Автореферат (1147236)
Текст из файла
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиНУРИ АлирезаПОЛИТИКА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЕИРАНА В XXI в.: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСпециальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений,глобального и регионального развитияАВТОРЕФЕРАТДиссертации на соискание ученой степеникандидата политических наукСанкт-Петербург20161ДиссертациявыполненанакафедремировойполитикиСанкт-Петербургскогогосударственного университета.Научный руководитель:Ягья Ватаняр Саидович, доктористорических наук, профессор,заслуженный деятель науки РФ, кафедрамировой политики, Санкт-Петербургскийгосударственный университетОфициальные оппоненты:Сирота Наум Михайлович, докторполитических наук, профессор кафедры историии философии Гуманитарного факультета СанктПетербургского государственного университетааэрокосмического приборостроения (ГУАП)Истомин Игорь Александрович, кандидатполитических наук, старший преподавателькафедры прикладного анализа международныхпроблем (ПАМП), Московский государственныйинститут Международных отношений(университет) МИД РФВедущая организация:Институт стран Азии и Африки ФГБОУ ВПО«Московский государственный университет им.М.
В. Ломоносова»Защита состоится «29» апреля 2016 г. в 17.30 на заседании диссертационного советаД.212.232.65 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СанктПетербургском государственном университете по адресу: 191060, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д. 1/3, 8-й подъезд, факультет международных отношений СПбГУ, ауд. 100.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького СанктПетербургского государственного университета по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург,Университетская наб., д.
7/9, на сайте СПбГУ: http//:spbu.ruАвтореферат разослан «»_______ 2016 г.Ученый секретарьДиссертационного советакандидат исторических наук, доцентД. И. Портнягин2Общая характеристика работыАктуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующимипричинами.Во-первых, одной из главных проблем мировой политики первых двух десятилетийXXI в. стала иранская ядерная программа (ИЯП). Несмотря на заверения Тегерана о том,что она преследует исключительно мирные цели, Запад (США и их европейскиесоюзники) и некоторые страны Большого Ближнего Востока, в частности Израиль,продолжают подозревать Иран в разработке ядерного оружия (ЯО). Из-за этого ИЯПоказалась в центре проблематики международной и региональной безопасности началаXXI в.
Однако эта программа затрагивает не только область глобальной и региональнойбезопасности, но и другие сферы международной жизни, особенно геополитическую игеоэкономическую.Во-вторых, многие годы Иран и "шестёрка" международных посредников (США,Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) пытались преодолетьразногласия относительно ИЯП. Они имеются не только между Ираном и "шестёркой",но и внутри самой "шестёрки".
14 июля 2015 г. между ними было достигнутовсеобъемлющее соглашение, но из-за сохранившихся противоречий, недомолвок иразночтений тех или иных его статей нападки на Иран из-за ИЯП не прекратились, а вВашингтоне даже продлили введенные ранее санкции еще на год, ограничившись лишьснятием некоторых из них. Вот почему возникла ситуация, когда события вокруг ИЯПмогут развиваться по четырем возможным сценариям: 1. обладание Ираном ЯО, 2.полная капитуляция Ирана под беспрецедентным по глубине и масштабности давлениеми угрозами Запада и выведение этой страны на его орбиту, 3. военные действия противИрана и 4.
дипломатическое решение. Июльское соглашение повышало вероятностьреализации четвертого сценария. Однако выполнение соглашения оказалось болеетрудным делом, чем достижение его самого. Его ратификация в парламентах западныхучастников «шестерки» столкнулась с непредвиденными сложностями, особенно вКонгрессе США. От стран-подписантов требуется немало усилий, чтобы преодолетьпротестные движения среди парламентариев. В случае провала могут быть реализованыдругие сценарии.В-третьих, конфликт вокруг ИЯП в большей степени носит геополитическийхарактер и, в действительности, является конфликтом между независимым Ираном,который не скрывает свои региональные амбиции, и геополитическими планами Запада.Тегеран является лидером сопротивления попыткам установления гегемонии Запада врегионе.
На Западе пришли к выводу, что решение проблемы независимого Ирана,препятствующего его (Запада) доминированию на Большом Ближнем Востоке, было бы3возможно лишь со сменой режима в этой стране. Нет сомнений, что для достижениясвоих геополитических и геостратегических целей в отношении Ирана Запад используетИЯП как рычаг давления на эту страну, точнее - только один из рычагов. Не исключено,что даже если кризис из-за ИЯП будет успешно преодолен, Запад откроет другое делопротив Ирана.В-четвертых, ИЯП нельзя рассматривать в отдельности от ключевых событий врегионе.
Геополитический ландшафт Большого Ближнего Востока стремительноменялся под агрессивностью Запада, и, прежде всего, США. Американское вторжениевместе с союзниками в Ирак под вымышленным предлогом наличия ядерного оружия,ввод войск США в Афганистан, прокси-войны в Сирии и Йемене, формирование иподдержка сирийской оппозиции, изначальный патронаж Вашингтона над ИГИЛ – всеэто звенья одной цепи, предназначенной для укоренения доминации США в регионе.Использование ИЯП находится в том же самом ряду.
