Диссертация (1147222), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Символическая политика: контуры проблемногополя. C.3)135Малинова О. Ю. Конструирование смыслов: исследование символической политики в современнойРоссии. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 13.13033ку» удобной зонтичной категорией, позволяющей исследовать под разными углами широкийспектр явлений.136Нам представляется важным учитывать отмеченные исследовательницей характеристикисимволической политики в таком ее частном случае, как политика идентичности.
Действительно, конструирование идентичности фактически и означает символическую борьбу за производство и продвижение способов интерпретации «своих» и «чужих», а также символической границы между ними в качестве доминирующих.Суммируя указанные подходы к интерпретации политической идентичности и политикиидентичности, предложим в качестве выводов из параграфа собственные определения понятий,ключевых для дальнейшего анализа. Политику европейской идентичности ЕС мы определяемкак вид символической политики, состоящий в целенаправленной деятельности политическихакторов стран Евросоюза по формированию, поддержанию и корректировке европейскойидентичности. Мы предлагаем понимать под европейской идентичностью ЕС состояние групповой солидарности граждан Евросоюза, включающее коллективный (осознание и переживание политическим сообществом своей целостности и тождественности) и индивидуальный(осознание и переживание гражданами ЕС своей принадлежности к Европе) уровни.Благодаря основным свойствам коллективной идентичности, образ Другого играет важную роль в политической идентичности.
Референтность политической идентичности предполагает, что ее необходимым условием выступает дифференциация от «чужих», которые помогаютчленам политического сообщества определить его, осознать себя единым целыми достичь позитивной самооценки. По причине гетерогенности политической идентичности образ Другого выступает предметом символической борьбы между различными политическими акторами внутрисамого политического сообщества. Контекстуальность политической идентичности значит, чтообраз Другого подвержен изменениям и зависит от временного и социального контекста.1.2.
Европейская идентичность граждан ЕСВ этом параграфе предметом анализа является европейская идентичность граждан ЕС. Вкакой степени они идентифицируют себя с ЕС и насколько важной для них является даннаяидентификация? Какие отличительные черты они видят у европейцев? В какой степени их чувство принадлежности к ЕС влияет на их отношение к гражданам других стран, входящих в ЕС?Малинова О. Ю. Конструирование смыслов: исследование символической политики всовременной России. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 115—116.13634Рассмотрим элементы структуры европейской идентичности ЕС.
Существует множестворабот, посвященных национальной идентичности, в которых анализируется структура коллективной идентичности (например, труды Э. Смита, Л.-Э Седермана, Й. Форнаса137). На основании этих исследований мы попытаемся представить собственный анализ структуры европейской идентичности ЕС. В качестве источников мы привлекаем данные социологических исследований, проведенных в ЕС в 1999-2015 гг. (в первую очередь, результаты Евробарометра,наиболее важного регулярного опроса общественного мнения в Европе), заключения Еврокомиссии, а также результаты исследований других авторов.Один из фундаментальных вопросов европейской идентичности - в какой степени нынешниеевропейцы идентифицируют себя с ЕС? В 2015 г.
согласно опросу Евробарометра 67 % жителейстран ЕС «чувствовали себя в качестве граждан ЕС» (у жителей Германии, Франции, Польши,Литвы этот показатель составил, соответственно, 81 %, 61%, 74 %, 78 %) 138. В работе Н.В.Александровой на основании результатов социологических опросов в ЕС проанализированадинамика европейской и национальной идентичности. Один из выводов — национальная идентичность по-прежнему очень значима в большинстве стран (например, национальная идентичность доминирует в Швеции (60 %) и Великобритании (64 %). Однако, с другой стороны, прослеживается тенденция к росту числа людей с множественной идентичностью: осознанием своей принадлежности к ЕС, национальному государству, к региону, территории; делаются прогнозы что их число к 2030 г. в Европе будет 224 млн (взрослых) человек (в то время как числограждан с сильной национальной идентичностью — 104 млн. человек). 139Таким образом, «европеец» – это важный маркер самоидентификации, который вместе стем не является основным.
