Диссертация (1147168), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Активисты могутнаправить информацию о потенциальных объектах контроля по электроннойпочте, разместить печатную или аудиовизуальную информацию о нем накарте, добавить комментарий, подключиться к проверке информации обобъекте общественного контроля.Сама «Карта» представляет собой созданное коллективными усилиямиобщественное благо, которое является как инструментом контроля, так имеханизмом включения локального знания в медиатизацию социальнозначимой проблематики.
Кроме того, поддержка участниками проектаправил и процедур взаимодействия с органами власти и управленияпозволяет говорить о таком общественном благе, как качественнаяинституциональная среда, характеризующаяся прозрачными «правиламиигры» (ресурс предоставляет также возможность бесплатной юридическойконсультации).В производстве и потреблении всех видов общественных благ, такимобразом, одной из наиболее сложных проблем является обеспечениеэффективного контроля за качеством этих благ и объемами их производства.В демократических обществах существенную часть функции такого контроляберет на себя гражданское общество.ВусловияххарактерногодляРоссиикризисадовериякпредставительским институтам и несформированности институциональныхусловийдляразвитияинфраструктурыгражданскогообществаинтерактивные медиа могут способствовать и уже способствуют реализациисущественных элементов прямой демократии.922.2.
Интерактивные медиа и сетевая самоорганизациякак фактор гражданского участияПредлагаемыйпроблематизациюсоциальновдиссертациисоциальныхзначимыхподходпротиворечийпроблемкакпозволяетирассматриватьмедиаконструированиеинтерактивныйкоммуникативныйфеномен.Анализ этого феномена с точки зрения проблематики интерактивностиисетевойсамоорганизациитребуетпереопределенияцелогорядаклассических философско-методологических и политологических принциповисследования публичного пространства, в котором понятие расстояниямежду двумя точками вытесняется понятием информационного потока,время отсчитывается не часами, а событиями, а в качестве отправной точкианализа оказывается не проблема соотношения человека и общества,приватного и публичного, частного и общественного, а феномен сообщения,сущностной основой которого является не столько контент, сколькоустановленная социальная связь.Такоесмещениеракурсасоциально-политическиеанализа,трансформации,отражающегосвязанныесосущественныестановлениемсетевого общества, требует анализа фактора гражданского участия впостановке и решении социально значимых проблем.
В советский период,когда общество было менее сложным и более монолитным, политикоуправленческиефункцииможнобылосконцентрироватьворганахгосударственной власти и управления. Поэтому участие граждан вуправленческом процессе, в том числе в определении повестки дня иактуализации социально значимых проблем, могло быть формальным и частосводилось к организованной поддержке решений органов власти.В настоящее время, когда российское общество усложняется иперестраивается по сетевому принципу, возникают не только условия длягражданского участия, но и необходимость технологизации включения93социально-политическойактивностигражданвполитическийиуправленческий процесс.
Поэтому проблема социального и политическогоучастия граждан в современной России представляет существенный научныйи практический интерес103.Участие граждан в социально-политических процессах представляетсобой важный компонент современной политической системы и охватываеткак институциональные, так и организационные компоненты современногополитического процесса, способствуя воспроизводству институциональнойсреды и появлению новых организационных форм, обеспечивающих связьмеждувластьюиобществом.Интерактивноемедиаконструированиесоциально значимой проблематики не может быть осуществлено безразвития новых форм гражданского участия.Однако гражданское участие в постсоветской России носит размытый инеструктурируемый характер, который усиливает отчуждение междувластью и обществом. Перспективы гражданского участия во многомсвязаны с двумя взаимодополняющими факторами.
Во-первых, с развитиеминституциональной среды, расширяющей радиус доверия, поддерживающейстабильные и прозрачные «правила игры» и стабилизирующей социальныевзаимодействия. И во-вторых, с созданием организационных предпосылоквзаимодействия граждан друг с другом и с органами власти и управления вобсуждении и разрешении социально значимых проблем.103См. напр.: Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам.Зарождающиеся социальные движения в современной России. – М.: Три квадрата, 2010;Гражданское участие в местном самоуправлении.
