Диссертация (1147237), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Военная сила Ирана, помноженная на яркий антиамериканизм.С другой стороны, хотя, израильские власти настаивают на том, что нападениеИзраиля на Иран будет гораздо более масштабным, чем можно себе представить, но92реальность такова, что проведение операции по типу уничтожения реактора в Ираке(1981) и в Сирии (2007) в случае с Ираном не годится. Помимо перечисленных дляАмерики, среди факторов, которые не дадут возможность Тель-Авиву начать войнупротив Ирана, несмотря на всю агрессивность официальных заявлений Израиля, следуетназвать:1. РазногласиявнутриИзраилясредиизраильскихполитиковпоповодуразвязывания еще одной войны с мусульманской страной;2.
Разногласия по той же теме между Тель-Авивом и Вашингтоном, (и Брюсселем);3. Более негативная реакция стран и общественного мнения в мусульманском мире;4. Очень низкая вероятность содействия военной операции против Ирана егососедями, включая страны Залива.С учетом всех этих факторов, а также некоторых обстоятельств, упомянутых дляСША, военный удар по Ирану стратегически немысли для Израиля без привлеченияСША.
Поэтому, значительная часть израильской политической и военной элитывыступила против удара по Ирану «в одиночку», без военной координации иполитического «зонтика» со стороны Вашингтона. Соответственно, Тель-Авив надеется,что когда иранцы пересекут некую "красную черту" (по пути от 20-процентного до 90процентного урана), и у Израиля не останется другого выбора, кроме удара по иранскимядерным объектам, тогда может начаться война и в нее, несомненно, будут втянуты иСША.Тем не менее, США в период президентства Б.
Обамы предпочитали сосредоточитьсянарешениипроблемыИЯПдипломатическимисредствами.СамБ.Обамакатегорически отказался поддержать воинственные планы Тель-Авива, заявив, что дляполитико-дипломатических усилий еще есть время, а также подтвердил, что США недопустят появления у Ирана атомной бомбы277.Учитывая вышеупомянутые трудности и препятствия, в случае войны, в лучшемслучае США и Израиль могут поразить несколько целей и могут остановить ИЯП занекоторое время, но ее уничтожение на практике не возможно. К вышесказаннымпрепятствиям надо добавить оборонительные меры и военную реакцию Ирана. И вИзраиле, и в США совершенно точно знают, что военная операция против Ирана - этоМирский Георгий. Международные отношения на Ближнем Востоке - http://www.wpec.ru/text/201203222045.htm.22.03.2012.27793не «улица с односторонним движением» и Иран – это не Афганистан, не Ирак, неЛивия, и не Сирия.
Нет никаких сомнений, что военные возможности Ирана, посравнению с США, ограничены, но у Ирана есть набор ответных средств в случаеприменения силы против него Израилем и Соединенными Штатами:1. Ракетные удары по американским базам и кораблям в регионе;2. Ракетные удары по Израилю непосредственно (баллистическими ракетами"Седжил" и "Шахаб-3") или с помощью ХАМАС и «Хезболлы»;3. Ракетные удары по военным базам союзников США в регионе;4. Попытка использовать своих союзников в регионе против интересов США,Израиля и их союзников (в том числе, ХАМАС и «Хезболла»)278.Иранские власти знают, что США и Израиль преследуют собственные интересы ввойне с Ираном, а не только всего западного сообщества. Именно поэтому, онифактически провоцируют Тегеран и стремятся к радикализации его поведения.
Такимобразом, надо понимать и ожидать новых провокаций, которые могут случиться в любоевремя. Но Иран не позволяет себе радикальных шагов, которые могли быспровоцировать против него военные действия.С другой стороны, сам факт военного сценария используется как средство давленияна Иран. Против него развязана беспрецедентная психологическая война, США иИзраиль пытаются дать Тегерану почувствовать реальность военного нападения идобиться от него в атмосфере страха еще больших уступок. Например, бывший министробороны США Леон Панетта вдруг заявил в начале 2012 г. о том, что израильский ударпо Ирану возможен уже весной279.
А Генри Киссинджер заявил, что барабаны войны неслышат только глухие280.Таких высказываний было много, особенно в 2012 году. Война не произошла, новоспользовавшись ситуацией, США усилили военное присутствие в регионе, продалиаравийским партнерам массу оружия и военной техники и сохранили рычаг давления наИран. Зная эту тактику, Тегеран делает все возможное, чтобы не вовлекаться в даннуюпсихологическую войну, и в вероятную настоящую войну.
