Диссертация (1147398), страница 8
Текст из файла (страница 8)
п.). В связи с этим данныйсимптом может характеризоваться крайней чёрствостью специалиста в процессеобщения и взаимодействия, крайней степенью холодности, равнодушия или,наоборот, крайней несдержанности, неучтивости, бестактности и т. п., крайнезатрудняющей или делающей вовсе невозможным взаимодействие с рецепиентом.- Симптом эмоционально-нравственной дезориентацииДанныйсимптоминтенсифицируетнеадекватноеизбирательноеэмоциональное реагирование во взаимодействии с реципиентом. При этом являетсязакономерным оправдание, рационализация своих действий и соответствующеговозникающего неадекватного поведения, что объясняется тем, что необходимые,адекватные эмоции и соответствующие отношения неотъемлемые в процессепрофессиональнойдеятельностиврамкахсоциономическихпрофессийнепробуждают или не обуславливаются соответствующими морально-нравственными иэтическими чувствами.
Например, известными показателями данного симптомаявляется деление пациентов выгоревшими врачами на «хороших» и «плохих»,учеников выгоревшими учителями на «достойных» и «недостойных» и др.- Симптом расширения сферы экономии эмоций35Характеризуется экономией проявления эмоций вне профессиональной сферыжизни, т. е. является достаточно стойким стереотипом деятельности, перешедшим вовне профессиональную сферу – в общение с родственниками, с друзьями и т.
п. Этопозволяет считать его определённой формой профессиональной деформацииличности.- Симптом редукции профессиональных обязанностейДанный симптом характеризуется самовольным упрощением как кругафункциональных обязанностей (а также и способов самой деятельности) специалистав соответствующей профессиональной деятельности, так и их сокращением,облегчением, что обусловлено стремлением к сокращению соответствующихэмоциональных затрат в общении и взаимодействии с рецепиентами.В) Фаза истощения (дистресса)Данная фаза в общем плане характеризуется падением общего энергетическоготонуса, что и закономерно приводит к возникновению выраженного синдромавыгорания, как формы специфической психологической защиты.Данная фаза вцелом включает в себя следующие симптомы:- Симптом эмоционального дефицитаХарактеризуется возникновением у специалиста стойкого ощущения того, чтоон больше не в силах оказывать эмоциональную поддержку, сочувствие и помощьсвоим реципиентам.- Симптом эмоциональной отстранённостиХарактеризуется почти полным исключением эмоций и их проявления изсферы профессиональной деятельности и общения в частности, невозможностьюэмоционального отклика как на позитивные, так и на негативные события впрофессиональной деятельности, выраженным безразличием как формой всё той жеспецифической психологической защиты в виде исключения эмоций и т.
п.- Симптом личной отстранённости или деперсонализацииХарактеризуется достаточно широким кругом настроений и поступковспециалиста в процессе профессиональной деятельности, в частности утратойинтереса к реципиенту вообще как к объекту своей профессиональной деятельности,развитием антигуманитсических настроений и отношений в деятельности и пр.- Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений36Симптомпроявляетсяуженауровнефизическогоипсихическогосамочувствия и благополучия.
Он включает в себя возникающие, развивающиеся ипроявляющиеся психосоматические симптомы и заболевания в самых разнообразныхформах – бессонница, сердечно-сосудистые заболевания, обострения имеющихсяхронических заболеваний и др.Таким образом, можно заключить, что данная процессуальная модельобъясняет выгорание как постепенно развивающийся во времени процесс, во многомсходный и отражающий динамику возникновения стресса в соответствии склассической теорией Г. Селье. Развивающиеся на его протяжении симптомыпостепенно набирают всё большую выраженность, видоизменяют свои формы и вконечном счёте приводят к выраженному дистрессу в виде психосоматическихпроявлений различного вида.2. Модель Дж.
Гринберга (G. Grinberg) [28, 61]В данной процессуальной модели выгорание понимается как пятиступенчатыйпоследовательно прогрессирующий процесс, так же с нарастанием степенивыраженности различных проявлений, в частности, процесса эмоциональногоистощения, с течением времени.Данная модель, в отличие от модели В. В. Бойко, характеризуется меньшейартикулированностью возникающих на соответствующих стадиях симптомах, атакже не придерживается классической теории общего адаптационного синдрома Г.Селье, что несколько расширяет её рамки.3.
Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман (B. Perlman, E. A. Hartman) [28,90, 165].В рамках данной модели используется описание динамики выгорания, какпроявления трёх основных классов реакций субъекта на организационный стресс. Вчисле подобных реакций отмечаются:- Физиологические реакции, проявляющиеся в ряде различных физическихсимптомов (физическое истощение, заболевания и др.)- Аффективно-когнитивные реакции, проявляющиеся в виде асоциальных илизаведомо иррациональных аттитюдов, деструктивных переживаний, отношений,эмоцийичувств(эмоциональное,мотивационноедеперсонализация, морально-нравственная дезынтеграция)37истощение,атакже- Поведенческие реакции, проявляющиеся в различных симптоматических типахкопинг-поведения–дезадаптация,дистанцированиеотпрофессиональныхобязанностей, низкая продуктивность и мотивация.Наряду с этим в данной модели представлены четыре стадии стресса исоответствующие им четыре стадии выгорания, которое снова понимается каксвоеобразное проявление стресса, как его закономерное следствие в виде истощения:- Напряжённость- Переживание стресса- Появление выраженных реакций- Собственно выгораниеДанная модель примечательна тем, что опирается уже не столько наклассическую теорию общего адаптационного синдрома Г.
Селье, котораяизначально не предназначена для оперирования в анализе специфическогоорганизационного и профессионального стресса, сколько на ресурсные теориистресса. Особая роль в этой модели отводится именно ресурсной детерминацииприроды «выгорания», возникновение которого обусловлено исчерпанностью,недостаточностью или неадекватностью имеющихся личностных ресурсов.4. Модель Р. Т. Голембиевски и Р. Ф. Мунзенридера (R.
T. Golembievski, R. F.Mounsenreader) [28, 90, 165]Данные авторы заостряют своё внимание на вирулентности процессавыгорания, присущего практически всем профессиям, как для субъекта, так и дляорганизации.Выделяется три степени выгорания и восемь его фаз, отличающихсявыраженностью показателей трёх основных компонентов СПВ, соответствующихтеории К. Маслач и С.
Джексон – эмоционального истощения, деперсонализации иредукции личных достижений. Данные фазы не отражают динамику возникновения иразвития выгорания, а, по большей части, типологизируют специалистов исоответствующие профессии по степени деструктивного влияния выгорания на них.Динамика развития синдрома, с их точки зрения, определяет взаимовлияние стрессфакторов в профессиональной деятельности, определяет формирование того илииного портрета выгорания в конечном счёте. Особенно важным в данной концепцииявляется именно акцентирование на деструктивном влиянии данного явления как насубъекта труда, так и на организацию в целом.385.
Модель А. Широма (A. Shirom) [28, 90, 165]А. Широм, придерживаясь традиционной трёхкомпонентной содержательноймодели К. Маслач и С. Джексон, считает выгорание комплексом физического,эмоционального и когнитивного истощения. В соответствии с его моделью, главныйфактор во всей динамике выгорания – ведущее эмоциональное истощение – первыйкомпонент в теории К. Маслач. Остальные же его компоненты (деперсонализация иредукция личных достижений) – это следствие либо специфического копингповеденияведущегокдеперсонализации,либо,собственно,когнитивно-эмоционального истощения, выражающегося в обесценивании личногоуспеха в профессиональной деятельности, т. е.
редуцировании личных достижений иограждении себя от ситуаций с повышенной личной ответственностью. То и другоепроявляется в своеобразной деформации, что негативно сказывается на процессесоциально-психологической адаптации и социально-психологическом здоровье,благополучии индивида.В его концепции сопровождающие симптомы выгорания указывают нахарактерные черты длительного профессионального стресса и неадекватнойпсихической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полнойдезинтеграции различных психических сфер и прежде всего – эмоциональной, что ипроявляется посредством фактора эмоционального истощения.Модель примечательна тем, что не отрицает факторную структуру выгорания,понимаяегокаксамостоятельноепсихическоеновообразование,каксамостоятельный феномен, обладающий своей специфической структурой, но, темне менее, и обладающий своей динамикой, сходной по механизмам возникновения сострессом, отличный от него качественно.6.
Модель М. Буриша (M. Burish) [28, 90, 141, 165]Согласно данной процессуальной модели, в процессе развития выгораниявначале возникают значительные энергетические и эмоциональные затраты, какзакономерное следствие высокой положительной установки на выполнениепрофессиональной деятельности, на высокую продуктивность и успешность вдеятельности. По мере развития процесса выгорания постепенно возникает чувствоутомления, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением стойкогоинтереса к своей работе. При этом отмечается, что генезис выгорания крайнеиндивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере39субъектов, различиями в разнообразных личностных характеристиках, а такженепосредственнымиусловиями,вкоторыхпроисходитпрофессиональнаядеятельность.В данной модели отмечается, что развитие выгорания постепенно начинается симеющегося интереса к выполнению работы, с вовлечённости, проходит черезобезличивание и её формализацию и заканчивается полным обесцениванием иапатией, что наиболее полно демонстрирует всю динамику возникновения иразвития данного синдрома как процесса негативно развивающегося процесса впрофессиональной деятельности субъекта.7.