Под ред. В.В. Гальченко. М.: ИД«Авангард», 2008; Социальное партнерство и развитие институтов гражданского обществав регионах и муниципалитетах: Практика межсекторного взаимодействия. М.: Агентствосоциальной информации, 2007; Гончаров Д.В. Теория политического участия. М.: Юрист,1997; Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: Критические очеркиистории и теории. М.: Наука, 1986; и др.94Одной из ключевых причин, блокирующих гражданское участие вроссийском обществе, является слишком слабая уверенность граждан всоциальной эффективности своего участия.
Поэтому роль интерактивноймедиасреды, которая интегрирует сетевую самоорганизацию граждан вокругсоциально значимой проблематики, в развитии социального и политическогоучастия оказывается принципиальной. Это тем более можно отнести кРоссии, где существует явный институциональный дефицит, а традиционныеформы социальной интеграции либо разрушены, либо демонстрируют своюнеэффективность104.Новый тип сетевых социальных интеракций возникает сегодня вИнтернете,гдемногочисленнымслучайнымсоциальнымконтактам,возникающим на форумах, чатах, онлайн-конференциях, блогах, придаютсячерты устойчивой коммуникации, которая формирует целые онлайнсообщества.
Ранее представить себе столь широкие и многообразные сетевыесообщества было практически невозможно.Определения понятия «сеть» достаточно разнообразны, но чаще всегоключевыми характеристиками выступают такие черты, как совокупностьразнообразных коммуникаций на однородных взаимосвязанных уровнях.Также сеть характеризует относительно высокий уровень стабильностисоциальных связей, детерминированный их количеством: чем больше связейв сети, тем она стабильнее105.Понятие «социальная сеть» в современном его понимании быловведено в научный оборот в 1954 г.
Дж. Барнсом. Он рассуждал следующимобразом. Каждый человек имеет определенный круг друзей, и эти друзья всвою очередь имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одногочеловека знают друг друга, другие – не знают. Такого рода социальные поля104См. напр.: Гудков Л., Дубин Б. Посттоталитарный синдром и апатия масс // Путироссийского посткоммунизма: Очерки. М.: Изд. Р. Элинина, 2007.
С. 8-63.105См.: Бритвин Н.И. Социальные сети как прообраз общественного устройства // Власть,2008. № 1. С. 45.95Дж. Барнс и называл сетями, под которыми он понимал систему точек,соединенных между собой106. Под социальными сетями понимается сегоднясложныесочетанияотносительностабильных,децентрализованных,неиерархических связей, которые объединяют разных по природе акторов,обменивающихся ресурсами для достижения общей цели107. Узлами сетимогут быть как отдельные люди, так и их объединения.Сетевые интеракции имеют целый ряд особенностей.
Прежде всего, этомногоканальность и высокая плотность путей транспортировки информации.Поэтому выпадение отдельных узлов сети из системы коммуникаций неведет к коммуникационным сбоям, а передача информации происходит поальтернативным цепочкам взаимодействий. Тот факт, что любые две точкисети потенциально имеют целый веер возможных связей, делают социальныесети весьма устойчивой системой коммуникаций.Применительно к исследованию конструирования социально значимойпроблематики в интерактивных медиа немаловажным является анализ такогофеномена, как многообразие и индивидуализация конфигурации сетей вкаждой сфере общественной жизни.
Сети могут быть плотными иразреженными, переплетающимися и стержневыми, эксклюзивными иобщедоступными,локальнымииглобальными,стабильнымиидинамичными.Такое многообразие сетей создает новый социально-структурный икоммуникативный эффект в современном обществе, который раньше былнедостижим. Отсюда новая социально-политическая оптика, которая требуетадаптации и уточнения понятий и подходов классических социологических иполитологических теорий применительно к исследованию новой ситуации.106См.: Barnes J.