Диссертация (1148096), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Закрытый режим обитания на острове повлиял наформированиетесноголокальногосообщества,жителикоторогобыли150объединены общими проблемами и вопросами, связанными с их жизнью наострове.Третий этап (1983-1990 г.) тесно связан с открытием подводного тоннеля,соединившего остров с остальным городом. Открытие было значимым событиемдля канонерцев: остров перестает быть физически автономным пространством вчерте города, и становится частью общегородской структуры.
В этот же периоддля работников Центральной станции аэрации, открытой на соседнем островеБелый, строится большое общежитие. В этот период остров заселяет большоечисло новых жителей – работников Водоканала.Четвертый этап (1990 г. – 2000 г.), в целом, отражает общую траекториюмасштабных социально-экономических и политических трансформаций в стране.Изменяется роль завода в жизни островитян: постепенно происходит отделениезаводаотостровногопоселения.Растетчислонеблагополучныхималообеспеченных семей на острове.В результате физического, административного и экономического включенияострова в общегородскую структуру, произошла глубокая трансформацияотдельного городского пространства Канонерского острова, микрорайон потерялавтономность. В период трансформации пространства острова, отдельные участкитерритории острова закрепляются за разнообразными городскими публиками:городом, местным муниципалитетом, судоремонтным заводом и другимилокальными бизнесами.Сегодня остров продолжает вытесняться на городскую периферию.
В связис неравномерным распределением ресурсов и капиталов в пространстве города,Канонерский остров занимает более низкую позицию в иерархии городскогопространства. Остров небогат с точки зрения экономического капитала, иассоциируется с малым количеством «пространственных прибылей», способныхпринестивыгодувладельцамблагоустроенностьмикрорайона,жилищныйсоставляютфонднедвижимостислабоключевыенаразвитаяострове.Недостаточнаяинфраструктура,проблемыострова.старыйТерриторияКанонерского острова не выступает экономически привлекательной для сильных151городских публик: до сих пор развитием острова не заинтересовались ни бизнесы,ни городские власти. В качестве одной из причин называют неблагополучноенаселение острова, которое не выступает для городских бизнесов целевойаудиторией.Другой возможной причиной низкой инвестиционной привлекательностиКанонерского острова служит отсутствие значимых памятников культуры иархитектурынатерриторииострова,слабаядифференцируемостьегопространства с точки зрения культурного капитала, как результат – восприятиемногими горожанами острова как «безликой» территории.
Между тем,существует категория «туристов» (не-жителей острова), которым импонируетостров как «изолированный» и «таинственный» уголок Санкт-Петербурга. На нашвзгляд, уникальная история Канонерского острова и интерес к нему со стороны«туристов»создаютопределенныйпотенциалдальнейшихвозможностейиспользования и трансформации данного места.
Пространство острова, слабоконтролируемое со стороны сильных городских публик, может подлежатьвмешательству и изменению со стороны слабых публик.Канонерский остров «богат» с точки зрения социального капитала.Исторические особенности развития острова привели к тому, что его населениедолгоевремяпредставлялохарактеризовавшеесяжесткойсобойавтономноетерриториальнойлокальноесообщество,идентичностью.Сегодняотношение местных жителей к пространству острова и друг к другу постепеннотрансформируется.
Многие жители Канонерского острова на сегодняшний деньоказались в положении структурной зависимости: оно обусловлено структурамиэкономических возможностей, которые ограничивают шансы их переезда иулучшения жизненных условий. В то же время, переезд новых жителей на островопределяется низкой рыночной стоимостью жилья на острове.В условиях структурной зависимости у жителей формируются различныеотношения с локальным пространством и с сообществом, воспроизводящиесячерез различные поведенческие паттерны, нацеленные либо на вступление вконтакт, использование локальных связей как источника ресурсов (информации,152взаимопомощи, защищенности), либо на избегание локальных связей (какнежелательных, обязывающих) и конструированию границ.
Связь с локальнымсообществом может быть раскрыта через персональный уровень привязанности иидентификации с местом, вовлеченности в локальные социальные сети, прошлыйопыт отношений и представления о будущем, а также оценку места проживания.Мы выделили 4 типа отношений жителей с локальным сообществом и с местом,которые сегодня демонстрируют жители острова. Это «идеальные» типы, илианалитические категории, которые были разработаны с целью пониманияконтекста взаимодействия жителей с пространством и друг с другом.1.Локальнаяукорененность,вовлеченностьвсообщество:информанты демонстрируют эмоциональную привязанность к месту, посколькуродились здесь и/или живут долгое время. Информанты активно включены влокальные сети взаимопомощи и обмена, демонстрируют преимущественнопозитивное отношение к месту и планируют продолжать там жить.2.Отчуждениедемонстрируютотзависимуюпространствасвязьсиместом,сообщества:котораяинформантысформировананедостаточностью возможностей, зависимостью от другого человека, работы илиэкономических шансов.
