Диссертация (1148233), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Следовательно, вопрос о том, какие событияв жизни сиблингов могут влиять на характер их отношений, может выводить на уровень какобщих трансформационных точек, так и очень частных, личных и субъективных.Общим местом в исследованиях сиблинговых отношений является утверждение одостаточно слабых нормативных представлениях в отношении сиблингов. Однако, если наматериале «незападных» общество вопрос, что значит быть сиблингом изучен достаточнохорошо, в исследованиях «западных» обществ на данный момент преобладает изучениепрактик и уход от исследования норм и правил, что приводит к недостатку материала, чтобыоценить, каковы в нашем обществе представления по поводу братско-сестринских отношений.В рамках культурного анализа Д.
Шнайдер исследовал «родство», «семью», «родственников»как культурные конструкты, то есть как «системы символов и значений» (Schneider 1980: 8);взяв за основу его рассуждения, можно проанализировать, что представляет собой «братскосестринские отношения» или «братство» и «сестринство» с точки зрения значений ипредставлений, которые они содержат в себе.Конструктивистская перспектива настаивает на достаточно жестком отрицаниибиологической связанности и на том, что сиблинговые отношения создаются / воссоздаются /поддерживаются в процессе взаимодействия между сиблингами. Однако, как мы отмечаливыше, частота и регулярность контактов не обязательно прямо связана с качествомсиблинговых отношений, то есть последние, по-видимому, могут существовать в какой-тоформе и в «безконтактном» пространстве.
Таким образом, остается вопрос о том, какова рольбиологического и социального в сиблинговых отношениях, какова структура общениясиблингов, и как отношения связаны с контактными практиками или практикамивзаимодействия.Конструктивистская перспектива, подчеркивающая создаваемость отношений, редкообращается к обратной стороне этого процесса: если отношения не детерминированыбиологией и могут создаваться за счет взаимодействий, они точно также могут разрушаться входе этих же взаимодействий или из-за их отсутствия. Тогда, можно исследовать, что106представляют собой конфликтные сценарии развития сиблинговых отношений и каковыконтексты, в которых эти сценарии могут возникать.3.2 Методология и методика эмпирического исследованияСиблинговые отношения занимают двойственное положение в исследовательском полесоциологии и социальной антропологии: с одной стороны, потенциально являются одной изосновных форм родственных отношений, а, с другой стороны, оказываются изученыдостаточно мало и фрагментарно.
Особый пробел касается, как было показано, исследованийотношений между сиблингами во взрослом возрасте, что и послужило основой для первичногоопределения направления исследования. В центре исследования оказались сиблинги в возрастестарше 18 лет, что позволяло изучить паттерны сиблинговых отношений в ситуации, когдакаждый из сиблингов – хотя бы теоретически – имеет возможность самостоятельно без участияродителей выстраивать свою жизнь, и в том числе характер отношений с родственниками.Подготовка к полевому этапуВ период подготовки к полевому этапу исследования был произведен анализтеоретических и эмпирических работ, посвященных как родственным отношениям вообще, таки сиблинговым отношениям в частности.
Целью этого анализа являлось, с одной стороны,выделение ключевых тем и вопросов, возникающих при исследовании братско-сестринскихотношений с целью их дальнейшего использования как основы для формирования гайдаинтервью, а, с другой стороны, изучение практики проведения исследований родственныхотношений в городском пространстве. Две группы работ оказались в данном случае наиболееполезны. С одной стороны, это исследования сиблинговых отношений, выполненные всоциально-конструктивистской перспективе, которые позволяли выделить важные именно дляэтой перспективы категории, сюжеты и вопросы. Так, например, исследование Ю. Паули обизменении отношений сестер на протяжении жизни, послужило основой для формулировкивопросов, связанных с характером сиблинговых отношений в детском и взрослом возрасте, аисследование С. Гееста, посвященное изучению сиблинговых отношений как форме дружеских,позволило сформулировать серию вопросов, направленных на сравнение двух этих типовотношений.
С другой стороны, важным фундаментом при подготовке к полевому этапуисследованиясталиработы,посвященныеисследованиюродственныхотношенийвпространстве большого города. В данном случае особое внимание уделялось тому, как логикуклассического антропологического исследования родства, обычно выполняемого в рамкахнебольшого локального сообщества, можно адаптировать к исследованию в пространствебольшого города. Особенно полезными в данном случае оказались работы Э.
Ботт и Р. Фирт, в107которых достаточно подробно описан подготовительный этап работы, касающийся ипостановки проблемы, и отбора информантов, и различных сложностей, которые эти процессысопровождали, а также замечания О. Льюиса по поводу возможности примененияантропологического подхода к исследованию семейных отношений (Bott 1964: 6-51, Firth,Hubert, Forge 1969: 29-57, Lewis 1970: 82-89). Так, например, Э. Ботт работала с информантамииз 20 разных, не связанных друг с другом семей, которые были найдены с помощью друзейпосредников или организаций-посредников – религиозных, образовательных, медицинских, тоесть тех, которые имеет постоянный круг, включающий не только самого человека, но и часточленов его семьи. Автор обращает внимание на ряд сложностей, с которыми столкнулась она иее коллеги при проведении исследования, и которые были актуальны для данногоэмпирического исследования.