Вот почему возникало, возникаети, по-видимому, возникнет немало сложностей на пути подлинного, бесконфликтногорешения актуальных вопросов вокруг ИЯП. Особое место здесь занимает выяснениегеополитических аспектов развивающихся процессов вокруг ИЯП. Соответственно, вменяющейся карте региона потенциал изменения ситуации вокруг ИЯП весьма высок, иэта ситуация затрагивает интересы Москвы.В-пятых, успех каждой из сторон (Ирана или Запада) до определенной степениопределит характер дальнейших геополитических реалий в регионе. Успех Ирана будетозначать, по крайней мере, сохранение геополитического статус-кво, продолжениенезависимого внешнеполитического курса этой страны и усиление её региональныхпозиций, а успех Запада приведет к росту его геополитического влияния в регионе ирасширению сферы западного, прежде всего американского гегемонизма на планете.Понятно, что провал Ирана не отвечает геополитическим интересам России, особенно,когда Запад агрессивно пытается ограничить геополитические возможности Москвы, атакже ввел санкции против России.В-шестых, ИЯП сохраняет свою динамичность, по крайней мере, в среднесрочнойперспективе, невзирая на июльское (2015 г.) соглашение, хотя и благодаря ему также.Сами договоренности, принятые Россией без оговорок, дают (и на практикепредоставили) значительные возможности для России, развивая традиционныедобрососедские отношения с Ираном, преуспеть в формировании новогогеополитического ландшафта для упрочения собственной и региональной безопасности,в том числе СНГ, ШОС и ЕАЭС.
В Тегеране и Москве уже понимают, что давление наИран в связи с его ядерной программой и на Россию в связи с кризисами на Украине иСирии является составной частью стратегии Запада по укреплению своей гегемонии намеждународной арене. Реализация этой стратегии угрожает интересам обеих стран, иименно это привело их к более тесному сотрудничеству, особенно после июльского4соглашения текущего года. При благоприятном стечении обстоятельств впостдоговорные времена не исключено формирование геополитической оси «Тегеран –Москва», контуры которой видны уже сейчас.В-седьмых, участвуя в переговорном процессе «шестерки» Россия, играя важнуюроль в процессе стабилизации ситуации вокруг Ирана, пыталась смягчить жесткийхарактер санкций, введенных Западом против этой страны (в отдельных компонентах ейудавалось это), стремилась устранить угрозу своей безопасности со стороны США врезультате развертывания систем ПРО вблизи своих границ, что делалось, помногократным заявлениям Вашингтона, из-за ИЯП.
Однако после подписаниясоглашения в июле 2015 г. по отказу Ирана от разработок и производства ядерногооружия выяснилось, что ссылка на ПРО является блефом американской политики. ПРОпродолжает создаваться. Она угрожает безопасности и России, и Ирана. В результатеприумножилось партнерство обоих государств по защите суверенитета и независимости,в том числе по ликвидации ИГИЛ и коллективной борьбы с терроризмом. Да и вотношении Центральной Азии Вашингтон предпринял в июле 2015 года шаги посозданию формата «5+1», т.е.
пять центральноазиатских стран и США, которыйпредназначен для ослабления позиций Китая и России в этом регионе.Несмотря на июльское соглашение, ИЯП по-прежнему остается в центремеждународных отношений Тегерана с Западом, а Россия, опираясь на содержание этогодокумента, достигла с иранскими властями договоренности о совместном участии вполитической и военной поддержке Сирии. В этой совместной акции проявилсятрадиционный подход Москвы к Ирану как к стране-стороннице соблюдениямеждународного права. Аналогичная позиция по отношению к России и у Ирана. Вотпочему эволюция отношений России к ИЯП и Ирану в целом в первые полторадесятилетия ХХI в.
представляет собой значительный научный и практический интерес.Особое значение исследование темы настоящей диссертации приобретает в связи стем, что оба государства – и Россия, и Иран – нашли верные направления в своемвзаимодействии в условиях текущей подвижности, изменчивости, турбулентности,быстрой сменяемости главных ориентиров мировой политики, нарождающемсяглобальномпротивостоянии,вскладывающейсяполицентричнойсистемемеждународных отношений. Это особенно важно изучить, поскольку тенденцииглобализации и регионализации в системе обеспечения национальных интересовпостоянно усложняются, множатся и неизбежно интенсифицируются.Разумеется, обе страны обладают разным внешнеполитическим потенциалом инеодинаковыми в целом национальными интересами.
Но в той атмосферемежгосударственного соперничества, развивающегося в первые десятилетия XXI в., онинашли немало общих точек политического сотворчества и содействия, что позволилоговорить о новом геополитическом раскладе сил, вплоть до возникновения оси «Москва5– Тегеран». И это обстоятельство придает еще большую весомость и значимостьизучению темы настоящей диссертации. Все высказанные выше причины обусловилиактуальность темы этой диссертации.Степень научной разработанности темы. Несмотря на впечатляющую своимколичеством библиотеку книг и статей о ИЯП, в том числе и публицистических работ,не сходивших со страниц бумажных и электронных СМИ, тема о геополитическихаспектах политики России по отношению к ИЯП недостаточно изучена. Объяснить этоможно, судя по всему, тем, что основное внимание в научных разработкахсосредотачивалось на линии противодействия Иран-Запад, но и в них геополитикапреимущественно отходила на второй, а то и на третий план.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.