Диссертация (1147097), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Как62Докучаев И. И. Указ. соч. С. 103.41мы уже выяснили выше, воспоминания представляют собой протяженное вовремени знание и оценку этого знания со стороны индивида.Получается, что все выведенные признаки так или иначе имеют дело сценностной и политической системами индивида, соотнесением с нимиконкретных событий и персонажей, и в результате их оценкой. Выходит, чтоэффект прайминга может рассматриваться не только в рамках теориидискурса, но и в более узких рамках ценностно-политического подхода кдискурсу.Впрочем, связь прайминга с дискурсом может проявляться и на другихуровнях.
Например, теоретическим базисом для изучения феноменапраймингаслужитсоциально-когнитивнаятеория,точнее–модельвзаимообусловенности. Согласно этой модели, человек «является продуктоми производителем внешней среды»63, что соотносится с пониманиемценностно-политического дискурса как феномена «конституирующего» и«конституируемого».Итак,политическиеприиспользованиимоделииндивидатеорииследуетмедиапраймингарассматриватьментальныевкачествеиндивидуального ценностно-политического дискурса.
Иными словами,ценностно-политический «дискурс создает в себе субъекта»64 и воссоздаетсяв сознании субъекта. При этом теория политического прайминга привнесла внаш подход к описанию дискурса элемент, связанный с получаемыминдивидом содержанием информации, которое нужно рассматривать наэмпирическом уровне.Благодаря объединению подхода к комплексному рассмотрениюдискурса на трех уровнях и теории политического медиапрайминга мыполучили представление о ментальных моделях аудитории в ее связях сценностно-политическим дискурсом.Однако признаем, что простого объединения теорий недостаточно.6364Bandura A. Principes of Behaviour Modification.
Toronto, 1985. P. 212.Fairclough N. Указ.соч. P. 182.42Остаются слабые места, связанные, в первую очередь, с тем, что теориямедиапрайминга фокусируется на разборе семантических связей, уделяялишь небольшое внимание связям оценочным. В то же время, дискурс какконституирует, так и конституируется, что означает наличие в конкретныхдискурсивных практиках способов установки и выражения оценочных связеймежду различными элементами. Такие способы рассмотрим в отдельномразделе.В контексте нашей работы дискурсивные практики означают, в первуюочередь, социальные практики, связанные с коммуникативными актами.Журналистская деятельность пронизана коммуникативными актами, иитоговый продукт труда журналиста – статья в газете, телевизионный сюжети т.
д. – является лишь лежащим на поверхности результатом егодеятельности. В процессе подготовки материала журналист вступает вомножество коммуникативных актов: с ньюсмейкерами, редакторами, своейсупругой и друзьями, кондуктором в трамвае. Мы не ограничиваемкоммуникативные акты исключительно профессиональными: в процессеподготовки материала ментальная модель мира журналиста постоянноприрастает новой информацией, которая вступает во взаимодействие с темиузлами, которые уже установлены.Теория медиапрайминга говорит о том, что активация нодов (нод вданном случае мы рассматриваем в его информационном понимании как«узел, соединенный с другими узлами в рамках сети»65) способствуетактивации соседствующих с ней узлов, с которыми установлена связь.Однако упомянутая нами теория концентрируется на семантической природеэтих связей.
В то же время также существуют и оценочные связи, с помощьюкоторых явление соотносится с ценностной моделью индивида.Получается следующее: журналист пишет текст, в процессе написаниякоторого ментальная модель журналиста открыта и доступна для новойинформации. В то же время ценностная система журналиста уже сложилась,65ATIS Telecom Glossary. URL: http://www.atis.org/glossary/definition.aspx?id=655543и новая информация, как правило, будет соотноситься с ней, результатомчего станет редукция значений знака до соответствующего ценностнойсистеме.Наивно считать, что в журналистском тексте не найдет отображениеценностная система его автора. Она проявляется не только в текстахколумнистов или серьезных аналитических статьях, но и в информационныхжанрах – благодаря использованию особой лексики, с помощью заголовковили, скажем, путем встраивания в текст определенного «бэка».
