Диссертация (1147398), страница 7
Текст из файла (страница 7)
На её основе возникли методики MBI-GS(предназначенная для представителей профессий имеющих отношение не только ксоциономическим,напрямуюнесвязаннымсустановлениемконтактовивзаимоотношений с людьми). Также, впоследствии, для удобства обработкирезультатов в исследования обратная шкала для фактора редукции личныхдостижений была изменена на прямую, что привело к видоизменению полярностиданной подшкалы – третий фактор стал обозначаться термином «профессиональнаяэффективность». Именно диагностика чувств, отношений, установок и эмоций теснопривязанных к профессии, и испытываемых субъектом деятельности в связи сосуществлением своей профессиональной деятельности (и непосредственно к нейсамой) и отделяет выгорание от других родственных по природе и признакамсостояний, таких как стресс в классическом его понимании и депрессия, источники30которых могут лежать и за профессиональной сферой жизни человека, но оказыватьна неё некоторое влияние.В вышеуказанном и заключается отличительная черта трёхфакторной модели,предложенной К.
Маслач и С. Джексон. Их концепцию отличает акцентирование насугубо профессиональном характере данного феномена, что позволяет рассматриватьего как результат различных профессиональных проблем, как результат воздействиянекоторых профессиональных факторов, различных особенностей определённойпрофессиональной деятельности в силу которых преимущественно, по мнениюсамих авторов, он возникает и развивается [22, 165].4.
Четырёхфакторные модели выгоранияДанные модели, кардинально отличаются от вышеуказанной трёхфакторнойсодержательной модели, предложенной К. Маслач и С. Джексон только лишьвключением в известную трёхфакторную структуру какого-либо дополнительногофактора[90].эмпирическогоЕгосодержаниеисследованиязачастуювызваносоответствующихособенностямиавторов.Так,выборкинапример,исследование феномена выгорания на базе выборки работников нефтедобывающейпромышленности выявило у них четвёртый специфический компонент выгорания,связанный с их беспокойством за семью из-за длительного отсутствия дома в силухарактерапрофессиональнойдеятельности[90].Однако,некоторыеизпредложенных моделей заслуживают определённого внимания.Так Фирс, Мимс, Иванчинки и Сваб, используя в своих исследованияхтрёхкомпонентную модель выгорания К.
Маслач разграничивают один изкомпонентов на две составляющих по сфере его отношения. Деперсонализацияподразделяется ими на связанную с работой, и связанную с рецепиентамисоответственно, что позволяет глубже понять детерминанты соответствующихкомпонентов выгорания [28].Дж. Сонек (G. Sonec) на основе множества эмпирических исследований навыборках врачей в различных странах прибавляет к известной триаде компонентовещё один – витальную нестабильность, которая составляет с первыми тремя признакразвития аддиктивного поведения в виде предсуицидального состояния. В качествесимптомов называемой им витальной нестабильности приводятся: депрессия,подавленное настроение, чувство дискомфорта, возбудимость, раздражительность,31беспокойство и безнадёжность, что создаёт, по его мнению, реальную физическуюугрозу для жизни специалистов [28].ВтожевремяА.Лэнгле(A.Langlay)[71,72],придерживаясьэкзистенциального (экзистенциально-аналитического) подхода в исследованиивыгорания, понимает последнее как затяжное состояние истощения, возникающее вдеятельности.
Данное состояние длительного эмоционального истощения создаётподавленныйэмоциональныйфон,накоторомужевискажённомвидевоспринимается весь дальнейший опыт личности, что в конечном счёте приводит квозникновениюэкзистенциальноговакуума,каксостоянияпереживанияопустошённости и бессмысленности, апатии, обесценивания профессиональнойдеятельности, утраты смысла деятельности, смысла жизни или невозможностиреализовать их в профессиональной деятельности. Вследствие этого ощущениеэкзистенциальной опустошённости может быть выделено как дополнительныйкомпонентвкачествеспецифическихэмоциональныхпереживаний,сопровождающих возникновение и развитие данного феномена.Данные модели выгорания представляют собой определённый интерес, т.
к.расширяют, углубляют некоторые компоненты стандартной трёхфакторной модели.Однако, некоторые из них представляются специфичными для определённыхвыборок, выведены в рамках клинического понимания природы данного феномена,отождествляют его природу с иными родственными по признакам и механизмамсостояниями (например, депрессия или стресс), или же не имеют достаточныхэмпирических подтверждений, но не лишены научно-методологического смысла инуждаются поэтому в эмпирическом обосновании. По-иному принципу построенымодели выгорания на основе процессуального подхода.В рамках процессуального подхода выгорание рассматривается как процесс,имеющий определённые стадии и соответствующую динамику. Выделяютсяследующие процессуальные модели СПВ: [28, 121, 122]1.
