875. С.6.4Лебедев В.В. Новые данные о собирательской деятельности А.С. Фирковича.
С. 33.253в 1822 г. Фирковича не было на Ближнем Востоке. Ошибка произошла, повидимому, из-за даты, которая приводится в иудейской эре «от сотворениямира», и вероятно, она была неправильно переведена на европейскоелетоисчисление1. Тем не менее, к началу 20-х годов XIX в., как отмечаетВ.В.
Лебедев, уже сложился какой-то костяк его коллекции. «СтарожилыЕвпатории знают, – пишет Фиркович, – что у меня было много книг, которыея привез с собой из родного города в сиване (мае–июне) 1823 г. – большойсундук, полный книг. И когда увидели этот сундук пограничники приприезде моем в Алешки2 из Херсона, подумали, что он полон контрабанды, идоставили меня с женой и детьми на двух повозках к городничему,проверили все мои вещи и ничего не нашли.
Тогда открыли большой сундук,увидели, что он полон книг, и решили, что контрабанда под книгами, какбудто я ее прикрыл книгами; переворошили все книги сверху донизу, но ненашли ничего, кроме книг. И сверх того, я продолжал собирать рукописи икниги за свои деньги у караимов и раббанитов – жителей Крыма до поездки вИерусалим, и привез из Иерусалима и Константинополя два сундукарукописей и печатных книг»3.Все же материалы личного архива Фирковича в некоторой степениуточняют отдельные его приобретения, связанные со Вторым собраниемколлекции.
Так, известна точная дата отправления его на Ближний Восток.19 сентября 1863 г. Фиркович направляется из Одессы в Стамбул напароходе «Владимир» со своей женой Ханой. 21 сентября они прибывают вСтамбул, где Фиркович покупает несколько рукописей. Пробыв там большенедели, он уезжает из Стамбула (30 сентября) в Яффу на пароходе «Олег». 5октября на верблюдах из Яффы Фиркович с женой прибывают в Иерусалим.1–11ноября состоялась поездка в Сирию, преимущественно в город Халеб1Там же.
С. 34.В XIX в. Алешки - уездный город Таврической губернии, на левом берегу Днепра, вблизи его устья; нынег. Цюрупинск Херсонской области Украины.3Письмо А.С. Фирковича Г.С. Фирковичу от 29 марта 1864 г. (Архив РНБ. Ф. 946. № 604. Л. 1 об.; № 606.Л.1, 10).254(Алеппо). 3 декабря Фиркович отправил из Алеппо подробное письмо хахамукрымских караимов Нахаму Бабовичу, где он рассказывал о своей поездке вСирию и о приобретении им древних рукописей.Внук А.С. Фирковича – Самуил Зарахович выехал на Восток к дедуосенью в 1863 году.
Он прекрасно владел арабским языком и помогал своемудеду в разборе арабоязычных текстов. Составленный перечень егоприобретений включает в себя 145 античных и 16 куфических монет,75 надписей на камне, судьба которых на данный момент неизвестна. Списоксодержит также 31 наименование рукописей, среди них: Евангелие апракоо(евангельское чтение) 1467 г.; рукопись трактата об астролябии автора 16 в.Моисея ал-Моснино (шифр: Евр. П.А.
161/7а); еврейский переводмедицинских афоризмов Иппократа в пергаменном сборнике 1465 г. (шифр:Евр. П.А. 28.); «Канон» Авиценны (шифр: Евр.-араб. 1.1311.) в списке 1380 г.(или 1420) на арабском языке в еврейской транскрипции; список (такжееврейско-арабский) «Памятной записки для глазных врачей» багдадскогомедика X в. Исы ибн Али с датой переписки 1384 (шифр: Евр.- араб.
1.1310.)и др.22 декабря 1863 г. Фиркович возвращается в Иерусалим и остается тамдо марта 1864 г. В марте он встретился в Иерусалиме с известнымсобирателем древностей Якобом Саппиром. У Саппира Фиркович приобрел20 рукописей и 9 книг1. Затем в апреле 1864 г. последовала поездка в Наблус(древний Сихем) – мечта всей жизни Фирковича.
Наблус считалсяисторическим центром самаритян, оттуда Фиркович привозит большуюколлекцию самаритянских рукописей.После удачной поездки в Наблус Фиркович отправляется в Каир.Точная дата отсутствует, очевидно, он прибывает туда в середине мая1864 г., поскольку в письмах к Г.С.
Фирковичу от 7 и 15 июня 1864 г. он1Перечень рукописей и книг можно найти в письме А.С. Фирковича, адресованном от 29 марта 1864 г. Г.С.Фирковичу (Архив РНБ. Ф. 946. № 605. Л. 21 об. – 22).55пишет, что вернулся в Иерусалим 6 июня, выехал из Каира 4 июня и 3 неделизанимался вместе с внуком и двумя служителями извлечением, разборкой иупаковкой рукописей генизы старой караимской синагоги1. Потом Фирковичвыехал в Иерусалим, а его внук продолжал оставаться в Каире. ВернулсяФиркович уже с женой Ханой (во время его первой поездки в Каир онаоставалась в Иерусалиме). Документы свидетельствуют о том, чтоФирковичи были в Каире в августе и сентябре 1864 г.
14 октября АвраамФиркович был вынужден написать своему зятю Гавриилу, что, вопреки егоболее ранним расчетам, работа в генизе затянется на месяц. Это доказываетто, что содержимое генизы караимской синагоги Каира было очень велико2.В Каире А.С. Фирковичу удалось всего за одну тысячу рублейприобрести у каирских караимов рукописи, которые хранились в старойкараимской синагоге Каира. Фиркович назвал ее Генизат Мицрайим(Каирская гениза).
Он побывал еще и в другой знаменитой генизе синагогиЭзры в Старом Каире (Фустате). Фиркович так описывает свой визит всинагогу Бен Эзры: «После того – с позволения хахам баши – я намереваюсьизвлечь из-под праха генизу, которая находится в синагоге, приписываемойЭзре Писцу. Я открыл ее и видел, что есть надежда найти что-нибудьинтересное также и там. Это не входило в мои планы, но произошлослучайно, ибо жена ‘Абдаллаха3, будучи больной, дала обет пойти тудавозблагодарить Бога за излечение от болезни. Её муж также исполнил еёобет: и он взял членов своей семьи и нас вместе с ними, и мы пошли туда заего счет, и провели там три дня, и на четвертый день мы вернулись оттуда.