Как отмечают исследователи, за прошедшие десятилетия идентификация с Европой стала значимой вторичной идентичностью для граждан ЕС, которые одновременно идентифицируют себя с национальными сообществами. 140По оценке С. Хенкина, длягражданской идентичности среднестатистического человека, проживающего в ЕС, характернаSmith A. National Identity. University of Nevada Press, 1991; Cedermann L.-E.
Op. cit. ; Fornäs J. Signifying Europe. Bristol, UK, Chicago, USA: Intellect Books, 2012.138StandardEurobarometer83.05.2015//EuropeanComission.URL:http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb83/eb83_en.htm (доступно 07.02.2016).139См. Александрова Н.В.
Указ. Соч. См. также данные об отношении жителей стран ЕС к интеграции, кполитическим и социальным институтам ЕС, к европейскому образу жизни в : Keulman K., Koos A. K.European Identity: Its Feasibility and Desirability. Lexington Book, 2014.140Citrin J., Sides J. More than Nationals: How Identity Choice Matters in the New Europe // Transnationalidentities: becoming European in the EU / Ed. by R. K.
Herrmann, T. Risse, M. B. Brewer. Lanham, USA; Oxford, UK: Rowman and Littlefield, 2004. P. 161–185 ; Hooghe L., Marks G. European Union? // West EuropeanPolitics. 2008. Vol. 31. № 1-2. Р. 108-129.13735разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации.141 Исследователи выделяют две модели взаимодействия европейской политической и национальной идентичности.Первая — это модель «вложенных идентичностей», согласно которой представители меньшихгрупп идентифицируют себя с большими группами. Так, например, жители Берлина могут обладать чувством коллективной идентичности как города, так и страны, а также Европы в целом.Вторая модель носит название «мраморного кекса», которая отрицает иерархию идентичностейи включает в себя убежденность в том, что различные компоненты коллективной идентичностииндивида часто нельзя отделить друг от друга, они взаимодействуют друг с другом и смешиваются.
Данная модель больше подходит для описания европейской идентичности: региональнаяидентичность берлинцев содержит в себе важные элементы немецкой национальной идентичности и европейской идентичности, в том случае, когда идет отсылка к общим ценностям и историческому опыту142. Модель «мраморного кекса» предполагает европеизацию национальнойидентичности, национальной публичной сферы, национальных СМИ, политического дискурса,а не добавление верхнего слоя европейской идентичности.Данные идентификации с ЕС неодинаковы в разных европейских странах. Согласноопросам «Евробарометра», более высокий уровень показывают жители «Новой Европы».
Различия отражаются и в оценке ЕС и его институтов.Дж. Маккормик, анализируя данные Евробарометра и других исследований общественного мнения в странах ЕС за последние годы, показал, что к идее интеграции более позитивноотносятся восточноевропейские, «новые», страны Евросоюза, а также те «старые» страны, которые пострадали от финансовых и прочих кризисов. Их граждане видят выгоду от членства вЕС.143 По данным 2015 г., уровень доверия политическим институтам Евросоюза в странах Западной Европы ниже, а в странах Восточной и Центральной Европы выше (в Германии 39 %, воФранции — 32 %, в то время как в Польше 48 %, Литве 68 %). Напротив, национальным парламентам своих стран доверяли соответственно 53 % немцев, 21 % французов, 17 % поляков и 16% литовцев.
Среди других неофитов «европейскости» — иммигранты из стран третьего мира иХенкин С. Мозаика самоидентификации европейцев: как выстраиваются приоритеты // Перспективы.15сентября2014.URL:http://www.perspektivy.info/srez/val/mozaika_samoidentifikacii_jevropejcev_kak_vystraivajutsa_prioritety_2014-09-15.htm (доступно 07.02.2014).142Risse T., Grabowsky J.K. Op. cit.; см. о взаимодействии политической и национальной идентичноститакже: Preez P. du. Указ.