Диссертация (1147237), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Очевидно, что Россия воспользуется данной ситуацией, и, укрепляя своиотношения с Тегераном, в том числе по вопросу ИЯП, может добиться большего321.Москва знает, что в случае успеха планов Запада на Ближнем Востоке, в том числеего давлении на Иран и его ядерную программу, подход Запада станет болееагрессивным по отношению к самой России. Все это приведет к усилению гегемонииЗапада и поставит под угрозу ее интересы. Понятно, что независимый и антизападныйИран противоречит планам Запада, что служит политическим интересам Москвы322.Именно поэтому В.
Путин подтвердил, что Иран является приоритетным партнеромРоссии в регионе323. Напомним, что в "Концепции внешней политики РоссийскойАссади Джамшид и Сандерс Пол. Россия и Китай перед лицом экономических санкций против Ирана http://www.inopressa.ru/article/05May2010/lemonde/rus_iran.html. 5.05.2010.321Мирский Г. И. Международные отношения на ... С. 87.322Omelicheva Mariya Y. Russia's Foreign Policy toward Iran: A Critical Geopolitics Perspective. Op.
сit. p. 336.323Владимир Путин провел большую пресс-конференцию в Москве- http://www.interfax.ru/russia/txt/347727.19.12.2013.320109Федерации -2000 г." Иран упоминается отдельно как один из приоритетных пунктовмеждународных отношений324.Несмотря на неоднозначную позицию России в отношении ИЯП, отношения междудвумя странами не всегда строятся на взаимных интересах. Россия не оченьзаинтересована в усилении Ирана, который в итоге может стать угрозой для Москвы, итакже она иногда использует свои отношения с этой страной в качестве рычага давленияна Запад. На самом деле Россия разыгрывает "иранскую карту", чтобы добиться уступокпо другим вопросам, обсуждаемым с Западом, например, чтобы ослабить его влияние вСНГ.Склонность России к кооперации с Западом в вопросе ИЯП в целях получениябольших преимуществ является вполне разумным выбором, поскольку она на основелогики международной политики и в пределах своих компетенций знает, что не можетполностью игнорировать доминирующие тенденции в системе международныхотношений, в частности, стратегии Запада.
В то же время, Москва, как правило,пыталась в обмен на сотрудничество удовлетворить свои интересы и получитьощутимую выгоду.- Негативный аспект; Одной из главных проблем в ирано-российских отношенияхявляется отсутствие полномасштабного взаимного доверия. Для этого существует многофакторов, один из них – влияние Запада. Нельзя отрицать его неоспоримую роль вусугублении взаимного недоверия между Тегераном и Москвой и также тот факт, что впостсоветский период Россия рассматривала свои отношения с Ираном временами соглядкой на свои отношения с Западом. Наличие подобного воздействия проявляется втаких изменениях доминирующего настроения в Москве по ИЯП, как акцент на мирныйхарактер ИЯП в период президентства Путина и содействие Москвы давлению наТегеран в период президентства Медведева в условиях "перезагрузки". Разумеется,некоторые нюансы в политике России возникали и по причине перемен вгосударственныхвзглядахнанеобходимостьжесткоследоватьнациональныминтересам.В Иране считают, что Запад, полагаясь на подход, связанный с преследованиемКонцепция внешней политики Российской Федерации (2000 г.) http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3.324110собственных интересов, воспользовался Россией, чтобы ужесточить незаконноедавление на Тегеран, включая принятие санкционных резолюций.
Иран также расценилкак "недружественные" шаги несогласие России с полноправным членством Ирана вШанхайской организации сотрудничества (ШОС), ее отказ от контракта на поставку С300 и предложение Москвы США по совместной американо-российской эксплуатациирадиолокационной станции (РЛС) в Габале, действующее, с точки зрения властейИрана, против него.С другой стороны, Россия также полностью не доверяла и не доверяет Ирану. Многиев России считают, что будущее ирано-российских отношений во многом будетобусловлено не конфронтацией, а тесным сотрудничеством Ирана и США, которыерасполагают гораздо большим набором взаимных интересов, нежели противоречий.
Поих мнению, Иран, безусловно, - надежный союзник США в близком будущем325.Они знают, что Тегеран "в качестве необходимости" и под давлением Западазаинтересован в укреплении отношений с Москвой. Это означает, что в случаеразрешения противоречий с Западом, отношения с Россией не будут иметь большогозначения для Ирана. Подобная ситуация была заметна после подписания Женевскогосоглашения (ноября 2013 г.) между Тегераном и "шестёркой" по ИЯП и, затем, в ходедвухсторонних переговоров между США и Ираном.К тому же, несмотря на то, что российские власти пытались отказаться от дальнейшейнапряженности с Западом, они не смогли избежать роста недоверия и критики наЗападе. Именно поэтому бывший министр обороны США Роберт Гейтс назвал"несколько шизофреническим" подход России к Ирану326.Поэтому, в России некоторые утверждают, что определенные тесные отношения сИраном наносят их стране значительный ущерб, так как ставят под сомнениеобязательства России по отношению к западным партнерам, а также раздражают многиегосударства Ближнего Востока, рассматривающие Иран в качестве противника.
