Диссертация (1147237), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Такимобразом, фактически сооружение станции началось с 1998 года.3 сентябре 2011 г., спустя более 35 лет после начала строительства, первая иранскаяатомная электростанция - АЭС "Бушер" - была подключена к национальнойэнергосистеме Ирана с помощью России309. В то время как западные державы и Израильвысказывали опасения, что АЭС в Бушере может быть использована Ираном дляполучения собственного ЯО, 11 ноября 2014 года подписан ряд документов,расширяющих сотрудничество России и Ирана в области мирного использованияатомной энергии, в том числе Протокол к соглашению от 1992 года и Контракт настроительство второй очереди АЭС "Бушер", предусматривающий сооружение двухэнергоблоков АЭС с возможностью расширения до четырех энергоблоков.Согласно тексту Протокола, стороны намерены сотрудничать в сооружении восьмиэнергоблоков с реакторами ВВЭР "под ключ" на территории Ирана.
Ядерное топливоРоссия и Иран договорились о строительстве в Иране новых блоков АЭС http://ria.ru/atomtec/20141111/1032771057.html. 11.11.2014.309105для АЭС на протяжении всего жизненного цикла восьми новых энергоблоков будетизготавливатьсяроссийскойстороной.Отработавшееядерноетопливобудетвозвращено в Россию для переработки и хранения310.
США в большинстве случаеввыступили против сотрудничества России с Ираном в мирном атоме, считая, что главнаяцель Тегерана — не вырабатывать электричество с помощью атомной энергии, аобзавестись ядерной технологией, которая позволит со временем создать собственнуюядерную бомбу311.Следует отметить, что строительство Бушерской АЭС оценивается примерно в $1,5млрд. Всего в ее строительстве участвовали около трехсот российских предприятий, иданный проект создал около 20000 рабочих мест312. Контракт на достройку Бушера былне единственным, но заметным вкладом в спасение российской атомной отрасли отполного исчезновения в кризисные 1990-е - говорится на сайте "Атомфлота"313.
В своюочередь, гендиректор Российского союза энергоэффективности С. Драгульский считает,что проект иранской АЭС обогатил российских атомщиков опытом сочетаниятехнологий не просто разных стран, но и разных времен314. В условиях растущейзаинтересованности многих государств, не только на Ближнем Востоке, но и во всеммире, в развитии мирной атомной энергетики, данный опыт помогает "Росатом"выходить на новые рынки.Кроме этого, следует указать на косвенные экономические выгоды России в связи сИЯП.
Нет сомнений, что высокие цены на нефть из-за роста напряженности вокруг этойпрограммы и особенно санкций против его энергетического сектора были, есть и будутвыгодны России. С другой стороны, из-за конфронтации с Западом и международных иодностороннихсанкцийТегеранбыллишенвозможностиприсутствоватьнаэнергетическом рынке Европы и экспортировать свой газ в европейские страны. Этовыгодно Москве и помогало ей сохранить свое доминирование на европейскомэнергетическом рынке.Россия и Иран расширяют сотрудничество в области мирного использования атомной энергии http://www.rosatom.ru/journalist/main/67ec0e80462a2044aeeeeed490c073ed. 11.11.2014.311Млечин Л.
М. В поисках утраченного величия. Иран, ядерное оружие и Ближний Восток. — СПб.: БХВПетербург, 2014. С. 402.312Лата Василий и Хлопков, Антон. Иран: Ракетно-ядерная загадка для россии // ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ. 2003. No2 (68), Том 9. С. 52.313Юрьевна Елена. Мы это сделали - http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=49&date=2010-09-03&newsid=127.03.09.2010.314Первая АЭС в Иране запущена через 36 лет после начала стройки - http://ria.ru/world/20100821/267614019.html.21.08.2010.310106- Негативный аспект; Фокусирование внимания мирового сообщества на ИЯПестественным образом затронуло и Россию – основного партнера Ирана в реализацииего мирной ядерной программы. Россия неоднократно обвинялась со стороны Запада впередаче Ирану технологий двойного назначения, которые могут служить необходимойбазой для создания ЯО. Основной акцент был сделан на неспособность Москвыобеспечитьвсеобъемлющийконтрользарасщепляющимисяматериаламииспециалистами – носителями секретов создания ЯО.Таким образом, западные державы, с одной стороны, пытались ограничить иранороссийское сотрудничество в ядерной области, а, с другой, убедить Россию поддержатьих планы по усилению международного давления на Иран, в том числе экономическимисанкциями.
Это означает, что все страны, включая Россию, должны действовать сообщав санкционной западно-израильской политике. В ответ Россия объясняла свою позициютем, что не видит никаких доказательств того, что Иран продолжает работы,угрожающие созданием ЯО. Однако, создание и преувеличение "иранской угрозы" подпредлогом озабоченности "международного сообщества", идентичность и членыкоторого не определены, имело успех на практике.