Следует иметь в виду, что в... ايران.ا. ارزيابي و تبیین ابعاد حمله نظامي احتمالي به ج.پوراحمدي حسین و رضائي مسعود278Мирский Г. И. Международные отношения на Ближнем Востоке // Азия и Африка в современной мировойполитике (сборник статей), ИМЭМО РАН, 2012. С. 82.280Heinz Alfred. Henry Kissinger: "If You Can’t Hear the Drums of War You Must Be Deaf" http://www.dailysquib.co.uk/world/3089-henry-kissinger-if-you-cant-hear-the-drums-of-war-you-must-be-deaf.html.27.11.2011.27994последнее время, многие аналитики на Западе и даже в Израиле уже приняли тот факт,что нападение на Иран, даже наземная операция не сможет остановить ИЯП и незаставить Тегеран изменить свою ядерную политику, и нет бомбы, способнойуничтожить ядерное знание в Иране281, поэтому необходима долгосрочная дипломатия.Они признают, что нанесение военного удара только сможет стимулироватьоднозначный выбор для Ирана, то есть создание ЯО.
И все же, может сложитьсяситуация, когда США и Израиль решатся на удар по Ирану для реализациистратегических интересов.3.4. Возможность дипломатического решения и позиционирование Ирана вкачестве региональной державы, обладающей ядерным потенциалом.Среди основных гипотез решения иранской ядерной проблемы, самая возможная иосуществимая из них, – это признание за Ираном статуса мирной ядерной державы.Раньше такое решение казалось маловероятным, но, со временем такой статуспризнается.
В принципе, игнорирование права Тегерана на мирный атом ни при какихусловиях не будет приемлемым для Ирана и только затруднит процесс урегулированияситуации вокруг его ядерной программы.Указывая на то, что Иран готов к диалогу и настроен на достижение окончательногосоглашения, А. Хаменеи твердо заявил, что правительство Ирана не собираетсязаключать с "шестёркой" сделку в ущерб собственным интересам. По его мнению,лучше вообще не договариваться о сделке, чем пойти на плохую сделку, нарушающуюинтересы страны282.Тем не менее, некоторые критики на Западе приводят мнение о том, что надо лишитьИран ядерного потенциала, а не согласиться с плохой сделкой, т.е.
с сохранением уТегерана возможностей развивать ядерный курс. утверждают, что вместо заключения«плохой сделки», позволяющей Ирану разработать ЯО, должно проводить политику,которая лишит Иран ядерного потенциала. Такой исход был бы идеальным, но этоневозможно. Б. Обама указывая на это факт, заявлял, что если бы существовала281Cartwright James and Yadlin Amos. Israeli or U.S. Action Against Iran: Who Will Do It If It Must Be Done? http://www.theatlantic.com/international/archive/2013/05/israeli-or-us-action-against-iran-who-will-do-it-if-it-must-bedone/276295/. 28.05.2013.282 توافق نکردن بهتر از توافق بد است. http://www.farsnews.com/newstext.php?nn=13931119000675.
08.02.2015.("Отсутствие сделки лучше, чем плохая сделка")95возможность полностью разрушить ИЯП, то это была бы наилучшая возможность с еготочки зрения283."Попытки повредить комплектующие деталей центрифуг или внедрить компьютерныевирусы (Stuxnet, Flame, Duqu, Gauss) противникам ИЯП на Западе не помогли. Тегеранвыстоял под напором всех угроз и конкретных антииранских шагов.
Идя на переговоры,страна отстаивала своё право на развитие атомной энергетики как атрибут своегосуверенитета. Со временем многие аналитики и политики в США, Европе и даже вИзраиле признали, что дипломатическая сделка с Ираном будет более эффективной, чемлюбая другая альтернатива переговорам, которую можно было бы принять, в том числевоенные действия284.Если быть более точным, они признали, что этой сделке нет альтернативы, потомучто нельзя игнорировать законные ядерные права Тегерана и отнять его знания вобласти ядерной технологии.
Шаги в этом направлении уже сделаны и страны"шестёрки" и Иран 14 июля 2015 г. достигли исторического соглашения обурегулировании многолетней проблемы иранского атома. Тем не менее, этот подходимеет своих критиков. Ведя очень напряженные и изобилующие различными уловкамис обеих сторон переговоры, «шестерка» продолжала тиражировать сомнения вантиядерной политике Ирана.Ярким примером тому может служить высказывание генерального директораМАГАТЭ Юкия Амано, сделанное 23 марта 2015 г. о том, что "Мы по-прежнемуфиксируем отсутствие нарушений по ядерным материалам, которые задекларировалИран, но мы по-прежнему не можем сделать вывод, что все ядерные материалы вИране предназначены для мирных целей"285.