Автореферат (1147236), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Основная озабоченность по поводу ИЯП заключается в вероятности еепереключения на военные цели. Западные державы и Израиль данную программусчитают в качестве одного из вызовов безопасности, не только в регионе, но и вмире в целом. Другие страны, включая Россию, не скрывают своего беспокойствапо этому поводу, но не выступали против Ирана по этой проблеме стольагрессивно, как США, которые, ведя антииранские действия, особенно старалисьобезопасить своего ближневосточного союзника – Израиль, а тот, в свою очередь,выдвигал все более и более яростные обвинения в адрес Тегерана и не развысказывал готовность даже самостоятельно, без поддержки США и европейскихстран, нанести превентивные авиаудары по ядерным центрам Ирана.
При этихусловиях, предпринимались все возможные шаги, чтобы предотвратить появлениеЯО у Ирана. "Ядерная угроза Ирана" является инструментом системного давленияс целю восстановить гегемонистский контроль над Ираном, занимающим важноегеополитическое и геоэкономическое положение на Ближнем Востоке.143. События вокруг ИЯП могут разворачиваться по-разному, даже после заключениявсеобъемлющего соглашения 14 июля 2015 г., поскольку, выполнение соглашенияи проверка его реализации оказались намного "тяжелее", чем его достижение. Впостдоговорное время развитие событий предполагается по четырем возможнымсценариям; 1) овладение Ираном ЯО, 2) полная капитуляция Ирана подбеспрецедентным по глубине и масштабности давления и угроз Запада ивыведение Ирана на орбиту Запада, 3) военные действия против Ирана и 4)дипломатическое решение.
Среди них четвертый сценарий наиболее приемлем,конструктивен, плодотворен и имеет миротворческий характер;4. В России имеются различные мнения по поводу ИЯП с точки зрения еёнациональных интересов и политики в отношении Ирана. Одни наблюдатели,ученые, эксперты (и их большинство) полагают, что нельзя разрешить Ирану статьобладателем ЯО; другие (их незначительное число) считают, что ЯО Иранавосстановит стабильность в регионе, а третьи – что необходимо признать правоИрана на мирный атом, но под строгим контролем. Власти же страны, отрицаяядерное вооружение Ирана и не поддаваясь нагнетаемой Западом иранофобии, – запредоставление Ирану права на мирный атом под контролем.
Доверие России поотношению к Ирану постепенно возрастало, особенно в связи с июльскимсоглашением 2015 года. Можно предположить, что в настоящее времямежгосударственное доверие достигло стратегических размеров.5. Политика России по отношению к ИЯП подвергалась давлению Запада. Однако впоследние время, после ухудшения отношений России и Запада, в Москвеосознали, что нельзя, чтобы ее политика по отношению к Ирану и его ядернойпрограмме необоснованно была зависима от Запада.
В настоящее время этаполитика базируется на принципе, сформулированном президентом России В. В.Путиным - признание за Ираном права на осуществление мирной ядернойпрограммы, притом под международным контролем;6. Напряженность вокруг ИЯП в действительности является конфликтом междунезависимым Ираном и геополитическими планами Запада, прежде всего США, поупрочению своего доминирующего положения в регионе и мировом сообществе.Соответственно, применение "двойных стандартов" в вопросе нераспространенияЯО в отношении Ирана и обвинения в попытке создания ЯО являются лишьповодом и частью стратегической линии Запада по восстановлению утраченного вконце 70-х годов прошлого столетия контроля над Ираном и установлениюгеополитического баланса сил в регионе в свою пользу.
Для Западагеополитические аспекты ИЯП важнее, чем вопрос нераспространения ЯО;7. С геополитической точки зрения Россия более уязвима в случае реализациилюбого из трех негативных сценариев развития событий вокруг ИЯП, чем США и15Европа. Она географически ближе к Ирану и между двумя странами находятсяобщие геополитические зоны интересов. Три первых сценария, упомянутых впункте 3, имеют существенные угрозы для России, а четвертый сценарий(дипломатическое решение) отвечает в наибольшей степени геополитическиминтересам России;8. К негативным геополитическим последствиям и рискам для России, порождаемымв случае реализации одного из трех первых сценариев, относятся: изменениебаланса сил в пользу Запада, нарастание геополитической нестабильности,ущемление геополитического потенциала и прямая угроза национальнойбезопасности, усиление милитаризма и повышение проницаемости прилегающихдруг к другу регионов.
Геополитически позитивно для России скажется четвертыйсценарий: произойдет укрепление стабильности в приграничной зоне вКаспийском море, а также в приграничье со странами СНГ; упрочениегеополитического статус-кво в геотреугольнике «Иран-Запад-Россия», укреплениепозиций России в регионе в качестве геополитического противовеса Западу и какавторитетного участника миротворческих и мирополитических процессов;приумножение возможностей для трансграничного сотрудничества как механизмаобеспечения национальных интересов; возрастание доверия Ирана и России друг кдругу в связи с борьбой с терроризмом ИГИЛ; доведение межгосударственногодоверия до стратегического партнерства.9.
Политика давления на Иран в связи с его ядерной программой и на Россию в связис кризисами на Украине и в Сирии, которой Москвой оказывается помощь взащите суверенитета и независимости, взаимосвязана со стратегией Запада поукреплению своей гегемонии на международной арене. Данные события вдополнение к иным угрозам, определили ряд возможностей взаимодействия Иранаи России.
Самое главное, они привели к более глубокому пониманиюсуществующего потенциала во взаимоотношениях, который не использовался ещесовсем недавно. Отражением этого является геостратегическое взаимодействиемежду Тегераном и Москвой в Сирии против ИГИЛ. Одновременно сантитеррористическими действиями расширилось партнерство по другимнаправлениям.Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертациибыли апробированы в трех статьях автора, опубликованных в журналах перечня ВАКРФ. Соискатель также является автором других научных статей (на русском, английскоми персидском языках) о ИЯП, внешней политике России в отношении Ирана и БлижнегоВостока.
Ряд положений диссертации обсуждался автором в ходе участия в заседаниипо линии Научно-образовательной программы "Диалог во имя будущего", ключевомпроекте Фонда Горчакова, состоявшемся 8-14 декабря 2014 года в Москве. Автор16выступал также в дискуссиях на факультете международных отношений СПбГУ попроблемам Большого Ближнего Востока, по глобальным мирополитическим процессам,а также в научных заседаниях кафедры мировой политики СПбГУ. Доклад по текущимотношениям Ирана и России сделан на заседании иранской диаспоры Петербурга сучастием министра культуры Ирана г-на Али Джаннати и посла Ирана в России г-наМехди Санаи 14 декабря 2015 года.Структура диссертации. Определяется целью и задачами исследования и включает всебя введение, 4 главы (включающих 13 параграфов и 29 пунктов), заключения, спискаиспользованных источников и литературы и списка сокращений.
Общий объемдиссертации – 236 машинописных страниц.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень еенаучной разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования,методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,положения, выносимые на защиту, содержится информация об апробации результатовисследования, раскрывается структура диссертации.В первой главе «Теоретические подходы к исследованию геополитическихаспектов иранской ядерной программы» рассматриваются теоретические подходы кизучению ИЯП, политика России по отношению к этой программе и ее геополитическиеаспекты.В первом параграфе «Неореалистический анализ иранской ядерной программы»прослеживается содержание основных постулатов неореализма (структурного реализма)и неореалистской метод исследования международных отношений.