Диссертация (1148291), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Структура текстового отрезка предполагает включениеобращения в директив, за которым следует комиссив, что такжесоответствуетпринципупостроенияиллокутивноуспешныхвысказываний. Комиссив определяет значимость выполнения приказа илипросьбы, потому что обосновывает возможность исполнения обещания состороны говорящего. Специфика названных речевых актов определяетжесткостьописаннойструктуры,котораяпрактическиисключаетварьирование: комиссив не может предшествовать директиву. Присочетании репрезентатива и директива, напротив, жестких требований кпоследовательности речевых актов не предъявляется.3.4.2.
Прямые императивные высказыванияОсновным языковым маркером императивности является формаглагола повелительного наклонения, характеризующаяся в исследованномматериале самым высоким показателем частотности (см. Приложение 2,Таблица 6.1.), достаточно большим разнообразием представленныхлексических классов глаголов и способов глагольного действия.
Этопозволяет сделать вывод о тенденции употребления обращений симперативами,таккакобращениятесновзаимодействуютс156предикативным центром императивного предложения.Очень часто в качестве императивов отмечаются глаголы движения.Предпочтение отдается непроизводному глаголу идти: Коля! иди сюдаскорей, сестра к тебе в гости пришла! (Ч., 1935, 7); Готово, — сказалповар, — иди, бабушка, в столовую обедать (Ч., 1931, 4). В речевомупотреблении глагол идти получает значение однонаправленности илипроцессуальности, в зависимости от сопровождающих его обстоятельств(места или образа действия)59.
В качестве обстоятельства места могутвыступать существительные в Пр. п. и указательные местоименныенаречия, а в качестве обстоятельства образа действия — сравнительнаястепень наречий (скорее и др.). Таким образом прагматический центрвысказывания переносится с самого понятия о движении на егоинтенсивностьилиобстоятельстваместанаместоегопредпочтениезавершения.отдаетсяПриглаголамотсутствиидвижения,предполагающим одноразовость и однонаправленность, что определяетсяисходя из семантики глагола, реже — контекста, жанра или сюжетаисследуемого текста: Приходи ко мне в гости, Володя в Смольный, —сказал Сергей Миронович на прощанье (Ч., 1934, 12); Эй, демонстрация[школьники — А. Б.], вернись! Унесет всех начисто, — кричал Михайлов скрыльца школы (Еж, 1932, 5–6).
Глаголы многократного движениявстречаются в форме императивов в единичных случаях: ОбрадоваласьМанька, а учительница ей говорит: — Вот, Манька, ходи с Ванькой в очаг,мы все вместе его няньчить будем! (Ч., 1930, 1).Однонаправленность действия может вытекать и из предпочитаемогокласса глагольного действия. При использовании прямых директивовнаиболее употребительны глаголы начинательного способа действия иглаголы со значением достижения предела: А ребята смеются, схватили59То же относится и к глаголам движения: лететь, плыть, содержащим в своем значении указание наместо, среду передвижения: Лети ты, муха, в лес, на реку, в поле (Ч., 1936, 7); Плывите, Пух и Прах иПлут! [собаки — А. Б.] (Ч., 1936, 6).157Маньку за руку, говорят: — Пойдем, Манька, мы тебе отыщем Ваньку!(Ч., 1930, 1); Васька, сбегай на сруб, стащи дощечку (Ч., 1930, 6).Средиглаголовдвиженияотмечаютсяглаголыссемойинтенсивности в значении производящего глагола, в том числе глаголы сэкспрессивной окраской: Удирайте, ваша милость! (Ч., 1937, 11); Санчозаорал во все горло: <...> Улепетывай, мошенник! (Ч., 1934, 8).
Однакопредпочтение отдается расчлененной структуре с «базовым» глаголомидти и соответствующим наречием образа действия.Структура императивных высказываний в текстах одного и того жежанра в материалах журнала «Чиж» и «Еж» различны. Реплики рассказовжурнала «Еж» ориентированы на живую разговорную речь. Они допускаютнеполные предложения с использованием только обстоятельства образадействия,нераспространенныепредложениябезлокативов:Катявизжала: — Мамочка, сюда, мамочка, скорей: володин еж вернулся! (Еж,1928, 9); Ну, иди, мальчик, иди, — помолчав немного, сказал мулла (Еж,1930, 1). В репликах рассказов журнала «Чиж» наблюдается тенденция кзаполнению существующих актантных и сирконстантных позиций.В отдельную структурную группу императивных высказываний сглаголами движения выделяются эллиптические предложения: В школу,дети, дружно в ногу <...> (Ч., 1933, 4). Несмотря на то, что эллиптическиепредложенияпринятоотграничиватьотнеполныхнаоснованиинеобязательности глагола, статус эллиптических предложений в ихимперативномварианте(особенновдиалогическихрепликах)определяется наличием в таких предложениях обращения, котороестановится показателем императивности.
Возможность выступать вкачествесвоеобразногоконтактоустанавливающейпоказателяфункциейимперативностиобосновываетсяобращения,предполагающейпривлечение внимания адресата. В работе В. С. Храковского, А. П.Володина обращение (вокатив) характеризуется как «эллиптическое158императивноепредложение»[Храковский,Володин2001:175],представляющее собой сигнал «к выполнению действия, которое заранееизвестно из конситуации» [Там же].На побудительную модальность обращения указывали многиеисследователи (см.
