Диссертация (1147237), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Ползучий кризис ... C. 11- 12.300Арбатов А. Г. Ограничение и нераспространение ядерного оружия: пауза или конец полувековой истории? //Тезисы к заседанию Ученого совета ИМЭМО РАН. 17 декабря 2014 г. C. 2.301Иранский вопрос обсужден на «круглом столе» в Госдуме - http://www.duma.gov.ru/news/273/141804/.06.04.2012.298299101Таким образом, он согласен со своими американскими коллегами, Кеннетом Уолтцеми Ричардом Фальком, что региональная ядерная монополия Израиля, котораясуществовала на протяжении последних четырех десятилетий, служила источникомнестабильности в регионе, а не намерением Ирана обрести ЯО.
Рано или поздно, но силадолжна быть сбалансирована.С учетом такого подхода, надо обратить внимание в позиции российских ученых нато, что давление на Иран и его ядерную программу оказывается в контекстегеополитических игр на Ближнем Востоке. В то время, как концентрация мировых ирегиональных держав на этом вопросе и их поощрительное невнимание на ЯО Израиляи Пакистана показывают, что геополитические аспекты ИЯП и ее воздействие нарегиональный баланс сил - важнее, чем вопрос нераспространения ЯО. Соответственно,Ираниего ядернуюпрограмму нельзярассматриватьотдельноот другихгеополитических факторов и событий в регионе.И нынешнюю напряженность вокруг этой программы лучше рассматривать не какначальную стадию относительно недавнего иранского ядерного кризиса, а какзаключительную стадию продолжающегося несколько десятилетий ближневосточногоядерного кризиса, который закончится, только когда восстановится баланс военнойсилы.
В этом подходе, как К. Уолтц подчеркивает, опасность ядерного Ирана сильнопреувеличена,посколькудебатыискаженыбеспочвеннымиопасениямиифундаментальными заблуждениями относительно логики поведения государств (Ирана)в международной системе:1. Первая озабоченность – якобы присущая иранскому режиму иррациональность,но политику Ирана определяют вполне здравомыслящие лидеры;2. Нельзя быть уверенным в намерениях Ирана, но, все же, более вероятно, что ЯОнужно ему ради обеспечения собственной безопасности, а не для увеличениясвоих наступательных возможностей;3. Нельзя опасаться, что ЯО сделает Тегеран смелее, дав в руки щит, которыйпозволит действовать более агрессивно и увеличить поддержку терроризма.
Этистрахи не находят подтверждения;4. Еще одно часто повторяемое опасение – если у Ирана будет ЯО, это приведет кядерной гонке вооружений в регионе. Возможно, это неправильно. Еслиобладающий ЯО Израиль не вызвал гонку вооружений тогда, нет причин, чтобы102это произошло из-за Ирана302.Следует отметить, что Л. Ивашов и Р. Фальк выступают за создание зоны, свободнойот оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке, как самый лучшийсценарий.
Но, поскольку данный сценарий в настоящее время не пройдёт из-за Израиля,то они подтверждают мнение К. Уолтца о том, что если Иран получит ЯО, это сценарийлучше, чем другие, с точки зрения устойчивой стабильности303. Существует другаяточка зрения у некоторых российских политологов, как, например, академик ЕвгенийПримаков (бывший премьер-министр России, к сожалению, ныне покойный) и ИгорьИванов (бывший министр иностранных дел России, ныне президент Российского советапо международным делам), что нельзя ставить знак равенства между иранским мирныматомом и распространением ЯО304 и что, в действительности Ирану не нужна разработкаядерной бомбы.Соответственно, они считают, что не только можно, но и должно признать его правона мирный атом в рамках международных договоренностей.
Указывая, что противобретения Ираном ЯО настроены практически все, в том числе и Россия, Е. Примаковподчеркивает, что военным путем нельзя добиться этого. Силовые приемы однозначновызовут обратную реакцию, а контрпродуктивны и экономические санкции305.Необходимо отметить, что сторонники этой точки зрения подозревают и Иран, иЗапад. С одной стороны, они недоверяют Ирану, заявляя, что хотя сейчас Ирану и ненужно ЯО, то это не значит, что оно не понадобится стране через какое-то время.Тегеран фактически готовит технологическую базу для производства ЯО, хотя он непринял пока политического решения о создании такой бомбы.
