Диссертация (1147168), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Производствообщественных благ в интерактивной медиасреде способно компенсироватьнесовершенствоинституциональнойсреды,изъянывсистемегосударственного и муниципального управления, неспособность рынкастимулировать активность социальных субъектов в производстве таких благ.Например, российские потребители несут очевидные издержки из-запровалов в нормативном и правовом регулировании добросовестности впредоставлении информации о качестве товаров и услуг. Рынки незащищаютпотребителяотрисков,связанныхспотреблениемнекачественных и даже вредных для здоровья товаров.
Или, например,потребители не защищены от медицинских рисков при потреблениинекоторых медицинских услуг или лекарственных препаратов. Такаянезащищенность связана в том числе с тем, что потребитель не может96См.: Communities in Cyberspace /Ed. by P. Kollock, M. A. Smith. N.
Y.: Routledge, 1999. P.225.86получить полноценную и достоверную информацию о деятельностипроизводителей товаров и услуг из официальных источников.Разумеется,российскоезаконодательствосодержитсанитарно-гигиенические нормы, нормы, регулирующие производство и продажутоваров, лекарственных средств, медицинских и образовательных услуг, атакжеантимонопольноезаконодательство,законодательство,обеспечивающее защиту прав потребителя и т.д. Однако действие этих нормв условиях несовершенной институциональной среды часто не обеспеченореальными механизмами. Существующие институциональные провалычастично восполняются интерактивными медиа, которые создают площадки,где пользователи могут делиться информацией о качестве товаров и услуг,формулировать коллективные требования к производителям, давать советыпо составлению претензий и судебных исков.Рассмотрим основные виды общественных благ, производство которыхсвязано с возможностями интерактивного медиаконструирования социальнозначимой проблематики.К особой группе таких благ следует отнести сами «правила игры» ипроцедуры взаимодействия участников процесса.
Как уже отмечалось впредыдущей главе, наличие прозрачных и справедливых правил и процедурявляется существенным фактором поддержания институциональной среды иопределяет качество социальных интеракций.Такие блага имеют особое значение в российском обществе, котороехарактеризуется несовершенной институциональной средой, провалами вправовом поле, противоречиями между формальными и неформальныминормами. Создание и поддержание интерактивными медиа площадоквзаимодействия граждан друг с другом, с бизнесом, органами власти иуправления способствует закреплению правил и процедур социальныхвзаимодействий.Ключевую роль в производстве и защите формальных правилнеоинституциональная теория отводит государству. Общественный характер87формальных и неформальных правил как общего блага означает их принятиевсеми или подавляющим большинством участников сообщества.
Именносоздание разделяемых подавляющим большинством правил и процедурозначает институционализацию социальных взаимодействий, поскольку, какписал Д. Норт, «институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясьболее формально, созданные человеком ограничительные рамки, которыеорганизуют взаимоотношения между людьми»97.Отсутствие таких правил будет не только затруднять экономический,информационный или любой другой обмен между индивидами, но иблокировать любые коллективные усилия, в том числе те, которыенаправлены на поиски решения социально значимых проблем и созданиеобщественных благ.Не отрицая ключевой роли государства в создании и защитеформальных правил, следует отметить, что общественная защита «правилигры» не только эффективная, но и распространенная практика, в том числе ив России.
В частности, выгоды от координации усилий по защите правил, втом числе и путем экономии на масштабе при обработке информации,рассматривает А. Полински, который приходит к выводу, что такие выгодынедостижимы в условиях рыночной конкуренции98.Вопрос о поддержании «правил игры» в виртуальной интерактивнойсреде имеет существенное значение в исследовании институциональныхфакторовинтерактивногомедиаконструированиясоциальнозначимойпроблематики. Несмотря на то что виртуальные сообщества проектировалисебякакальтернативусуществующемупорядкуиликакпроектосвобождения от ограничений реального общества и разрушения социальных97Норт Д.
Институты, институциональные изменения и функционирование экономики,М.: Начала, 1997. C. 17.98См.: Polinsky A.M. Private versus Public Enforcement of Fines // Journal of LegalStudies. 1980, № 9. P. 105-127.88границ99, еще на заре истории таких сообществ появляются эффективныеинструменты,позволяющиесистемнымадминистраторампресекатьнеприемлемые действия100.Роль системных администраторов и модераторов интерактивных медиафактически состоит в институциональном обеспечении свободы дискуссии ипресечении возможных угроз этой свободе.