Различные страны, в том числеРоссия, вольно или невольно находились под влиянием этой психологическойатмосферы.Ход событий показывает, что Запад воспользовался Россией, чтобы легитимизироватьнезаконное давление на Тегеран, включая передачу досье Ирана из МАГАТЭ в СБ ООН,для принятия четырех санкционных резолюций против Ирана и использование этихрезолюций в качестве основы для односторонних санкций, и, следовательно, дляухудшения имиджа Ирана на международной арене 315. Невзирая на краткосрочныевыгоды, связанные с содействием системному давлению на Иран, следует признать, чтоэкономические негативные последствия для Москвы возрастали.Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что давление Запада на Россию в"иранском вопросе" во многом способствовало нестабильности в экономическомвзаимоотношении Москвы и Тегерана, которые прямо или косвенно связаны с ИЯП.Иногда позиция Москвы была более гибкой, и Россия была готова идти на серьезныеNoori Alireza.
Russia and Iran's Nuclear Dossier in Rouhani’s Tenure: The Need for a Change http://www.iranreview.org/content/Documents/Russia-and-Iran-s-Nuclear-Dossier-in-Rouhani-s-Tenure-The-Need-for-aChange.htm. 4.07.2013.315107уступки США в этом вопросе, даже она не исключала возможности отказа от контрактана строительство АЭС в Бушере в случае готовности США компенсировать потериРоссии316.В рамках политики давления на Иран, Запад пытался сорвать не только развитиеядерного сотрудничества между Москвой и Тегераном, но и поставку российскихобычных вооружений в Иран.
Самым известным примером в этой связи является приказ"О мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929 от 9 июня 2010 г.", согласнокоторому Д. Медведев запретил передачу Тегерану зенитных комплексов С-300,бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.317.Хотя Россия, по-видимому, взамен на это запретительное действие получилаощутимую выгоду, но не стоит забывать, что военно-техническое сотрудничествоостается одним из главных направлений в ирано-российских отношениях, и что общаястоимость контракта на поставку систем С-300 в Иран оценивается в $800 млн.
К томуже, российские энергетические компании пострадали от международных санкцийпротив Ирана, которые в значительной степени ограничивали их возможностисотрудничать с Ираном. Например, Газпром и Лукойл, задействованные в проектах поосвоению иранской нефти и строительстве нефтепроводов, под предлогом не снятых сИрана санкций отказывались от работ на иранской территории318.Хотя глава ЛУКОЙЛ В.
Алекперов заявил, что его компания рассмотрит возможностьвозвращения в проект Анаран в Иран при снятии санкций, но в том случае, если с Иранабудут сняты санкции, нельзя исключать, что западные компании, и не толькоэнергетические, могут вернуться в Иран. Тогда перед ними откроются уникальныевозможности в привлекательном иранском рынке и это затруднит возвращениероссийских компаний в Иран.3191.2.2. Политические и интересы безопасности- Позитивный аспект; Невозможно скрыть тот факт, что более 10 лет напряженнойХлопков А.
Указ. соч. С. 27.Запрет на поставку Ирану С-300 и других вооружений - http://ria.ru/trend/prohibition_delivery_S_300_22092010/.14.08.2012.318Soltaninejad Ahmad & Shapouri Mahdi. Russia and the Iranian Nuclear Dispute. Quarterly Iranian Review of ForeignAffairs. Winter 2013, Volume 3, No. 4 (12). p.196.319«Лукойл» хочет вернуться в проект Анаран в Иране после снятия санкций – www.interfax.ru/business/437408316317108ситуации вокруг ИЯП и совместные действия с западными державами в таком важномвопросе, как "ядерная угроза Ирана", дало возможность России активизировать своювнешнюю политику и показать свое значение в мировой политике и неотъемлемую рольв урегулировании международных конфликтов320.Занимая промежуточную позицию в этом вопросе, Россия старалась одновременнообеспечить свои интересы и в Иране, и на Западе.
С одной стороны, соглашаясь сдавлением на Иран, Россия показывает Тегерану, что он нуждается в поддержке России,чтобы уменьшить оказываемое на него давление. И, с другой, выступая против жесткойлинии, проводимой Западом в отношении Тегерана, Россия дает понять Западу, чтоэффективность политики давления обусловлена помощью Москвы."Жесткая линия" Запада, возможно, в какой-то степени соответствует российскиминтересам, поскольку создает дополнительную основу для увеличения зависимостиТегерана от Москвы. Так как в условиях изоляции от Запада Иран будет простовынужден расширять сотрудничество с Россией.
Тегеран, тем временем, видит в Москвеспособность стать уравновешивающим противовесом Западу, хотя и считает, что Россиямогла бы жестче реагировать на антииранские выпады Запада.Сдругойстороны,Тегеранфактическиявляетсялидером"региональногосопротивления" западной гегемонии, барьером, сдерживающим экспансию сторонников"Великого Халифата" и "Османской империи" и сдерживает волну "управляемогохаоса".