Автореферат (1147236), страница 7
Текст из файла (страница 7)
В рамках такой политики, против Ирана действуют международныесанкции СБ ООН и односторонние санкции США и ЕС. Хотя антииранские санкции - неновое явление, но они оказали негативное влияние на жизнь людей и заставилииранское руководство изменить свою тактику (а не принципы). Тем не менее, цельЗапада в изменении внешней политики Ирана или даже политического режима вТегеране не достигнута.Следует отметить, что дипломатические меры и политическое и экономическоедавление в отношении Ирана никогда не снимали полностью угрозу войны.
Хотя всепонимают, может быть, кроме Израиля, что война с Ираном будет затяжной,разрушительной и ее последствия будут катастрофическими, но военный удар последняя надежда США и Израиля, чтобы заставить Тегеран подчиниться ихтребованиям. Несмотря на заключение всеобъемлющего соглашения 14 июля 2015 г.
исмягчение санкций и уменьшение вероятности войны, на Западе и в Израиле никогда неисключают возвращения санкций (тем более, что многие из них так и не сняты) и войныс Ираном, в случае, если не удастся решить проблему ИЯП окончательно.Третий параграф второй главы «Будущее и четыре возможных сценария»посвящен исследованию четырех возможных сценария будущего развития событийвокруг ИЯП. Из-за разногласий и противоречий, развернувшихся в западных странахподписантах этого соглашения, на которые оказывает сильное влияние Израиль, нетполной уверенности, что оно все-таки станет выполняться в полном объеме.
В первомпункте этого параграфа «Возможное овладение Ираном ядерным оружием»рассматривается первый сценарий и безосновательные обвинения в адрес Ирана впопытке создать ЯО. Указывается на двойные стандарты Запада в вопросенераспространения ЯО и излагаются причины, почему Ирану не нужно ЯО. ВластиИрана, в отличие от прежних убеждений в целесообразности обладания ЯО каксредством сдерживания агрессивности Запада и Израиля, пришли к пониманию, что онов тех условиях, какие сложились в результате беспрецедентных угроз, давления,санкций и т.п. действий, не нужно, ибо в противном случае не исключена была бы21прямая интервенция западно-израильских войск, вплоть до применения ЯО.
Оно неможет гарантировать безопасность страны, и даже может произвести обратный эффект ипривести к более значительному увеличению рисков и давлений, и усиливает опасностьпревентивного удара.Во втором пункте того же параграфа «Возможная капитуляция и выведениеИрана на орбиту Запада в результате давления» анализируется второй сценарий вконтексте политики давления на Иран, направленной на изменение его независимоговнешнеполитического курса и, по возможности, смены политического режима.
Современи победы Исламской революции Запад, реализуя различные методы жесткихнападок и политико-психологического давления, пытается добиться этой цели. Длядостижения своих геостратегических намерений Запад против Ирана выдвигалобвинения в поддержке терроризма, нарушении прав человека и попытке создания ЯО.Но Иран требует уважать свои ядерные права как компонент его независимости.В третьем пункте третьего параграфа «Вероятность военных действий противИрана» рассматривается третий сценарий и обстоятельства, которые подталкиваютСША и Израиль к силовому решению иранской проблемы.
В Вашингтоне подчеркнули,что предотвращение появления ЯО в руках Ирана в интересах национальнойбезопасности не только США, но и Израиля и всего региона. В Тель-Авиве назвалиядерный Иран «экзистенциальной угрозой» для Израиля, угрожали не раз самимнанести авиаудары по ядерным объектам Ирана. Ни в Вашингтоне, ни в Телль-Авивеникогда не исключают применение военной силы, чтобы поставить, как в этих столицахполагают, Иран на колени. Оцениваются технические, политические и экономическиепрепятствия на пути к войне против Ирана, набор ответных мер Ирана в случаеприменения силы против него. Война не остановит ИЯП, а только будет стимулироватьТегеран создать ЯО.Вчетвертомпункте«Возможностьдипломатическогорешенияипозиционирование Ирана в качестве региональной державы, обладающейядерным потенциалом» изучается наиболее разумный и конструктивный вариантрешения ИЯП.
Из-за стойкости Ирана в самых ключевых вопросах на Западе пришли квыводу, что игнорирование права Тегерана на мирный атом не будет приемлемым дляИрана и дипломатическое решение - наиболее эффективный способ урегулированияпроблемы ИЯП. Однако, выполнение соглашения 14 июля 2015 г. и проверка егореализации будет длинной и сложной процедурой, и нет гарантий того, чтодипломатические усилия принесут окончательный успех обеим сторонам,участвовавшим в переговорах. Существует немало факторов, которые могут в любоймомент обострить противостояние. Среди них можно, в частности, указать на сменуполитических лидеров в Иране и США и нестабильность в регионе. В Тегераненадеются на благоприятный исход ситуации вокруг Ирана, многосложной, таящей в22себе множество конфликтных столкновений, в том числе и на дипломатическомпоприще.
Большие надежды там возлагают на Россию, справедливо полагая, чтоМосква, добившись иранских антиядерных обязательств, вновь, как и всегда, будет настороне сил сопротивления американскому гегемонизму.В третьей главе «Россия и ядерная программа Ирана» проводится основательныйанализ разных концептуальных и практических подходов, озабоченностей и конкретныхдействий России в связи с этой программой.
