Диссертация (1147609), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Вслучаях, когда больные актуализируют верные знания о значении жестовперсонажей, распознают тип их социального взаимодействия и сценарии ихповедения, они, тем не менее, не выделяют признаки событий и объектов,поддерживающие ошибочное восприятие ситуаций персонажами, то есть неосуществляют категоризацию объектов и событий с позиций других людей.Клиническиенаблюденияпозволяютпредположить,чторассмотренные выше нарушения координации и категоризации наблюдаютсяпреимущественно при шизофрении. Например, наш личный опыт проведениягрупповых психокоррекционных занятий свидетельствует о том, что больныешизофренией обнаруживают выраженные трудности координации своихдействий и своего восприятия ситуаций с действиями и восприятиемситуаций собеседниками. Такие трудности, в свою очередь, не наблюдаютсяупациентовспограничнымуровнеминтеллектуальногоразвития,включенных в эти занятия.
Помимо этого, в дипломной работе Поповой Д.А.(2016) было показано, что пациенты с депрессивными расстройствами при190 восприятииситуацийсоциальноговзаимодействияупускаютлишьнезначительные детали сюжетов, оказываясь способными «подхватывать»сценарии поведения наблюдаемых людей в любой момент развитияситуаций.В диссертационной работе было проведено сопоставление результатованализа движений глаз при восприятии видеосюжетов с результатамивыполнения процедуры детекции изменений и процедуры идентификацииобъектов внимания участников ситуаций коммуникации у здоровых лиц,больных группы А и больных группы Б.Сравнительный анализ данных процедуры детекции изменений уиспытуемых, понявших видеосюжеты (здоровых лиц и больных группы А), ииспытуемых, не понявших видеосюжеты (больных группы Б) показалследующее. Во всех видеосюжетах здоровые лица и больные группы Адостоверно чаще, чем больные группы Б, первым обнаруживали изменениеобъекта, существенного с позиции персонажа, а также затрачивалидостоверно меньше времени на обнаружение изменения этого объекта.
Этотфактмыобъясняемследующимобразом.Врезультатепроцессовкатегоризации и координации информация о выделенных признакахобъектов, поддерживающих ошибочное восприятие ситуаций с позицийперсонажей,запоминаетсяиподдерживаетсяврабочейпамятинаблюдателей. Эта информация остается активированной до тех пор, покаперсонажи демонстрируют поведение, свидетельствующее об их ошибочномвосприятии ситуации.
Поскольку предъявленные видеосюжеты прерывалисьв моменты, когда персонажи демонстрировали такое поведение («грабительвсе еще стоит с поднятыми вверх руками» и т.д.), такая информацияоставалась активированной в памяти испытуемых и обеспечивала быстроеобнаружение ими изменений объектов с соответствующими признаками.Напротив, неуспешные наблюдатели (больные группы Б) не совершалиактов категоризации объектов и событий с позиций персонажей и некоординировали собственное восприятие ситуации с ее восприятием191 участниками. В результате эти пациенты достоверно реже в качестве первыхзамечали изменения объектов первого типа, существенных с позицииперсонажей, и затрачивали достоверно больше времени на поиск измененийтаких объектов.
Больные в первую очередь обнаруживали измененияобъектов второго и третьего типа (детали облика персонажей и визуальнозаметные объекты) и затрачивали на детекцию изменений этих объектовзначительно меньше времени, чем на детекцию объектов первого типа.БольныегруппыБтакжедемонстрировалитрудностивербальнойидентификации объектов первого типа, то есть давали ошибочные названияэтих объектов (например, объект «труба» называли «палкой», «карандашом»,«частью сумки», «дубинкой»).Сравнительный анализ данных процедуры идентификации объектоввнимания у испытуемых, понявших видеосюжеты (здоровых лиц и больныхгруппы А), и испытуемых, не понявших видеосюжеты (больных группы Б)показал следующее.
Здоровые лица и больные группы А достоверно чаще,чем больные группы Б, верно определяли объект внимания персонажа, атакже достоверно чаще фиксировали взгляд на визуальной области этогообъекта для всех видеосюжетов. Этот факт мы объясняем следующимобразом. Поскольку в момент прерывания видеосюжетов информация опризнаках объектов, поддерживающих ошибочное восприятие с позицийперсонажей, оставалась активированной в рабочей памяти наблюдателей, этаинформации обеспечивала успешную вербальную идентификацию и точнуюсаккадическую детекцию объектов внимания персонажей, а также пониманиеобращенных к объектам взглядов, жестов и действий.
При идентификацииобъектавниманиячеловеканаблюдателиосуществляютбыстроеопределение зоны его взгляда и выполняют мгновенный поиск объекта,признаки которого они поддерживают в рабочей памяти.Напротив, у больных группы Б наблюдались заметные трудностиидентификации объектов внимания участников ситуаций. Это объясняетсянарушением вышеописанных механизмов категоризации и координации.192 Больные группы Б при восприятии видеосюжетов не выделяли признакиобъектов, поддерживающие ошибочное восприятие с позиций персонажей, ине отслеживали реакции персонажей на действия других персонажей с этимиобъектами. В результате больные группы Б достоверно реже, чем здоровыелица и больные группы А, правильно определяли объекты вниманияперсонажей и достоверно реже фиксировали взгляд на области этихобъектов.