Они слабо идентифицируют себя с местом проживания,избегают связей с локальным сообществом.3.Индифферентноерациональнуюотношение:информантыдемонстрируютсвязь с местом, которая сформирована набором желательныхпризнаков и предпочтений, выступивших фактором выбора места проживания.Слабая локальная идентичность, слабая включенность в сообщество.4.Отношениефункциональнойзависимости:информантыдемонстрируют рациональную связь с местом, которая основана на осознаваемыхценностях и представлениях о том, как необходимо относиться к пространству истроить взаимоотношения с окружающими. В отличие от отношений «локальнойукорененнности», идентификация с местом слабая, поскольку отсутствуетбиографическая/историческая связь с местом.
Вовлеченность в локальные153социальные сети средняя. Взаимодействие с соседями строится по принципувзаимной пользы и с целью совместного действия.Новыежители,какправило,демонстрируютиндифферентное,рациональное отношение к пространству и местному сообществу, рассматриваяКанонерский остров лишь как место проживания (не хуже и не лучше, чем любоедругое). Их выбор в пользу жилья на острове обусловлен экономическимипричинами, а вовсе не символической привлекательностью или ценностьюданного места городского пространства.Превалирующими типами отношений с местом у наших информантоввыступают отношения эмоциональной привязанности и зависимости. Однакоотношения эмоциональной привязанности далеко не всегда подразумеваютположительную эмоциональную связь с местом и с локальным сообществом.Трансформация пространства острова в последние два десятилетия, изменениехарактера вовлеченности островитян в локальную трудовую и экономическуюжизнь(массовыеувольнениявпериодперестройкисКанонерскогосудоремонтного завода, где работала большая часть жителей), повлияла наизменение отношения старожилов к месту проживания, возникновению у многихотчужденности от локального сообщества, появлению желания переехать.
Нарядус этим, развитые соседские взаимоотношения поддержки и взаимопомощипомогают жителям справляться с повседневными трудностями и самостоятельнорешать локальные проблемы. До сих пор в нарративах местного населениявоспроизводится граница «остров» - «город». Развитые соседские связи можнорассматривать в качестве адаптивного механизма, в терминологии Ч. Тилли,позволяющего приспосабливаться к новым условиям и самостоятельно решатьлокальные проблемы посредством ресурсов, имеющихся у представителейсообщества.Однакоразвитыесоседскиесвязитакжеспособствуют«огораживанию» сообщества, ограничивая круг общения и взаимодействия, ипостепенному закреплению социо-пространственного неравенства на локальномуровне.154Сохранению локальной идентичности островитян способствует, на нашвзгляд, ряд причин.
Во-первых, большая часть населения острова представляетотносительно гомогенную группу, обладающую схожим уровнем доходов,профессиональным статусом, «жизненными шансами», а также жизненнымитраекториями, связанными с их переездом на остров. Во-вторых, посредствоммеханизма межпоколенческих отношений история данного места передаетсяболее молодому поколению островитян (детям, внукам жителей острова). Втретьих,входеповседневныхпрактикжителямчастоприходитсявзаимодействовать друг с другом, в результате чего формируются локальныесвязи и схожий опыт повседневности.
Этому также способствует и спецификаограниченного физического пространства острова, которое способствует тому,что жители регулярно «сталкиваются» лицом к лицу. Обособление локальногонаселения имеет ряд выгод для самих жителей острова. Проживание средигруппы схожего социального положения, знание друг друга в лицо, а такженаличие развитой сети соседских знакомств, создает ощущение комфорта ибезопасности, ощущение «деревни в городе».При рассмотрении различных ситуаций взаимодействия представителей«слабых» и «сильных» городских публик мы можем наблюдать расхождения в ихпредставлениях как о решении вопросов благоустройства, так и об ихсобственной роли в данном процессе.
Оправдывая свои действия или бездействие,жители Канонерского острова и «сильные» городские акторы апеллируют кразличным «мирам оправдания», в терминологии Л. Болтански и Л. Тевено. Так,жители Канонерского острова, занимающие пассивную позицию, в основномвыстраивают свои дискурсивные практики в контексте «домашнего мира»,навязывая властям патерналистские роли. С их точки зрения, государственныеструктуры, имеющие достаточные ресурсы для осуществления масштабныхпроектов, должны заботиться о них и предпринимать конкретные действия длярешения актуальных проблем благоустройства. Сами жители по преимуществу неготовы проявлять инициативу, что фиксируется как в их нарративах, так и вконкретных жизненных ситуациях: например, в общегородском субботнике из155четырех тысяч жителей острова участие приняли от силы пять человек.