Помнению Ф. Лукьянова, для России нет никаких источников серьезной напряженности сИзраилем, за исключением Ирана327. Таким образом, хотя ИЯП открыла некоторыевозможности для России, но и вызвала проблемы в ее отношениях с Западом и егоМурадян Игорь. Россия и блокада Ирана - http://inosmi.ru/caucasus/20100803/161825566.html. 03.08.2010.Russia "Schizophrenic" on Iran // Reuters - http://uk.reuters.com/article/2010/06/17/uk-usa-russia-iranidUKTRE65G5CK20100617.
17.06.2010.327Lukyanov Fyodor. Is Israel on the way to becoming a Russian ally? - http://valdaiclub.com/middle_east/41800.html.28.04.2012.325326111союзниками в регионе.1.2.3. Геополитические интересы- Позитивный аспект; Геополитические отношения Ирана и России переживают этапдинамичного развития в XXI в. и ИЯП является одной из важных причин данногодинамизма. Кроме того, это связано со всем ходом мирополитических процессов,включая двусторонние российско-иранские отношения, развивающиеся по нарастающейлинии. ИЯП в геополитическом контексте региона (регионов вокруг Ирана) имеетвзаимосвязь с другими событиями, произошедшими и происходящими в этом регионе, атакже теснейшим образом связана с реализацией любого из описанных сценариев,который может иметь серьезные геополитические последствия не только для самогоИрана, но и всех регионов вокруг этой страны.Соответственно, ИЯП открывает для Тегерана и его соседей, в том числе России,новые возможности, но вместе с тем сопряжен с рядом угроз и сложностей.
Средивозможностей, прежде всего можно указывать на тот факт, что Тегеран и Москва послепоследних событий на Ближнем Востоке, особенно в Сирии и на Украине лучше, чемкогда-либо,понимают,чтоихдолгосрочныегеополитическиеинтересынаприлегающих территориях во многом совпадают.Запад выдвинул против Ирана обвинения в попытке создания ЯО, а против России - вдестабилизации ситуации на Украине, которые стали инструментом давления. ВТегеране и Москве уже понимают, что эти два вопроса являются взаимосвязаннымичастями стратегии Запада по укреплению своей гегемонии на международной арене.
Сэтой точки зрения, ИЯП стала одной их причин формировании и укреплениигеополитического взаимопонимания между Ираном и Россией.При этих условиях, они понимают, что намеренно или нет, находятся в одной и тойже геополитической плоскости. Несмотря на отсутствие антизападного союза междуними (его нет и не будет)328, тем не менее, данные страны попытались воспользоватьсяоткрывшимися возможностями для реализации своих антизападных целей. Укреплениеи разнообразие форм сотрудничества поможет им более эффективно обеспечить своигеополитические интересы, в условиях, когда стратегия Запада направлена на328.143 ص...
عملگرايي راهبردي در روابط جمهوري اسالمي ايران و روسیه.متقي ابراهیم و پوستین چي زهره و مجردي سعید و حیات مقدم امیر112консолидацию его системной гегемонии и понижение статуса Ирана до положенияконтролируемой силы в регионе, а России до позиции региональной силы 329.В этой связи, можно указать на агрессивную геополитическую политику Запада ввиде расширения НАТО, создания разветвленной системы ПРО, плана "БольшойБлижний Восток", манипулируемой "Арабской весны", особенно в Сирии и кризиса наУкраине, которые бросают вызов Ирану и России на их прилегающих территориях, - вЦентральной Азии, Южном Кавказе, Каспийском регионе и на Ближнем Востоке.
Вотпочему Тегеран и Москва по нескольким объективным причинам, как будет показанодалее, нуждаются в геополитическом взаимодействии в этих зонах:1. Сохранение геополитической стабильности;2. Противодействие геополитическому экспансионизму Запада;3. Предотвращение усиления влияния региональных союзников Запада (например,Саудовской Аравии и Турции в Сирии);4. Противоборство дестабилизации данных регионов асимметричными угрозами (втом числе, радикальный ислам и терроризм), возможно сманипулированнымиЗападом и его союзниками;5.
Предотвращение развития региональных угроз, в том числе из Афганистана.Таким образом, в ситуации, когда Запад преследует долгосрочные геополитическиецели в прилегающих зонах Ирана и России, синергетический подход (основанный навзаимном сотрудничестве) является взаимовыгодным способом для обеих стран изатруднитЗападудостижениеэкспансионистскихцелейиуменьшитегогеополитическое давление на два государства.Хотя Россия всегда придерживалась осторожной политики по отношению к Ирану, свыявлением агрессивного подхода Запада по поводу "украинского кризиса", сирийскогоконфликта и ИЯП, выступает за долгосрочное сотрудничество с этой страной. Этоподтверждается заключенным в январе 2015 г.
"геополитическим" соглашением междуМосквой и Тегераном по военно-техническому сотрудничеству, согласно которомустороны расширяют двусторонние и региональные военные отношения, в том числероссийские военные суда смогут заходить в иранские порты в Персидском заливе, чегоне было в новейшей истории с 1946 года.329Aghaie Joobani, Hossein & Mousavipour, Mostafa. Russia, Turkey, and Iran: Moving Towards Strategic Synergy in theMiddle East? // Strategic Analysis – 2015.