Остановимся на некоторых из них более подробно.Во-первых, жизнь семьи – это то, что протекает вне публичных пространств, поэтомуисследователь либо вынужден довольствоваться отельными эпизодами семейной жизни, либоискать такие семьи, которые позволят изучить свой быт изнутри. По поводу последнеговарианта Э. Ботт отмечает, что вероятность согласия семьи участвовать в исследованиисущественно возрастала, если медиатором выступал человек, который лично (а не по службе)знал семьи и был знаком как с мужем, так и женой (Bott 1964: 15).
Последнее утверждениеподтвердил и опыт нашего исследования: оба сиблинга, скорее соглашались на участие, когдапосредник, через которого они были найдены, знал обоих. В противном случае согласие илинесогласие второго сиблинга участвовать в исследовании во многом зависело от того, в какойформе первый сиблинг передавал информацию об исследовании второму. В этом смысле дляисследователя оказывалось очень важным не только произвести хорошее впечатление наинформанта в начале интервью, но и сделать так, чтобы это впечатление осталось послеинтервью. Уже в ходе исследования стало понятно, что вопрос об участии второго сиблинга висследовании и просьбу первого сиблинга выступить посредником для решения этого вопросалучше задавать после интервью, когда информант уже представляет формат, в котором онопротекает и, следовательно, может описать этот формат своими словами брату или сестре.Во-вторых, поиск информантов через посредника – следствие еще одной сложности:пространство большого города не очень располагает к поиску информантов через «стук вкаждую дверь», особенно, когда исследование предполагает длительное и неоднократноеинтервьюирование.
Для метода глубинного интервью также очень важно, чтобы согласиеинформантов на участие в исследовании было добровольным и осознанным, то естьоснованном на готовности говорить, думать, рассуждать на предложенную тему в большейстепени, чем односложно отвечать на вопросы. В рамках нашего исследования все эти темы108были также актуальны. Где найти сиблингов для исследования? Это не группа, котораясуществует как реальная, и нет таких событий, которые бы могли собрать сиблингов в каком-тоодном месте. Исходя из этого, для поиска информантов был использован метод снежного кома,начиная со знакомых знакомых. Такая начальная точка, с одной стороны, создаваланеобходимую дистанцию между информантом и исследователем (в конечном итоге из 47информантов оказалось 2, с которыми исследователь был знаком до проведения исследования),а, с другой стороны, позволяло исследователю использовать знакомых как проводников сцелью представления себя и характера исследования.
Эта стратегия оправдала себя, о чемможно судить, сравнивая соотношение согласий и отказов информантов, найденных такимобразом и тех, на кого исследователь выходил напрямую, без участия знакомых обоимсторонам посредников. Если говорить об отказах вообще, то сложно определить их количество,так как многие приходились не столько на исследователя, сколько на посредников. Многиеинформанты объясняли свою невозможность участвовать в исследовании отсутствиемдостаточного количества времени необходимого для проведения глубинного интервью.
Частьотказов –особенно неприятных–пришласьна ситуации, когда предварительнаядоговоренность была достигнута, однако, интервью в результате не состоялись, а контакт синформантами был потерян. Последние случаи касались проведения интервью по Skype –способе, который мы обсудим чуть ниже.Такой метод поиска информантов как снежный ком создает достаточно гомогенную посоциальному положению группу информантов и естественно ставит вопросы о возможностиэкстраполировать полученные в ходе исследования данные на более широкую совокупность.Здесь мы опять можем обратиться к Э.
Ботт, которая отдельно останавливается на том, что 20семей в ее исследовании, найденных через разнообразных посредников, безусловно неявляются репрезентативной выборкой, и выбранные семьи рассматривались только как примергородской семьи. Каждая семья рассматривалась как отдельная социальная система.
Э. Боттподчеркивает невозможность генерализации тех данных, которые были получены: «мыобсуждаем только некоторые семьи, не все семьи и не семью в целом; интерпретации,представленные в этой книге, могут распространяться на другие семьи, кроме 20, описанныхздесь, но могут и не распространяться» (Bott 1964: 10). Автор предлагает рассматриватьполученные выводы, как гипотезы, которые можно использовать для проверки на другомматериале, что представляется разумным и для данного эмпирического исследования.Таким образом, на этапе, предваряющим само исследование, был разработан гайд(Приложение 1), а также траектория поиска информантов для реализации исследованиясиблинговых отношений в пространстве большого города.109Полевой этапПолевой этап исследования включал пилотаж и основное исследование.