Цель Тегерана - этоподготовить промышленную инфраструктуру для возможного создания ЯО в момент,когда это будет необходимо (статус пороговой ядерной страны)306.Однако, с другой, они недоверяют Западу и подозревают его в намерении свергнутьнеприятный и неконтролируемый им режим в Тегеране. Поводом послужила ИЯП. Темне менее, смена режима в Иране наверняка изменит ситуацию в регионе не в пользуУолтц К. Указ. соч.Falk Richard. Kenneth Waltz is Not Crazy, But He Is Dangerous: Nuclear Weapons in the Middle East http://www.foreignpolicyjournal.com/2012/07/07/kenneth-waltz-is-not-crazy-but-he-is-dangerous-nuclear-weapons-in-themiddle-east/.
07.07.2012.304Иванов И.С. Иранская ядерная программа: позиция россии // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. C. 16.305Примаков Евгений. В стеклянном доме нельзя бросаться камнями - http://www.rg.ru/2012/02/29/iran.html.29.02.2012.306Примаков Евгений. Сегодняшняя ситуация на ближнем востоке –очень хорошая иллюстрация того, к чемуприводит американский экспорт демократии // ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ.
2006. No 1 (81), Том 13. С. 24.302303103России, не только на Ближнем Востоке, но и в Центральной Азии, Каспийском регионе,Южном Кавказе и даже на индийском субконтиненте.Таким образом, хотя сторонники этого подхода полностью согласны с Западом вотношении необходимости предотвратить получение Ираном ЯО, но не согласны с нимв том, как достичь этой цели, и выступают против склонности Запада к жестким мерам,особенно применения силы. Вместо этого они предполагают, что лучше практическипризнать право Ирана на развитие мирного атома, поставив его ядерную программу подстрожайшие полноохватные гарантии МАГАТЭ.Они поддерживают эту идею, потому что убеждены, что Иран ни при какихобстоятельствах не откажется от усилий по развитию ядерной энергетики.
Эти усилияпредпринимаются как минимум уже четыре десятилетия. Иранцы пережили сменуполитического режима, выстояли в годы ожесточенной войны с Ираком, сохранились впериод жестких экономических санкций со стороны Запада. Нет никаких основанийполагать, что в обозримом будущем что-то может вынудить Тегеран кардинальнопересмотреть свою позицию307.Соответственно, они, с одной стороны, призывают Иран к большей гибкости в своейядерной политике, а, с другой, - призывают Запад (прежде всего США и Израиль)придерживаться мирных и дипломатических инструментов для решения проблемыИЯП. В Кремле поддерживают данный подход. Поэтому, В. Путин приветствовалдостигнутое 14 июля 2015 года в Вене всеобъемлющее соглашение Ирана и "шестёрки"по ИЯП, и подчеркнул, что "в основе найденного решения лежит принцип поэтапностии взаимности, который наша страна последовательно отстаивала на всех этапахэтих сложных переговоров"308.1.2.
Интересы России в иранской ядерной программеРоссийская политика в отношении ядерной программы Ирана имеет довольно сложнуюмотивацию. Первый и самый простой уровень аргументов связан с тем, что Иран –близкий сосед России и крупная региональная держава, с которой России хотелось быиметь нормальные отношения. Для России Иран важный рынок, в том числе и в областиИванов Игорь.
Возвращение Ирана - http://www.rg.ru/2014/07/16/iran.html. 16.07.2014.Заявление Президента России Владимира Путина в связи с завершением переговоров по иранской ядернойпрограмме - http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/49957-391407.html. 14.07.2015.307308104таких высоких технологий, как атомная энергетика, приоритетный политическийпартнер на Ближнем Востоке, и страна с важным геополитическим значением на южныхграницах России. Как позитивное, так и негативное влияние на интересы России,особенно в этих сферах, оказывала и оказывает напряженность вокруг ИЯП.1.2.1.
Экономические интересы- Позитивный аспект; В постсоветский период Иран и Россия расширялисотрудничество в разных областях, включая торговлю, транспорт, космос и военнуютехнику. Но наиболее важным аспектом двусторонних отношений было расширениесотрудничества по мирному атому. Россия - единственная страна, которая активно иоткрыто сотрудничает с Ираном в этой области и помогает ему осуществлять егомирные ядерные проекты. Иран и Россия подписали в 1992 году соглашения осотрудничестве в области "мирного атома" и сооружении АЭС. В 1995 году былзаключен контракт на завершение строительства первого энергоблока "Бушера", а тригода спустя партнеры подписали дополнение к нему, согласно которому компания"Атомстройэкспорт", входящая в госкорпорацию "Росатом", должна была завершить"под ключ" возведение первого блока мощностью 1 ГВт первой иранской АЭС.