Диссертация (1148233), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Если следовать культурноспецифическому понимаю того, что такое родство, то есть логике, что за родство мы должныпринимать то, что считается таковым в исследуемой культуре, игнорирование биологическойсвязанности родственников прямо противоречит этому утверждению, навязывая значимостьсоциального там, где она абсолютно не однозначна и не очевидна.973.1.3 Сиблинговые отношения в контексте жизненного пути: динамическая перспективаКак мы отмечали выше, в рамках структурных подходов акцентируется внимание напозиции индивида среди других, однако при этом от внимания исследователей ускользаетдинамический аспект отношений, а именно то, что они постоянно изменяются подвоздействием разных факторов.
Изменчивость на протяжении жизни, вариативность в формахпроявления, волнообразный характер – все это черты сиблинговых отношений, которыесоздают их специфику. Взаимозависимость сиблингов и их жизней придает этим изменениямособое значение: то что происходит с одним, влияет на то, что происходит с другим, «ониотражают друг друга»22 (Pauli 2013: 48).Динамическая перспектива при исследовании сиблинговых отношений возникает,прежде всего, потому что эти отношения рассматриваются как самые продолжительные средиблизких родственных отношений (Coe 2013: 124-125). Ю. Паули, предваряя свое исследованиео сестрах, отмечает, что «в отличие от родителей, которые обычно умирают в то время, когдасам человек еще жив, в отличие от мужа, который появляется в жизни женщины уже послепериода детства и юности, в отличие от ее детей, которые, скорее всего, переживут ее, сестрыили братья – это те, у кого есть возможность быть рядом в течение всей жизни человека» (Pauli2013: 31).
Из продолжительности сиблинговых отношений вытекает тот факт, что братья исестры часто становятся свидетелями, наблюдающими за одними и теми же событиями,происходящими в жизни друг друга. Степень вовлеченности в жизнь друг друга, как и характеротношений, может разнится от случая к случаю, однако только сиблинг «понимает и знает, начто это похоже – расти в той семье, с теми родителями и в тех условиях», в которых вырос тысам (Viglione 2013: 18, 21).С продолжительным и изменчивым характером сиблинговых отношений связана ещеодна их особенность – гибкость. Это проявляется в том, что сиблинговые отношения могутпринимать очень разные формы.
Они могут строиться на основаниях схожих с дружбой, когдасиблинги выступают как равные участники отношений или поддерживаться в формеродительской заботы, когда в случае большой разницы в возрасте один из сиблингов берет насебе ответственность за другого (Thelen, Coe, Alber 2013: 3; Goetting 1986: 705). При этом либоодна из форм может преобладать на протяжении всей жизни, либо несколько форм могутситуативно (или в разные периоды жизни) менять и дополнять друг друга. Таким образом,сиблинговые отношения предстают достаточно свободным по содержанию пространством22Эта черта является характерной не только для сиблингов, но и для все родственников, и может быть описана как«взаимосвязанные жизни» (Elder 1994: 6).98взаимоотношений, которое может принять ту форму, которая необходима человеку в данныймомент.Исследователи отмечают латентность или потенциальность в качестве основной формысуществования сиблинговых отношений: братья и сестры могут не активно общаться друг сдругом, однако знать, что в случае необходимости они всегда могут обратиться к сиблингу запомощью.
Э. Альбер хорошо иллюстрирует эту идею на примере ситуации с девушкой, котораяиспытывая трудности, обратилась за помощью к брату – «потенциальному ресурсу, которыйможно мобилизовать в особой ситуации» – хотя и не знала его до этого (Alber 2013: 87).Изменчивость как черта сиблинговых отношений скорее касается поведенческогоуровня, нежели нормативного. Р. Фирт делает интересное замечание в отношениисопоставления ролей детей по отношению к родителям, с одной стороны, и сиблингов друг кдруг, с другой.
Так, первые роли достаточно кардинально меняются на протяжении жизни – отдетей, зависимых от родителей в детстве, к родителям, зависимым от детей во взросломвозрасте. При этом сиблинговые роли – если оценивать именно нормативный аспект – остаютсяв целом одинаковыми или меняются незначительно (Firth, Hubert, Forge 1969: 425-426).Возможно, именно в сравнении с относительно стабильными нормативными представлениямиизменения в поведении сиблингов в отношении друг друга кажутся особенно заметными.Многие исследователи фиксируют изменения в сиблинговых отношениях с возрастом.Например, А. Гётинг изучала, чем различаются отношения между братьями и сестрами наразных стадиях жизненного цикла с точки зрения форм общения (Goetting 1986).
Онапоказывает, что для детского и юношеского возраста характерен постоянный контакт междусиблингами, дружественная и эмоциональная поддержка, объединение усилий для решенияпроблем. В этот период жизни на старших сиблингов накладывается обязанность заботы омладших, первые могут частично выступать как замена родителей, когда это требуется,формируя тем самым паттерн «старший-младший». Взрослый возраст существенно меняет, какформы, так и характер отношений – уменьшается число контактов, отношения приобретаютболее волюнтаристский характер, забота о родителях становится важной частью, составляющейотношения между сиблингами.
В пожилом возрасте контакты сокращаются еще больше, однакостановятсяболеенасыщенными.Этуособенностьотмечаютмногиеисследователи,подчеркивая тем самым, некорректность измерения качества отношений исключительно вформате количества контактов (Firth, Hubert, Forge 1969: 433-434). Еще одной важной формойобщения между сиблингами в пожилом возрасте становится ностальгия в форме обсужденияобщего прошлого. Общая память о чем-то или о ком-то важном также способна служить99механизмом поддержания отношений между сиблингами в любой период жизни – так,например, М.