Яркимпримером можно считать издание «Лента.ру» до смены руководства:несмотря информационный характер своей деятельности, журналистыреализовывали ее в рамках либерального дискурса. После смены руководства«Лента.ру» вышла из либерального дискурса – элементы приобрели новоезначение, потому что произошла новая редукция их значений, и конечныйрезультат оказался несоответствующим либеральному дискурсу. Произошлото, что называют «изменением концепции СМИ в подаче информации», нопо сути – смена идеологии.Мы пытаемся описать свою потребность в некоей отправной точке, скоторой начнется изучение в текстах отображения ценностно-политическихориентаций.
В качестве такой точки выберем собственно текст, которыйпонимаетсянамикаклюбойпродуктжурналистскойдеятельности,отображаемый в СМИ независимо от типа средства массовой информации.Испытывая влияние со стороны ценностной системы журналиста,текст, тем не менее, не только пишется, но и воспринимается. И тогда стоитговорить об активации ценностно-политической системы аудитории. Впредыдущем параграфе мы показали, что одна и та же новость, лишеннаяаналитической составляющей, может вызывать прямо противоположныереакции: от положительной характеристики деятельности Владимира Путинадо отрицательной, выражаемой в сравнении президента России с Гитлером66.66Напр., см.: Гитлер и Путин – одного поля ягоды // ИноСМИ. URL:http://inosmi.ru/politic/20160504/236402047.html; Путин и Гитлер: жуткие параллели // Donbass.ua. URL:44Аудитория воспринимает текст и тем самым соотносит его сментальной политической моделью мира.
Мы скептически относимся квозможности осуществления СМИ переубеждающей функции. СМИ могутубедить, но для того, чтобы индивид изменил свой аттитюд по отношению ккакому-либо политическому явлению окружающей его действительности,недостаточно действий исключительно СМИ. Перемена аттитюда можетпроизойти тогда и только тогда, когда в дело вступит актор, принадлежащийк элитной группе, либо когда будут затрагиваться базовые ценностииндивида. Вряд ли те, кто поддержал Владимира Путина на выборах, пойдутна войну под лозунгом: «За Путина» – здесь затрагивается ценность жизни,традиционно сильная в российской культуре.
Потому военные действия,будучи политическими по своей природе, чаще всего трактуются правящимиклассами как действия в защиту Родины.Таким образом, следует принять за отправную точку именнополитически ориентированный текст, написанный конкретным журналистоми воспринимаемый конкретным читателем в конкретном социальном иполитическом контексте. В результате читатель может либо создать свойтекст либо отреагировать на журналистский, соотнеся его со своейценностно-политической системой – оценив его.Однако мы ответили только на один вопрос. Второй вопрос: в какихтекстах находит свое отображение ценностно-политический дискурс?Проще считать, что ценностно-политический дискурс расположен напересечении ценностного и политического дискурсов, однако в таком случаемы сведем к минимуму значение медиа в установлении и последующемвоспроизводстве дискурсов.Можно ответить, что ценностно-политический дискурс возникает там,где отображаются политические ценности, что будет, как нам кажется, болееверным его пониманием.
Однако в таком случае возникает проблемаhttp://donbass.ua/news/ukraine/2016/05/28/putin-i-gitler-zhutkie-paralleli.html; «За себя и за того парня», илиПутин – Гитлер нашего времени // Укринформ. URL: http://www.ukrinform.ru/rubric-politycs/2105640-za-sebai-za-togo-parna-ili-putin-gitler-nasego-vremeni.html45интерпретации текстов и сопутствующего ей акцентирования знаков: почемуряд событий интерпретируются в политическом ключе путем соотнесениясобытия с ценностно-политической областью ментальной модели индивида,несмотря на то, что сами по себе события не несут в себе политическогоначала? В качестве примера подобных событий приведем Олимпийскиеигры, в которых официально не существует медального зачета по странам,однако неофициальный медальный зачет регулярно появляется в СМИ –гораздо чаще любого спортсмена.
Еще один пример – песенный конкурсЕвровидение, в котором официально соревнуются исполнители, однакоконкурс регулярно трактуется журналистами как политическое явление.Отмечаются, в частности, соседский принцип голосования67, влияниеполитической ситуации на оценки, выставляемые конкурсантам68, да и самиитоги конкурса порой трактуются в ценностно-политическом ключе: так,например, после победы на «Евровидении 2014» австрийского трансвеститаряд СМИ критически разобрал западные ценности – в частности,толерантность к сексуальным меньшинствам69.Политическая трактовка событий связана с наличием в текстах особыхструктур, которые, образно выражаясь, открывают дверь в ценностнополитический дискурс.