В первом параграфе третьей главы«Интересы и соображения России по отношению к иранской ядерной программе»обсуждаются различные мнения и взгляды среди российских политиков и специалистово ИЯП, и интересах и политике Москвы в этом отношении. Они воспринимают поразному Иран и природу его ядерной программы. Неоднозначны также взгляды наинтересы России в отношении Тегерана и ИЯП, политику Запада относительно Ирана иего ядерной деятельности, а также на будущее развитие событий вокруг ИЯП. Всоответствии со своими взглядами они предлагали различные тактики и стратегии,которые Москва должна занимать.В первом пункте этого параграфа «Россия и иранская ядерная программа»внимание уделяется трем основным мнениям в России по поводу ИЯП, интересов иполитики Москвы в этом вопросе.
Некоторые специалисты и эксперты подчеркивают,что в сотрудничестве с Западом нельзя разрешить Ирану создать ЯО; другие полагают,что ЯО Ирана восстанавливает стабильность в регионе (ядерный Иран в качестве"противовеса" ядерному Израилю), а третьи считают необходимым признать правоИрана на мирный атом, но под строгим контролем.
Изменения в официальной позицииРоссии по отношению к ИЯП свидетельствуют о существовании разных оценок даже уофициальных лиц, принимающих внешнеполитические решения. Их разнообразие,часто весьма мотивированное, предоставляет возможность выбора или учета каких-тоотдельных нюансов при формировании официальной позиции в России. Изменения вней происходят под влиянием глобальных, региональных или локальных факторов, нонепременно в соответствии с национальными интересами. В их числе, например, недопущение внерегиональных акторов геополитической игры в Каспийском регионе,куда устремились США, Турция и Китай. Россия рассматривается как основнойконкурент США на Каспии, в Центральной Азии и в Закавказье.
В России, как можносудить по результатам опросов, больше сторонников признания права Ирана на мирныйатом, но под строгим контролем.Во втором пункте первого параграфа «Интересы России в иранской ядернойпрограмме» дана оценка позитивному и негативному влиянию ИЯП на экономические,политические и геополитические интересы России. В экономической сфере позитивныйаспект состоит в возможности взаимовыгодного сотрудничества двух стран в мирныхядерных проектах, а негативный аспект – серьезные ограничения из-за санкций против23Тегерана на торговлю с Ираном и серьезные финансовые потери России.В политической сфере, как следствие, позитивный аспект состоит в появлениивозможностей для России продемонстрировать свое возросшее значение в мировойполитике и свою роль в урегулировании международных конфликтов, а негативныйаспект – в росте взаимного недоверия.В геополитической сфере позитивный аспект состоит в появлении возможностисопряжения геополитических интересов Ирана и России, в том числе в борьбе стерроризмом ИГИЛ, Аль-Каидой, в противодействии децентрализованным силам вАфганистане и раскола этой страны на зоны, подвластные правительству илитеррористическиморганизациям,обеспечениеустойчивойстабильностивприграничных зонах, включая центральноазиатские и кавказские страны СНГ, а такженаращивание политического и экономического влияния России в Каспийском регионе,на Кавказе и в Центральной Азии и усиление интеграционных процессов в этихрегионах, включая ЕАЭС, ШОС, куда Иран стремится вступить в качествеполноправного члена.
Что же касается негатива, то риски, вероятно, неизбежны, когда вгеополитическом процессе участвуют не только Россия и Иран, но и другиерегиональные государства и внерегиональные акторы, ставящие под собой совершенноиные цели и задачи.В третьем пункте того же параграфа «Озабоченность России в связи с иранскойядерной программой» рассматривается обеспокоенность Москвы по поводу возможноймилитаризации Ирана и обладания Тегераном ЯО, военными действиями Запада иИзраиля против Ирана, и возможной капитуляцией и выведением Ирана на орбитуЗапада в результате оказанного на него давления.
Несмотря на заключениевсеобъемлющего соглашения 14 июля 2015 г., события вокруг ИЯП могутразворачиваться по разным направлениям, затрагивающим в тот или иной степениинтересы России. Излагаются в этой связи причины озабоченности Москвы и как ониспособствуют возникновению вызовов и рисков для России.Второй параграф третьей главы «Политика России по отношению к иранскойядерной программе» посвящен исследованию различных методов и тактик, с помощьюкоторых Москва пыталась реализовать свои интересы и устранить озабоченности поИЯП. Изучается промежуточная позиция Москвы, на основе которой она пыталасьвзаимодействовать с обеими сторонами - одновременно с Ираном и с Западом. В первомпункте этого параграфа «Россия, Запад и иранская ядерная программа» выясняетсяроль и влияние Запада на формирование политики России по ИЯП.Ход событий показывает, что Запад привлек Россию для легитимизации передачидосье Ирана из МАГАТЭ в СБ ООН, принятия санкционных резолюций против Ирана ивведения односторонних санкций, используя ее опасения из-за возможного появленияЯО у Ирана.
Однако, в настоящее время Москва лучше, чем раньше, понимает, что24Запад в вопросе ИЯП борется не столько за нераспространение ОМУ, сколько за своигеополитические и геоэкономические интересы. Поэтому она предприняла шаги поснижению негативного воздействия Запада на свою политику в отношении Ирана.Во втором пункте того же параграфа «Россия и ядерные переговоры» выявляетсяроль России в многосторонних ядерных переговорах с Ираном. В течение более 10 летМосква всегда выступала за дипломатическое решение судьбы ИЯП и тем самымсыграла важную роль в решении ряда вопросов технического и политическогохарактера. Взаимодействуя с обеими сторонами, Москва стремилась играть рольпосредника или балансира между Тегераном и Западом.