Модель В. В. Бойко [11]В. В. Бойко понимает выгорание как «выработанный личностью механизмпсихологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций вответ на избранные психотравмирующие воздействия, являющийся формойпрофессиональной деформации личности» [28 с. 9, 11 с. 279].32В предложенной данным автором модели за основу принята классическаятеория развития стресса Г. Селье. В соответствии с ней выгорание понимается какразвивающийся во времени процесс, динамика которого, как и психологическиемеханизмы, идентичны развитию стресса. Выгорание понимается как проявлениетретьей фазы стресса – истощения, дистресса. Всего в динамике его возникновения иразвития выделяется, соответственно, три одноимённых фазы, в каждой из которыхнаблюдается по четыре специфических симптома.
Таким образом, выделяютсяследующие фазы и симптомы выгорания, полностью совпадающие с фазамиразвития стресса по Г. Селье: [11]А) Фаза нервного (тревожного) напряжения (Фаза тревоги)Данная фаза является предпосылкой и пусковым механизмом процессаэмоционального выгорания, имеющим динамический характер, что, по мнениюавтора, обуславливается различными особенностями самой профессиональнойдеятельности. Например, её стереотипным, монотонным характером, обилиемпсихотравмирующих факторов и т.
п. Данная фаза включает в себя несколькосимптомов:- Симптом переживания психотравмирующих обстоятельствДанный симптом проявляется через осознание психотравмирующих факторовпрофессиональной деятельности, которые являются трудно устранимыми или вовсенеустранимы.
Если субъект деятельности не обладает выраженной ригидностью (втом числе эмоциональной), то эмоциональное раздражение от них постепенновозрастает, накапливая чувства отчаяния, негодования и т. п. Неразрешимостьимеющейся ситуации на данном этапе приводит к развитию прочих симптомов и фазсиндрома выгорания.- Симптом неудовлетворённости собойВрезультатепсихотравмирующиенеспособностиилиобстоятельстваилиневозможностисоответствующиеповлиятьнаобъективноприсутствующие особенности профессиональной деятельности, субъект начинаетиспытыватьнеудовлетворённостьсобой,самойпрофессией,занимаемойдолжностной позицией в организации, конкретными служебными обязанностями илифункциями. Под действующим механизмом «эмоционального переноса» или иныхпсихологических механизмовэнергетика соответствующих эмоций направляетсяуже не только и не столько вовне, сколько на самого себя.
По мнению автора,33возникает замкнутый континуум субъекта и обстоятельств, впечатления от внешних,объективных факторов профессиональной деятельности постоянно травмируютличность и побуждают стойко переживать соответствующие неудовлетворительныеэлементы профессиональной деятельности. Особое значение при этом имеютвнутренние факторы, т. е. конкретные психологические характеристики субъекта,способствующие в этой связи появлению и развитию эмоционального выгорания. Вкачестве их примера можно привести интенсивную интериоризацию обязанностей,профессиональных ролей, обстоятельств деятельности, повышенную совестливость ичувство гиперответственности, эмоциональную ригидность и др.
На начальныхэтапах выгорания они усиливают возникающее напряжение, а на последующихдетерминируют выбор и использование соответствующей психологической защиты,копинг-стратегии и др.- Симптом «загнанности в клетку»Данный симптом возникает не во всех случаях развития выгорания, хотя иявляется логическим продолжением развивающегося стресса в профессиональнойдеятельности.Приинтенсивномвоздействииразличныхпоприродепсихотравмирующих обстоятельств и невозможности их устранения, часто усубъекта возникает чувство безысходности, которое автор обозначает как состояние«загнанности в клетку». Субъект пытается изменить определённые стороны своейдеятельности, особенности внешнего профессионального контекста, окружения, приэтомсноваисноваобдумываетипереживаетсоответствующиенеудовлетворительные стороны работы, что в итоге при водит к усилениюнегативных эмоций, чувств, отношений, установок и переживаний, и если это ненаходит соответствующего адекватного выхода или не подверглось определённойадекватной оптимизации, то и возникает данный симптом.
Ключевой егоособенностью является состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика,безысходности, невозможности.- Симптом тревоги и депрессииЧувство неудовлетворенности работой и собой порождают у субъектаинтенсивные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования всебе, в избранной профессии, в конкретной должности и т.
д., что и характеризуетданный симптом, а также и причину его возникновения.Б) Фаза резистенции (сопротивления)34Выделение данной фазы в самостоятельную, наряду с другими, являетсяусловным – границы её возникновения достаточно размыты – по факту,сопротивление соответствующим деструктивным процессам возникает уже наряду сфазойнапряженияввидупсихологическомужизненнокомфортуинеобходимогоблагополучиюстремленияпосредствомсубъектакоптимизацииимеющегося напряжения. В связи с этим возникновение и развитие выгорания какформы психологической защиты в ответ на отдельные стимулы связано с развитиемследующих симптомов:- Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагированияДанныйсимптомхарактеризуетнеспособностьспециалистакдифференциации двух самостоятельных и диаметрально противоположных способовпроявления эмоций в процессе общения и взаимодействия – экономичного(характеризующегосясдержанностью,некоторойхолодностьюит.п.)инеадекватного бурного эмоционального реагирования в ответ на избранные,личностно значимые стимулы (что зачастую характеризуется выраженной агрессиейв общении, крайней степенью экспрессивности и т.