Янг, анализируя центральную роль матери в поддержании отношений междусиблингами во взрослом возрасте, отмечает, что со смертью матери именно память о ней и«сохраняющиеся узы» (Viglione 2013: 46-50) могут объединять сиблингов (Young, Wilmont1992: 76-83).Различение таких категорий, как «частота контактов», «эмоциональная близость» и«помощь» является необходимым условием при анализе родственных отношений вообще исиблинговых отношений в частности. Путаница или недостаточное точное описание того, какаякатегория исследовалась, порождает сложности в сравнении разных данных. Хорошимпримером в данном случае является работа Дж.
Розенберга и Д. Энспача (Rosenberg, Anspach1973), в которой они исследуют взаимодействия сиблингов и ставят под сомнение данные обувеличении контактов в пожилом возрасте, полученные Д. Шнайдером и Э. Кумминг(Cumming, Schneider 1961).
Однако, как справедливо замечает Г. Аллан, Д. Шнайдер и Э.Кумминг ничего не писали об увеличении частоты контактов, потому что единицей иханализа была солидарность между сиблингами – категория, которая, кстати, тоже требуетпояснения, чего авторы статьи не делают (Allan 1977). Таким образом, сопоставлять данные сразными единицами анализа, отношения между которыми не ясны, не представляетсявозможным.В такой ситуации, когда каждый исследователь берет за единицу анализа какую-то своюкатегорию, достаточно сложно найти то, в чем бы большинство были согласны. По поводуизменения отношений между сиблингами в течение жизни определенное согласие присутствуетв том, что число контактов во взрослом возрасте уменьшается по сравнению с детским, чемуспособствует появление у сиблингов своей семьи, которая переориентирует большую долюконтактов на себя.
Но это не говорит об обязательном уменьшении значимости сиблингов другдля друга.Брак, как и другие события, связанные с этапами семейного цикла, часторассматриваются исследователями как факторы, влияющие на сиблинговые отношения. Средитаких факторов, кроме вступления в брак, обычно выделяют появление детей, развод, вдовствоодного из сиблингов, смерть кого-то из близких родственников. Влияние этих факторов такжеоценивается неоднозначно разными исследователями, усугубляя ситуацию с выбором разныхединиц анализа. И. Коннидис анализирует влияние вышеупомянутых факторов на близость ичастоту контактов (Connidis 2007).
В отношении брака наблюдается примерно равноеколичество ответов, фиксирующих увеличение и уменьшение близости между сиблингами.100Рассматриваяситуациюбракаболееподробно,авторназываетсредифакторов,способствующих эмоциональному сближению за счет брака такие, как совместная подготовка ксвадьбе, общий опыт вступления в брак и хорошие отношения будущего супруга и обоихсиблингов. Среди факторов, не способствующих эмоциональному сближению послевступления в брак, автор называет отъезд из дома, неприятие супруга сиблинга, постепенноерасхождение в мировоззрении между сиблингами под влиянием супругов. Как видно из этихописаний значимую роль в отношениях между сиблингами после брака играет супруг илисупруги сиблингов: они могут либо способствовать сохранению отношений между братьями исестрами или «оттягивать» их друг от друга, уменьшая чувство близости.
На это обращаютвнимание также другие авторы (Firth, Hubert, Forge 1969: 432, Allan 1977: 181, Johnson 1982:164), подчеркивая, что брак активизирует для сиблинга процесс совмещения ролей – например,сестры и жены или брата и мужа – и тем самым иногда создает или конфликтные ситуации,когда сиблинг предпочитает одну роль другой или сложности для сиблинга, который не можетопределиться с приоритетом ролей (Pauli 2013: 32, Geest 2013: 64-65, Obendick: 2013: 108). Э.Альбер описывает ситуацию, в которой мужчина как брат своей сестры принимаяответственность за свою племянницу, отправил ее в дом сестры жены, откуда девушка черезнекоторое время попросила ее забрать. Мужчина, в результате, оказывается в сложнойситуации выбора: с одной стороны, забрать племянницу значит выступить как брат,заботящийся о дочери сестры, однако, с другой стороны, это значит проявить неуважение кродственникам жены.
Таким образом, роль брата и роль мужа выступают как конфликтующие вданном случае (Alber 2013: 82-83).Брак, однако, как мы уже отмечали выше, скорее уменьшает число контактов междусиблингами, тем самым как бы «закрывая» новообразованную семью прокреации от влияниясемьи ориентации. Некоторые авторы также фиксируют уменьшение взаимопомощи междусиблингами после вступления в брак. Появление детей, если следовать данным И. Коннидис, несильно изменяет ситуацию – примерно равное количество информантов отмечают увеличение иуменьшение контактов (Connidis 2007). Однако, появление детей даже более, чем вступление вбрак увеличивает эмоциональную близость между сиблингами за счет появления у них общихинтересов, а также выполнения детьми роли медиаторов, соединяющих семьи. Единственныйкомментарий, который был дан теми, кто считает, что с появлением детей близость междусиблингами уменьшается, касался того факта, что ребенок – это что-то личное, что никакимобразом не может быть разделено с сиблингом, что и ведет к уменьшению близости.При разводе или вдовстве одного из сиблингов чаще отмечается увеличение контактов,близости и помощи (Connidis 2007, White 2001), хотя среди этих событий развод может по-101разному влиять на отношения (Voorpostel, Lippe, Flap 2012).
Близость между сиблингами послевдовства или развода создается вследствие возможности «вернуться» к этим отношениям, как кчему-то само собой разумеющемуся, пространству, где тебя всегда помогут, к человеку, вотношении которого существуют воспоминания о общности и близости, даже если отношенияне были такими теплыми в период брака.