Более того, интерактивнаямедиасреда, как показывает Дж. Донат, постепенно создает механизмподдержания баланса между «честным» нормативным поведением ианормативностью и ложью101.Наряду с защитой правил и процедур можно выделить еще нескольковидов общественных благ.Перваяизнихпредставляетсобойтусущественнуючастьобщественных благ, которая производится государством. Это не толькоправопорядок и безопасность, но и такие общественные блага, каксоциальная защита, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина иобразование, т.п. Потенциал интерактивных медиа в контроле за качествомэтих благ в российском обществе только начинает реализовываться.Вроссийскихинституциональнойусловиях,средой,характеризующихсявысокимуровнемнесовершеннойкоррупцииприпредоставлении многих из перечисленных выше общественных благ,неэффективностью государственного управления, интерактивные медиа99См.
напр.: Kang N., Choi J. H. Structural Implications of the Crossposting Network ofInternational News in Cyberspace // Communication Research. 1999. Vol. 26. № 4. (August).P.468; Postmes Т., Spears R., Lea M. Breaking or Building Social Boundaries? Side-effects ofComputer-mediated Communication // Communication Research. 1998. Vol. 25.
№ 6(December). P. 689.100См.: Wellman B., Hampton K. Living Networked on and Offline // Contemporary Sociology:A Journal of Reviews. 1999. Vol. 28. №. 6. November. P. 107.101См.: Donath J. S. Identity and Deception in the Virtual Community // Communities inCyberspace. Ed. by P. Kollock, M. A. Smith. N. Y.: Routledge, 1999. P. 29–59.89могутвосполнитьпотреблениитакихинституциональныеблаг,предлагаяпустотывпроизводствевиртуальныеплощадкиидляобщественного участия и общественного контроля.К следующей группе можно отнести местные общественные блага, ккоторым имеют доступ территориальные (локальные) сообщества.
Это,например, общественные блага, связанные с благоустройством города,качеством городской среды, в том числе парков, освещения, уборки улиц,качества дорог и пешеходных зон и т.п. Целый ряд общественных благобеспечивается в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Отдельнаягруппа местных общественных благ связана с искусством и сферойкультуры: городские праздники, открытые для посещения концерты,выставки, публичные лекции и презентации.
Роль интерактивных медиа вэтой сфере состоит не только в контроле за качеством таких благ, но и ворганизации участия волонтеров и местных сообществ в производстве такихблаг.В качестве еще одной группы общественных благ следует назватьисключаемые общественные блага, или так называемые «клубные блага», т.е.такие блага, потребление которых ограничивается определенным кругом лиц.Роль интерактивных медиа в производстве таких благ активно исследуетсязарубежными и отечественными исследователями.Например,А.Долгин,рассматриваямотивациюколлективныхдействий и создание клубных благ, определяет клуб как «круг людей, чем-тоинтересных друг другу, с которыми человек может разделить общиеприоритеты и увлечения и тем самым реализовать свой собственныйпотенциал»102.Анализ возможностей web 3.0 в формировании таких клубныхсообществ позволяет А. Долгину сделать весьма оптимистичные и смелые102Долгин.
А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ, 2010.С. 97.90выводы относительно перспектив интерактивных медиа не только в созданиипрочной мотивации клубного поведения, но и новой экономики, которую онназывает «экономикой клубов», поддерживаемой такими интерактивнымиинструментами, как коллективная фильтрация контента, беспосредническиесвязи, постфактумные благодарственные платежи, страхование опытныхкультурных благ, символический безденежный обмен, реклама, основаннаяна доверии и т.д.Примеровпроизводстваобщественныхблагвроссийскоммедиапространстве достаточно много.
Одним из подобных типичныхпроектов можно назвать новосибирскую «Карту общественного контроля» всети «Так-так-так» (http://taktaktak.org). Этот сервис позволяет пользователямразмещать на карте отметки о публичных обещаниях власти и отслеживатьреализациюэтихобещаний.Картасостоитизнесколькихслоев,тематизирующих сообщения о социально значимой проблематике порубрикам «Здоровье», «Образование» и «Городская среда». Пользователи пособственной инициативе могут предлагать тематику новых слоев.Технология работы с «Картой общественного контроля» включаетнесколько этапов.
Сначала на карту наносится объект, фигурировавший впубличных обещаниях представителей органов власти и управления,включая суть обещания, сроки его исполнения и источник информации,содержащий ссылки на официальные документы. Далее автору обещаниянаправляется уведомление о том, что исполнение его обещания находитсяпод контролем общественности. После истечения заявленного срока ипроверки исполнения обещания объект на «Карте общественного контроля»помечается отметкой «выполнено» / «не выполнено».
Если обещание невыполнено, выясняются причины невыполнения.На основании коллективных действий происходит осознание иформулирование общественных интересов и осуществляется гражданскийконтроль за расходованием бюджетных средств в реализации плановсоциально-экономического развития территорий, исполнении бюджетов,91целевых или ведомственных программ и т.п. «Карта общественногоконтроля» предполагает активное общественное участие.