Больные давали разнообразные вербальные ответы, неверноуказывая объекты внимания участников ситуаций, совершали фиксациивзгляда в различных направлениях, характер их поисковой активностиявлялся хаотичным. Помимо этого, больные ошибочно интерпретироваливзгляды персонажей, направленные в сторону этих объектов.Таким образом, несмотря на широкую распространенность работ поспособности отслеживать направление взгляда человека (Rosse et al, 1994;Franck et al., 1998; Langdon et al, 2006), для идентификации объекта вниманиядругого человека не всегда требуется детальный фокальный анализпризнаков ориентации головы и глаз человека. Как правило, при восприятиикоммуникативных ситуаций производится быстрое определение зоны взглядачеловека, в которой осуществляется поиск объекта с ранее выделеннымипризнаками.
При интерпретации поведения другого человека наблюдателюважен не сам по себе объект, а те признаки объекта, на которых индивидсосредотачивает внимание. Также можно сделать вывод о том, что трудностиидентификации объектов внимания участников коммуникативных ситуацийпри шизофрении обусловлены не столько нарушением способностиотслеживать направление взгляда (Rosse et al, 1994, Langdon et al, 2006),сколько нарушением механизмов категоризации и координации.Обобщим сказанное.
В настоящее время в исследованиях пониманияситуацийсоциальноговзаимодействиядоминируетподход,которыйобозначают как «теория психического» (Theory of Mind). Согласно этомуподходу, на основе наблюдений за мимикой, жестами, действиями,высказываниями, направлением взгляда других людей человек выдвигает193 предположения об их ментальных состояниях (намерениях, убеждениях,желаниях, эмоциях и т.д.). Сторонники «теории психического» указывают,что способность приписывать другим людям ментальные состоянияпозволяет объяснять и прогнозировать их поведение.
Отмечающиеся убольных шизофренией трудности понимания ситуаций, связанных с обманом(фабрикацией) исследователи объясняют нарушением такой когнитивнойспособности.Результаты проведенного нами исследования позволяют предложитьиной взгляд на когнитивные процессы и механизмы, обеспечивающиепонимание ситуаций коммуникации. На основе оценки действий, жестов,мимики наблюдаемых людей, человек выдвигает предположения о том, какони воспринимают или «определяют ситуацию», и затем выделяет в объектахи событиях признаки, поддерживающие такое восприятие ситуации.Наблюдательосуществляетнепрерывнуюкоординациюсобственноговосприятия ситуации с ее восприятием участниками коммуникации, чтопозволяет ему успешно объяснять и прогнозировать действия наблюдаемыхлюдей.
Таким образом, трудности понимания коммуникативных ситуацийпри шизофрении обусловлены не нарушением способности приписыватьлюдям ментальные состояния, а нарушением когнитивных процессовкатегоризации с позиции другого человека и координации собственноговосприятия ситуации с тем, как она воспринимается другим человеком.Крайнеявляетсяихважнойхарактеристикойавтоматичностьикатегоризациинепроизвольность.икоординацииНепосредственновзаимодействуя с другими людьми или наблюдая за их взаимодействием,человек вовлекается в процесс коммуникации.
И. Гофман определяетсубъективную вовлеченность в процесс взаимодействия как «процесс, вкоторомсубъектперестает,покрайнеймеречастично,сознаватьнаправление своих переживаний и когнитивного внимания» (Гофман, 2004,стр. 436). Во время коммуникации с другими людьми координация нашеговосприятия ситуации с восприятием собеседников осуществляется быстро,194 неосознанно. Вовлекаясь в процесс, мы не направляем свое внимание нааспекты ситуации произвольно, мы только получаем итог: либо понимаемсобеседника, либо констатируем «сбой» коммуникации с ним. То, чтовыделение признаков объектов, поддерживающих восприятие с позициисобеседника, происходит автоматически и не отслеживается сознательно,подтверждаетсяотчетамииспытуемых,понявшихпредъявленныевидеосюжеты.
При просмотре записей своих движений глаз испытуемыечасто делятся: «я действительно туда посмотрел?», «мне казалось, яконцентрировался на процессе, а не на этом объекте», «казалось, простопонимается и всё».Одной из фундаментальных проблем социальной адаптации больныхшизофренией является то, что трудности понимания других людей впроцессе взаимодействия резко отражаются на качестве их жизни (Гурович,Шмуклер, 1994).
Широко известно, что больные часто сталкиваются ссоциальным отвержением и имеют значительные трудности в установлениисоциальных контактов (Критская, Мелешко, Поляков, 1991; Попов, Вид,1997). Коммуникативные трудности, как правило, связываются с такимидефицитарными симптомами, как 1) недостаток эмпатии; 2) недостатоквосприятия аффекта (например, отсутствие смеха или неуместный ситуациисмех); 3) нарушения мышления в виде обрывов мыслей в разговоре,смысловых соскальзываний, выделения «несущественных» с позициисобеседника признаков объектов и событий (Снежневский, 1983; Andreasen,1989; Критская, Мелешко, Поляков, 1991).
Результаты исследованияпозволяютпредположить,рассматриватьсякакчтоследствиеэтидефицитарныенарушенийсимптомыпроцессовмогуткоординациисобственного восприятия происходящего с восприятием других людей.Рассмотрим связь процессов перцептивной координации и категоризации скаждым из типов дефицитарных симптомов.Американский психолог К.