[Арутюнова 1999; Велтистова 1964; Дмитриева 1976;Пешковский 2001 и др.]), но собственно императивную функциюобращение реализовывает только в вокативах: Дядя Маслов! Дядя Маслов!— кричат они [Петька и Коля — А. Б.] во всю глотку. Маслов выскочил избудки (Ч., 1932, 11–12). Вокативные обращения — синкретичны исовмещают несколько функций (о чем подробнее см. п. 3.4.5). Ихимперативный потенциал обнаруживается при учете более широкогоповествовательного контекста: вероятный глагол выйди/подойди/иди,предполагающий конкретное действие адресата и опущенный в реплике всоответствии с принципом экономии. В текстах исследованных детскихжурналовиспользованиевокативныхпредложенийчащевсегопредполагает «опускание» императивных глаголов движения.В прямом императивном высказывании собственно императивныефункции выполняют формы глаголов.
Такое высказывание становится дляобращения «актуализирующим модальным контекстом» [Дмитриева 1976:23],которыйспособствуетвыявлениюфункцийимперативноймодальности обращения, взаимодействующего «с общим императивныммодальным планом предложения» [Там же].Таким образом, предикативный центр императивных высказываний сглаголамидвиженияхарактеризуетсяактуализациейзначениязавершенности движения и интенсивности движения.
Так как указанныедирективы в большинстве своем появляются в диалогах художественныхрассказов и повестей, реже в стихотворных жанрах, то их структураотвечает принципам художественной адаптации разговорной речи сориентацией на экономию речевых усилий. Принцип экономии речевых159средств в сочетании со стремлением соблюсти принцип полнотыинформацииопределяетпредпочтениенепроизводныхглаголов,однонаправленных глаголов, в том числе начинательного способа действия,обстоятельств места и эллиптических предложений.Сема интенсивности в лексическом значении многих глаголовдвижения отвечает требованию динамики сюжета как одному изтребований, предъявляемых к произведениям детской литературы внезависимости от жанра.Помимо глаголов движения в императивных высказываниях собращениями отмечается широкое употребление глаголов действия,физического и ментального. Принцип организации предикативного центрадирективов с этими глаголами схож с принципами организации директивовс глаголами движения.
Предпочтение отдается непроизводным глаголамили глаголам первой словообразовательной ступени: А ты, Алеша, возьмиэтот пакет и спрячь его куда-нибудь подальше (Еж, 1929, 1); Поставь-ка,братец, самовар (Там же); Товарищ, отдай мне хоть шапку (Ч., 1936, 5);Леля, ты нарисуй своего скорпиона и пришли картинку (Ч., 1936, 6). Средиглаголовпервойступенисловообразованияотмечаютсяглаголыначинательного или результативного способа действия с приставками на-,от-,по-.Значительнораспределительногорежеивстречаютсяглаголыограничительногодистрибутивно-способадействия,предполагающего актуализацию значения длительности и завершенностидействия: Конь, поешь и отдохни! (Ч., 1933, 4); Товарищи, если ваминтересно увидеть какие-нибудь растения или насекомых, то выперечислите свои деревья и растения в письме, а мы посмотрим, каких увас нету, засушим и пошлем с письмом вам (Еж, 1928, 4).Вимперативныхобнаруживаетсяпредикативногоналичиецентравысказыванияхзакономерностипредложенияисглаголамимеждужанромдействияоформлениемхудожественного160произведения.
В рассказах и повестях такие директивы появляются вдиалогическихрепликах,чтоопределяетактуальностьдействия,обозначаемого глаголом, и предпочтение глаголов неповторяющегосядействия. В репликах рассказов и повестей встречаются также фазисныеглаголы, указывающие на прекращение действия. Они характеризуютсязначительной лексической вариативностью, в том числе использованиемустойчивых выражений: Да перестань ты барабанить в окошко, глупыймальчишка! (Ч., 1941, 3); Ольга Петровна зовет: — Дети, хватит, спатьпора! А «папанинцы» все бегают (Ч., 1929, 4); Дети, стоп! Нельзя бежатьза машиной (Там же); — Воронов! — не своим голосом закричал Самуля. —Закрой рот! (Еж, 1929, 9).В стихотворных текстах в предикативном центре предложенийотмечаются непроизводные глаголы, предполагающие повторяющееся илидлительное действие: Ты мети, метла, мети (Ч., 1934, 9); Работай,колхозник, / В саду и на поле! / Делай, рабочий, / Станки и машины» (Ч.,1933, 1–2).
В стихотворных отрывках, вероятно, отчетливее, чем в какихлибодругихжанрах,прослеживаетсясвязьмеждуобращением,лексическим наполнением его позиции, и предикативным центромимперативного высказывания. Если в позиции обращения появляютсясловатематическихгрупп«профессия»или«предметы»,товпредикативном центре обнаруживаются непроизводные глаголы созначением действия, характерного для этого предмета или представителяэтой профессии. Форма несовершенного вида указывает на неактуальностьдействия и предполагает его повторяемость, так как оно характеризует иклассифицирует (на основании набора приписываемых действий) предметили человека, выступающих в качестве денотата обращения.Определенные тенденции в употреблении глаголов в качествеимперативных предикатов можно наблюдать и в специфическом дляжурналов«Чиж»и«Еж»информационно-побудительномжанре,161являющемся основой взаимодействия редакторов и читателей: Ребята!Чиж устраивает конкурс самоделок. Присылайте самоделки, их описание.За лучшее — будет выдана премия (Ч., 1933, 5); Октябренок! пиши чтохочешь в «Еж» про октябрятскую жизнь (Еж, 1928, 3).